Звук и буква «б»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Солдатова Дарья Владимировна

Звук и буква «б» в подготовительной группе по программе "Успех"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Звук и буква «б»598.28 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема (проект. событие): звук и буква «б»

Возрастная группа: подготовительная группа

Форма НОД: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная

Форма организации: индивидуальная, групповая

Учебно-методический комплект: программа «Успех»

Цель: знакомство детей со звуком и буквой [Б]

Задачи:

Обучающие:

  1. Учить детей формировать навыки звукового анализа и синтеза

Развивающие:

  1. Развивать мелкую моторику руки;
  2. Развивать произвольную память, внимание, мышление детей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, внимание, любознательность, желание доводить начатое дело до конца

Средства:

Мультимедийные: презентация

Литературные: загадки

Раздаточный: прописи, ручки, карандаши, сигнализаторы

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Мотивация деятельности детей (обсуждение реального события, введение в игровую ситуацию).

- Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (доброе утро)

- Дети, когда мы узнали, что к нам придут гости мы удивились! (дети изображают удивление)

 -Потом мы стали думать, что покажем гостям! (серьезное задумчивое  лицо)

- А сегодня мы увидели добрые  лица и обрадовались!

- Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний занятие принесет нам всем радость, общение друг с другом.

-Успехов вам и удачи.

Присаживайтесь на коврик.

- Ребята, а вам хочется отправится на экскурсию?

Подумайте, а куда ж можно отправиться на экскурсию?

А вот куда отправимся сегодня мы, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Ты иди сюда скорей,
Посмотри-ка на зверей,
На заморских, очень редких,
Что живут в просторных клетках.
(Зоопарк)

Организует размещение детей в группе, эмоционально включает в действие:

Загадывает загадки, задает вопросы.

Дети встают в круг, отгадывают загадки, отвечают на вопросы.

Умеет управлять своим поведением; соблюдает общепринятые нормы поведения; проявляет готовность к действию.

Актуализация опорных знаний, выявление проблемы (постановка целей исследования).

Так вот. мы с вами сегодня отправимся в зоопарк. И кто же нас встречает?

Назовите их. 

Игра: «Четвертый лишний»  (белка, баран, барсук, бегемот)

-  Ребята, мне кажется, какой-то  предмет лишний? (баран)

-  Как одним словом можно назвать оставшиеся  предметы?

-   Какой одинаковый звук встретился во всех этих словах?

-  Догадались, о чем сегодня будем говорить на занятии?

-  Какую цель занятия можем поставить сегодня перед собой?    

Правильно, сегодня на занятии

Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

А сейчас сядем дружно по местам,

Заниматься нужно нам.

Для начала, для порядка,

Нужно сделать нам зарядку.

    - Артикуляционная гимнастика. 

Проводит игру, артикуляционную гимнастику, задает вопросы.

Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы, по очереди, передавая мяч.

Умеет слушать, отвечать на вопросы; проявляет любознательность, задает вопросы; пытается самостоятельно предложить объяснение проблемы, способен к принятию собственного решения.

Решение проблемы (игровая деятельность; анализ – сравнение, активное обсуждение демонстрационного, иллюстративного или предметного материала).

  Знакомство со звуками «Б», и «БЬ»  и буквой «Б».

 З в у к и   «Б »  и  «БЬ» .

-  Фонетическая характеристика звуков.

-  Дети посмотрите внимательно, кто же нас встречает (белка, баран)

-  Какой первый звук в слове баран, а в слове белка?

   Звуки «Б» и «БЬ» очень одинаковые, но и чем-то различаются.

-  Дайте характеристику этим звукам.

-  Работа по развитию фонематического слуха.

Игра «Услышь звук»

Раз, два, три, четыре, пять –будем мы сейчас  играть. Когда я назову согласный твердый звук[Б], вы поднимите…(синий кружок), а когда – согласный мягкий звук [Б’] …(Зеленый кружок). А гости посмотрят, кто самый внимательный из вас. Б, Б’, Б’, Б, Б, БЯ, БА, БЫ, БИ, АБ, БЕ  БЫК, ДУБ, БЕЛКА, РЫБА, БЕРЕЗА, ШУБА, БЕГЕМОТ

Оцените свою работу с помощью сигнализаторов.

Молодцы, вы отлично справились с этим заданием.

Игра: «Один  - много»  игра с мячом        (собака, бегемот, бобер, барсук, обезьяна, кабан)

А сейчас детвора, для вас новая игра. Вставайте все вкруг.

Дети, я буду называть  один предмет,  а вы назовите много, отвечая полным предложением.

З н а к о м с т в о   с   б у к в о й «Б»

- Молодцы, присаживайтесь на свои места. Дети, что мы слушали? Правильно, звуки мы произносим и слышим. На письме звуки, будем обозначать буквой Б (показ печатной буквы). 

          Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

- А теперь вы пофантазируйте и представьте, на что похожа буква Б.

Чтобы букву написать,

Надо пальчики размять.

 П а л ь ч и к о в а я   и г р а  «Зайчики, колечки».

О т р а б о т к а   н а в ы к о в   п и с ь м а.    

Попросите ребенка продолжить писать буквы на нескольких строчках слева направо, не вращая листок и не отрывая ручку от него..

(Правила посадки, положения листа, правильный захват ручки).

G:\буквы\Б\Буква-Б.jpg

Физкультминутка 

                             Буратино

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Просит дать  характеристику звукам, задает вопросы, проводит пальчиковые игры

Проводит физкультминутку.

Выстраивают полный ответ, предложение; используют сложные грамматические инструкции.

Дети сопровождают проговаривание стихотворения показом соответствующих стихотворений.

Проявляет инициативу и самостоятельность; открыт внешнему миру, взаимодействует со сверстниками, воспитателем; имеет развитое воображение; творчески решает проблему; способен к волевым усилиям; обогатил словарь по теме; проявил готовность к совместной деятельности.

Закрепление (самоопределение).

  Р а б о т а  п о  р а з в и т и ю  н а в ы к о в  з в у к о в о г о  а н а л и з а и  с и н т е з а.

Игра «Составь слово».

-  Ребята, из зоопарка сбежал питомец. Как вы думайте кто?  

Чтобы узнать, кто это, я предлагаю выполнить еще одно задание.

- Прошу вас присесть на коврик и посмотреть на слайд. Здесь  зашифровано слово, попробуйте разгадать. Нужно определить первый звук в каждом предмете.

(составить слово по первым звукам ЗЕБРА)

http://cdn01.ru/files/users/images/1a/7f/1a7fc5a6bd34077fd97cc0224848b2b8.jpg   http://krasivye-zhivotnye.ru/images2/zhivotnye68.jpg   https://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1018925676.jpg https://static.turbosquid.com/Preview/2014/09/28__07_32_35/Eurasian_Lynx02.jpg6bbd4b7a-f99a-4f4d-8159-3c795743768fOriginal.jpghttps://us.v-cdn.net/6025126/uploads/FileUpload/d8/b3ebc4088f88bf3a63ecf4980c0b6b.jpg

- Где находится звук Б в слове ЗЕБРА?

- Сколько слогов в этом слове?

- На какой слог падает ударение?

- Составьте предложение со этим словом.

Ч т е н и е   с л о в.

Ребята, займите свои места за столами, веселые обезьянки предлагают  вам новое задание.  Справитесь? Перед вами бусы, вам предстоит их раскрасить в таком порядке КРАСНАЯ, ЖЕЛТАЯ.

Прочитайте, какие слова получились из буковок одинакового цвета? (бананы, арбуз)

-  Что еще можно сделать с этими рисунками. Я предлагаю вам раскрасить их в группе.

 П о с м о т р и   н а   б у к в у   и   в ы у ч и   с т и ш о к :

Бегемот разинул рот:

Булки просит бегемот.

Инициирует общее обсуждение детей; выражает искреннее восхищение; комментирует высказывание; проявляет свое отношение к факту; проявляет уважение к детским высказываниям; проявляет заинтересованность; поддерживает, активизирует обсуждение.

Активно включаются в беседу, выражают свою оценку, проявляет творческую активность.

Проявляет самостоятельность; уверен в своих силах; открыт внешнему миру; положительно относится к другим; сопереживает неудачам и радуется успехам другим; подчиняется правилам; проявляет творческие способности; проявляет любознательность; принимает собственное решение; выполняет задание в соответствии с приобретённым опытом.

Рефлексия (анализ и результаты).

Какое задание вам понравилось? Какое показалось трудным?  Оцените свою работу с помощью сигнализаторов.

Молодцы, ребята!

Задает вопросы, стимулирующие процессы мышления; комментирует высказывания; выражает признательность; поддерживает.

Осуществляет контроль; выражают собственные суждения; делятся впечатлениями; рассказывают о своих чувствах.

Способен оценить свою деятельность, свой вклад в решение проблемы; выделить трудности которые были в ходе решения проблемы.

Открытость (умение обсуждать и планировать дальнейшую совместную и  индивидуальную деятельность)

Ребята, на столах у вас лежат сигнализаторы, возьмите их и подумайте вам было трудно или интересно. Если вам было трудно, то покажите, что вам было трудно. Ребята, когда вы придете домой, то вы можете нарисовать эту буквы и животного, которое начинается на эту букву.

Просит оценить свой труд на занятии, задает вопросы.

Оценивают себя, отвечают на вопросы.

Овладели средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Умеют планировать и продолжать свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....