Формирование предложных конструкций у старших дошкольников в игровой деятельности
статья по развитию речи (старшая группа)
Одним из важных показателей грамотной речи любого ребенка является умение правильно употреблять предлоги. Именно поэтому возникает необходимость организации работы в рамках формирования грамматического строя речи детей по развитию навыков употребления предлогом детьми в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Гайдарова Алина Ровшановна
Формирование предложных конструкций у старших дошкольников в игровой деятельности
Одним из важных показателей грамотной речи любого ребенка является умение правильно употреблять предлоги. Именно поэтому возникает необходимость организации работы в рамках формирования грамматического строя речи детей по развитию навыков употребления предлогом детьми в дошкольном возрасте.
Предлоги выполняют определенную функцию в речи – зависимость одних слов от других в словосочетании. Не зная эти слова, дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью. К 4,5-5-летнему возрасту ребенок овладевает всей системой русского языка, в том числе навыками употребления предлогов.
Предлоги являются частицами речи, служащими для выражения пространственных, временных, причинных, целевых, притяжательных, ограничительных и других отношений между объектами или таких же отношений объектов к действиям, состояниям и качествам. Обозначением предлогов выступают синтаксические отношения между формами косвенных падежей имен существительных, местоимений или субстантивированных прилагательных и числительных, с одной стороны, и глаголами, именами существительными, местоимениями, прилагательными, реже наречиями, с другой стороны [1].
В дошкольной практике огромное значение для развития речи детей дошкольного возраста в целом, так и для развития навыков употребления предлогов, в частности, выступает игровая деятельность.
Необходимость развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста подтверждается исследованиями о роли игры в развитии дошкольников, проводимыми уже в начале XX века (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). В настоящее время актуальность этого вопроса подкрепляется текстом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где игра определяется средством для организации деятельности ребенка, его многогранного развития в социально-коммуникативном, речевом, познавательном, художественно-эстетическом и физическом направлении развития и образования детей [3].
Игра занимает важное место в жизни ребенка в дошкольный период, являясь ведущим видом его деятельности. Игра представляет собой деятельность, которая имеет большое значение для развития ребенка, в ней происходит формирование действий и представлений, ориентации в отношениях между людьми, первоначальных навыков кооперации (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.).
О.С. Газман считает, что игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил [2].
По мнению Д.Б. Эльконина, игровая деятельность – это основа социальных взаимоотношений, способствующая разрешению имеющихся противоречий и готовящая ребенка к реализации иных видов деятельности». Как отмечает автор, в игровой деятельности формируются важнейшие личностные стороны участников социума: у дошкольников формируются новые мотивы, устанавливается соподчиненность данных мотивов, происходит формирование механизмов управления собственными поведенческими реакциями, понимание норм этики и моральных устоев окружающих взрослых [4].
Работу по формированию предложных конструкций у старших дошкольников в игровой деятельности необходимо осуществлять поэтапно.
Подготовительный этап. Цель: создание базы для употребления предложных конструкций старшими дошкольниками через развитие пространственных представлений, умения понимать предлоги.
Основной этап. Цель: формирование навыков употребления в речи предложных конструкций у старших дошкольников в игровой деятельности.
Заключительный этап. Цель: закрепление навыков употребления предложных конструкций в связной речи в условиях игровой деятельности.
В таблице 1 представлено содержание работы по формированию предложных конструкций у старших дошкольников в игровой деятельности.
