Роль педагога-психолога в развитии и повышении мотивации у детей старшего дошкольного возраста при изучении русского языка
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Психолог Алёна Анатольевна

 

Язык — это история народа.

Язык — это путь цивилизации и культуры…

Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является

не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

Александр Иванович Куприн

            Роль педагога-психолога в развивающем процессе в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить. Работая с малышами, понимаешь, какой потенциал заложен в их маленьких головках, какая ответственность лежит на тебе, как на специалисте, за конечный результат работы перед выпуском детей в школу. Обществу известна глубина проблемы изучения русского языка в современном мире. Внешняя среда, с ее погрешностями в огромном количестве заимствований в речи русского человека иностранных фраз и целых мыслей,  может способствовать отдалению от родного языка не только взрослых, а особенно детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль педагога-психолога в развитии и повышении мотивации

у детей старшего дошкольного возраста при изучении русского языка

Автор:

Алёна Анатольевна Сидорова

Педагог-психолог

МБОУ ИРМО Детский сад комбинированного вида

в «ЖК Луговое»

Язык — это история народа.

Язык — это путь цивилизации и культуры…

Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является

не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

Александр Иванович Куприн

        Роль педагога-психолога в развивающем процессе в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить. Работая с малышами, понимаешь, какой потенциал заложен в их маленьких головках, какая ответственность лежит на тебе, как на специалисте, за конечный результат работы перед выпуском детей в школу. Обществу известна глубина проблемы изучения русского языка в современном мире. Внешняя среда, с ее погрешностями в огромном количестве заимствований в речи русского человека иностранных фраз и целых мыслей,  может способствовать отдалению от родного языка не только взрослых, а особенно детей.

Наша цель: привить детям любовь и гордость за родной русский язык, а также развить стремление на изучение родного языка.

         Мир русской литературы и культуры очень велик! Это дает нам массу возможностей и вариантов в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста изучать великий могучий русский язык, играя.

Вспомним русскую сказку, где добро всегда побеждает, где исконно русские герои, будь то люди, либо звери, показывают нашим малышам, как нужно почитать традиции и устои. При помощи педагога-психолога происходит и развитие в данном процессе познавательных способностей, которые вызывают интерес у детей к дальнейшей совместной деятельности и, как следствие формируют положительную мотивацию к изучению родной литературы, русского языка и культуры русского народа.

Хотелось бы дать четкое понятие детским способностям. Что таится и открывается при понимании данного термина? Следует отметить, что под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, которые позволяют отличать одного человека от другого, но нельзя не учесть, что это те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.

Б.М. Темплов считал, что способности не существуют без постоянного процесса развития, т.е., если человек не использует сформированную способность, то она со временем теряется. Здесь и сейчас следует сделать вывод, что человек должен систематически трудиться с раннего детства, чтобы развиваться. Также следует помнить, что успешность зависит от сочетания зачастую совершенно разных и многих способностей, которые мы в развивающем процессе с детьми используем совместно с воспитателями, музыкальными руководителями, педагогом физвоспитания и учителем-логопедом. Все специалисты, тесно взаимодействуют с педагогом-психологом, рассматривают и применяют в своей деятельности различные способы по развитию и формированию мотивации у детей старшего дошкольного возраста на изучение русского языка.

Многие способности детей начинают развиваться с рождения и, если первичная группа-семья заинтересована в развитии своего малыша, то ребенок начинает заниматься теми видами деятельности, которые способствуют развитию. И вот маленький человечек приходит впервые в детский сад, где встречает всю многогранность развития своего потенциала. Я, как педагог-психолог, помогаю в развитии этих способностей путем различных игр, а затем, в дальнейшем ненавязчиво и спокойно применяю для более плотного развития индивидуальных способностей учебные и трудовые элементы. Занятия различными творческими играми приобретают особое значение для развития мотивации на дальнейшую совместную деятельность. Я это использую на занятиях в изучении русского языка.

Абсолютно все занятия должны нести обучающий характер. Данные занятия рекомендуется проводить на основе гуманно-личностного подхода, при использовании которого предполагается прогресс развития в ходе учебно-игровой деятельности.

Целью обучения русскому языку и культуре детей старшего дошкольного возраста является усвоение ребенком заданных знаний и умений, которые помогают усвоить умственные способности и, конечно, желание заниматься, а значит, мы можем говорить о формирующейся мотивации. Именно к старшему дошкольному возрасту, наши дети начинают обладать способностью систематизировать то, что они уже знают и умеют,  связывать между собой эти приобретения.

Развитие и повышение мотивации старших дошкольников

в процессе игрового бучения

        В своей профессиональной деятельности я активно использую многоплановость и разнообразие образовательного процесса. В деятельности человека нет областей, где не использовалась бы речь. Активное развитие речи у детей происходит при чтении книг. Буквально несколько лет назад ценность книги была настолько высока, что люди могли часами стоять в очереди за очередным литературным шедевром. Сейчас картина изменилась не в лучшую сторону. Читательские пристрастия и привычки кардинально изменились. Век информатизации и компьютеризации способствует потере детского интереса к чтению, к живой книге.