Таблица 1
Содержание работы по формированию предложных конструкций у старших дошкольников в игровой деятельности
Этап | Цель | Игры | Задачи |
Подготовительный | Создание базы для употребления предложных конструкций старшими дошкольниками через развитие пространственных представлений, умения понимать предлоги. | «Веселая зарядка» | Закрепить представления о схеме тела, научится переводить зрительно-гностическое пространство в телесно-гностическое и наоборот, что очень полезно для развития пространственных представлений в целом. |
«Карта сокровищ» | Учить ориентироваться не только в реальном пространстве, но и в его схематичном изображении. | ||
«Пчелка» | Учить ориентироваться в пространстве листа, закрепить понятия «вправо», «вверх», «вниз», развивать внимание. | ||
«Разложи предметы» | Закрепить понимание предлогов на, между, ближе, от и др. | ||
«Займи поле» | Ориентировка в пространстве листа, развитие функций внимания и мышления. | ||
«Лабиринт» | Ориентировка в пространстве листа, развитие внимания. | ||
«Гонки» | Ориентировка в пространстве листа. | ||
«Танки» | Развитие пространственных представлений, способствующих предупреждению зеркальности на письме. | ||
«Рисунки из Зазеркалья» | Развитие пространственных представлений, способствующих предупреждению зеркальности на письме. | ||
«Золотой ключик» | Формирование графической составляющей образов буквы, слова, развитие внимания. | ||
Основной | Формирование навыков употребления в речи предложных конструкций у старших дошкольников в игровой деятельности. | «Сделай, не ошибись!» | Формирование навыков употребления предлогов. |
«Откуда и куда?» | Формирование умения употреблять существительные с предлогами В и ИЗ, НА и С. | ||
«Исправь ошибки Незнайки» | Формирование умения употреблять предлоги ПО, ЧЕРЕЗ. | ||
«Кто с кем? Кто с Чем?» | Формирование умения употреблять существительные с предлогом С. | ||
«Играем в прятки» | Формирование умения употреблять предлоги ЗА, ИЗ-ЗА | ||
«Куда села бабочка» | Формирование умения навыка правильного употребления существительных с предлогом НА. | ||
«Кто где живёт?» | Формирование умения употреблять форму предложного падежа существительных с предлогом В. | ||
«Скажи, куда мы положили» | Учить пользоваться в речи предлогом «на», «за», «под». | ||
«Найди такое дерево» | Учить детей пользоваться в речи предлогами «с», «у» | ||
«Кто без чего?» | Учить детей пользоваться в речи предлогом «без» с существительными в род. падеже. | ||
Заключительный | Закрепление навыков употребления предложных конструкций в связной речи в условиях игровой деятельности. | «Собери предложение» | Закрепление конструкций с различными предлогами. |
«Составь предложение и рассказ» | Формирование умения составлять предложения и пересказывать текс с предлогами. | ||
«Составь предложение» | Формирование умения составлять предложения с предлогами по трем опорным словам. | ||
«Исправь ошибку» | Формирование понимания смысла предложения | ||
«Составь предложение по схеме» | Формирование умения составлять предложения по графической схеме. | ||
«Бросай-ка» | Закрепление правильного употребления различных предлогов через составление предложений. | ||
«Будь внимательным» | Закрепление навыка употребления предлогов в речи, умения составлять предложения с заданным предлогом. | ||
«Зашифрованное письмо» | Учить читать графические схемы с предлогами, использовать эти предлоги в речи при составлении предложений. | ||
«Ромашка» | Закрепление умения подбирать картинки к заданному предлогу, составлять по ним предложения. | ||
«Веселые предложения» | Учить читать графические схемы с предлогами, использовать эти предлоги в речи при составлении предложений. |
Таким образом, работа по формированию предложных конструкций у старших дошкольников в игровой деятельности должна проводиться поэтапно, включая подготовительный, основной и заключительный этап. Для каждого этапа осуществляется подбор игр в соответствии с решаемой целью: на подготовительной этапе используется игры, которые создают базу для употребления предложных конструкций старшими дошкольниками через развитие пространственных представлений, умения понимать предлоги; на основном этапе применяются игры по формированию навыков употребления в речи предложных конструкций у старших дошкольников в игровой деятельности; на заключительном этапе подбираются игры, направленные на закрепление навыков употребления предложных конструкций в связной речи в условиях игровой деятельности.
Библиографический список
- Виноградов В.В. Русский язык [Электронный ресурс]. URL: https://www.slovari.ru/default.aspx?p=5306 (дата обращения: 27.06.2021)
- Газман О.С. Игра как средство дополнительного образования подростков /О.С. Газман// Историко-педагогический журнал. 2016. № 2. С.80-81.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.
- Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. М.: Книга по Требованию, 2013. 228 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/14/picture-344597-1384445266.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Формирование доброжелательности у старших дошкольников через игровую деятельность «Шкатулка добрых дел»
Занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию доброжелательности через игровую деятельность....
формирование коммуникативной культуры личности старших дошкольников средствами игровой деятельности
в презентации представлена работа с детьми подготовительной группы по формировынию коммуникативных навыков общения со сверсткинами средствами игры...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/17/picture-470001-1605593307.jpg)
Педагогические условия формирования основ социальной компетентности старших дошкольников в игровой деятельности
Консультация для педагогов детского сада....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/10/picture-401526-1646915117.jpg)
Презентация Формирование Элементарных Математических Представлений у старших дошкольников через игровую деятельность
Типы математических игр с примерами...
Семинар для педагогов «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников средствами игровой деятельности»
ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категория...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/05/picture-1455757-1675596299.jpg)
Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через игровую деятельность.
Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через игровую деятельность. Презентация....