        Всем детям приходится учиться. Успех учебной деятельности напрямую зависит от речевого развития ребенка. Мы должны помнить, что непосредственное влияние на речевое развитие имеет книга. Главной задачей педагогов и родителей является развитие речи. Я, как педагог-психолог, активно использую на занятиях живое чтение с обсуждением прочитанного. Таким образом, происходит работа над развитием речи. В ходе многолетней моей практической деятельности приятно наблюдать, что по итогу такой работы большинство детей начинают владеть развернутой фразовой речью, навыками, соответствующими возрастным особенностям детей, что бесспорно помогает им безболезненно адаптироваться к школе. Известные психологи, такие как: П.Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин и многие другие утверждают, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое формируется на детских ощущениях и, что это необходимо развивать. Помогает в этой работе- КНИГА и работа с текстами.

Также необходимо учесть, что в развивающей работе с дошкольниками первое и самое важное значение имеет игровая форма. Здесь необходим творческий подход и, конечно мотивация. На развивающих занятиях мы знакомимся с русским  фольклором, используем русские музыкальные инструменты, вспоминаем сказки русских писателей и русского народа, где данные инструменты изображены в тексте, либо на картинках. При помощи музыкальных руководителей, дети имеют возможность услышать вживую звуки этих инструментов, могут прикоснуться к ним самостоятельно и даже поиграть на них. Это способствует развитию мышления и воображения. Пи взаимодействии с педагогом физвоспитания в спортивном зале и на улице с детьми проводятся старые русские игры, где ребята не только активно двигаются, но и узнают исторические моменты появления на Руси таких видов развлечений. С воспитателями также совместно, проводится постановка мини-спектаклей по мотивам русских сказок и рассказов. Невозможно передать тот интерес и азарт, с которым дети исполняют роли людей, птиц и зверей. Следует отметить, что в данной развивающей работе творческого характера дети также изучают историю русского-народного костюма. Родители (законные представители) детей приглашаются мною и остальными педагогами к активной взаимодеятельности в данном направлении. Многие из них оказывают помощь в изготовлении русских-народных костюмов.

        Необходимо учесть то, что если деятельность ребенка носит творческий характер, то это мотивирует его на дальнейшую работу, в процессе которой малыш думает, размышляет и, таким образом эта деятельность становится для него привлекательной. Этот процесс связан с формированием новых мыслей, ребенок делает открытие для себя новых знаний, открывает в себе новые возможности и горизонты. Это становится сильным стимулом к дальнейшему изучению русской культуры, литературы и русского языка.

        Совместно с учителем-логопедом проводятся занятия, способствующие изучению русского языка. Яркий раздаточный материал с разнообразными картинками и алфавитом, помогает детям легко, быстро и в игровой форме запомнить буквы, звуки русского языка, развить фонематический слух и восприятие. Дети быстро осваивают и запоминают слова-обобщения, антонимы и синонимы.

        Совместная деятельность педагога-психолога и специалистов в творческом образовательном процессе укрепляет положительную самооценку детей, повышает уверенность в себе, а главное, у детей появляется чувство удовлетворенности от достигнутых успехов и желание в будущем взаимодействовать. На протяжении дошкольного периода в жизни ребенка, он овладевает новыми умственными действиями, которые позволяют ему решать более сложные задачи, а развивающий результат напрямую зависит от тех образовательных задач и элементов, которые преподаются детям и каким образом это им сообщается.

Очень важно помнить то, что ребенок дошкольного возраста-это «первооткрыватель», это «исследователь», он стремится узнать все новое. С психологической точки зрения, для будущей ситуации успеха в жизни ребенка очень важна активная позиция взрослого. Это мы- педагоги, родители. Очень важен тот момент, как мы преподнесем нашему маленькому человечку ценность русской культуры, русского языка, русской истории, на сколько мы сами в этом будем заинтересованы. Важным этапом в формировании мотивации на изучение русского языка детьми является оценочный принцип. Мы всегда должны дать каждому ребенку возможность показать свои достижения. Пусть наш дошкольник- будущий школьник будет иметь возможность «выражать себя в слове», таким образом цель работы по формированию мотивации на изучение русского языка будет достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога-психолога и воспитателей по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста как одного из компонентов психологической готовности к школе

Формирование коммуникативной компетенции в старшем дошкольном возрасте является крайне актуальным направлением профессиональной деятельности воспитателя. К сожалению, реалии современной жизни таковы, ...

Тема публикации: Статья «Роль дидактической игры в развитии умственных и психических процессов детей старшего дошкольного возраста»

В статье раскрывается роль дидакти­ческих игр на развитие психических функций ребенка (память, мышление, воображение, воля), а также на расширение его представлений об окружающем мире. Вместе с тем ди...

Развитие интеллектуальных способностей и повышение познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проблемных ситуаций

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную само...

Статья "Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вмещается живительный поток представлений, поня...

Развитии образности и выразительности речи детей старшего дошкольного возраста при театрализации русских народных сказок.

С каждым годом все больше становится детей "молчунов", найти общий язык взрослому и ребёнку становится всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. К сожалению, сейчас всё больше внимания ...

Коррекционно - развивающее занятие педагога - психолога "Путешествие в страну эмоций и настроений" для детей старшего дошкольного возраста

Коррекционно - развивающее занятие педагога - психолога, направленное на развитие умения определять и выражать свои эмоции и настроения....

«Роль дидактической игры в развитии умственных и психических процессов детей старшего дошкольного возраста»

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно....