Конспект по развитию речи:"Описание предметов посуды"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Николаева Анна Вячеславовна

Тема: «Описание предметов посуды».

 

Цель: совершенствовать умения детей выделять существенные признаки предметов, устанавливать элементарные причинно - следственные связи между предметами.

Задачи

Образовательные:

  • Связная речь: продолжать учить детей совместно со взрослыми составлять короткий рассказ;
  • Словарь и грамматика: обучать  правильно называть отдельные предметы посуды;
  • Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука (с).

Развивающие:

  • Формировать представление о функции предметов посуды; знакомить с производными словами (сахар – сахарница и т. п).

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру поведения за столом, дружелюбие, гостеприимство.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Оборудование:  коробка, две чашки с блюдцами, чайные ложки, мелкие тарелки, сахарница, чайник, салфетница с салфетками, конфетница, опорная схема для составления рассказа; две большие куклы; картинки – чайник, ваза, салфетница; разрезные картинки, мяч.

Методы и  приемы:

Словесные: беседа, вопросы детям, пояснение, объяснение, напоминание, указание к действию.

Наглядные: мнемотаблица «Чайник»

Игровые: физкультминутка «Я- чайник ворчун», упражнение «Чайник кипит», игра «Склей разбитую посуду», игра «Небылицы».

Предварительная работа: разучивание физкультминутки «Я чайник - ворчун», рассматривание предметных картинок по теме «Посуда», загадывание загадок, составление рассказов по мнемотаблицам.

Словарная работа: обогащение - чайник, чаепитие; активизация - посуда, чайная, блестящий, душистый, салфетница.

Содержание НОД

I часть

Ребята заходят в группу с воспитателем и рассаживаются на стульчики.

Кто-то стучится в дверь, воспитатель приносит куклу Катю.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришла кукла Катя. К ней должна прийти в гости подружка, кукла Маша, они будут пить чай. Поможем Кате, накрыть стол? Дети отвечают.

II часть

Воспитатель: (показывает) Это стол. А это что?

Дети: Скатерть.

Воспитатель: Правильно, мы скатертью накроем стол, чтобы было красиво. А что нужно поставить на стол для чая?

Дети называют.

Воспитатель достаёт из коробки то, что называют дети.

Воспитатель: Молодцы! Для того, чтобы пить чай что мы возьмём? (показывает на чайник) Правильно, чайник.

Упражнение «Чайник кипит».

Воспитатель раздает соломинки для коктейля и приглашает к чайнику наполненный водой. Опустите в чайник соломинки, которые держите в руке. Подуйте в соломинку, не раздувая щек, так, чтобы «вода» в чайнике «закипела».

Воспитатель: «Вот и закипел чайник. Что мы слышим, какой звук доносится из чайника? - С-С-С-С-С-С-С! И слышим бурление воды.

Воспитатель: А что мы ещё забыли положить на стол? Правильно, чашки с блюдцами, чайные ложки, мелкие тарелочки. А кто знает, для чего нужны мелкие тарелочки?

Дети: Чтобы класть на них пирожные, печенье, вафли, кекс.

Воспитатель: А чайные ложки, зачем нужны?

Дети: Чтобы размешивать сахар.

Воспитатель: А куда мы положим сахар?

Дети: В сахарницу. (Если затрудняются, то помочь с ответом)

Воспитатель: А ещё нужны обязательно …. салфетки. Для чего нужны салфетки?

Дети: Чтобы вытирать рот, руки.

Воспитатель: А куда мы их положим?

Дети: В салфетницу. (Если затрудняются, то помочь с ответом)

Воспитатель: А куда мы положим конфеты?

Дети: В конфетницу. (Если затрудняются, то помочь с ответом)

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами расскажем о чайнике.

Сначала рассказ составляет воспитатель по мнемотаблице, затем дети. Воспитатель по необходимости им помогает.

Это – чайник. Он белого цвета. Он круглый, большой, металлический. У него есть ручка, носик, крышка. В него наливают воду.

Воспитатель: Молодцы! А кто хочет рассказать о конфетнице? (О сахарнице, салфетнице). Дети по желанию рассказывают, воспитатель помогает.

Физкультминутка «Я чайник - ворчун»

 

Вот большой стеклянный чайник,

дети «надувают» живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

приседают, одна рука на поясе

 

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.

кружатся, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки,

потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой,

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принёс.

делают большой круг.

 

Воспитатель: А сейчас мы Катю и Машу развеселим игрой в небылицы.

Игра «Небылицы»

Воспитатель: Я по – очереди буду бросать вам мяч, говорить фразу, а вы подумайте, может ли такое быть. Если эта фраза — небылица, то есть этого не бывает, то ловить мяч не надо. А если это на самом деле бывает, то вы мячик ловите.

- Чайник стоит на плите

- Чайник висит на дереве

- Девочка пьет чай

- Фрукты лежали в вазе

- Чай пьет девочку

- Сахар насыпаем в маслёнку

- Конфетница растёт на грядке

Воспитатель: Вот мы и помогли Кате накрыть на стол.

Ребята, а вот и кукла Маша (Воспитатель достаёт куклу Машу, садит вместе с куклой Катей).

Воспитатель (наливая чай по чашкам): А чай можно пить горячим?

Дети: Нельзя.

Воспитатель: А что надо делать, чтобы чай остыл?

Дети: Подуть на него!

Воспитатель: Хорошо, сейчас мы с Вами подуем на чай, чтобы он остыл.

Дыхательная гимнастика.

Воспитатель: Посмотрите, как я буду делать. Нужно ровно сесть, поднести чашку ко рту (к губам подносим ладошки чашечкой, вдохнуть носом, задержать дыхание, выдох ртом.

Попили дети чай и начали убирать посуду со стола. Воспитатель даёт поручения детям: Артемий, убери чашки. Марсель, помоги, пожалуйста. Что ты уберёшь? Дети убирают посуду и называют её.

Воспитатель приглашает детей к столам

Игра «Склей разбитую посуду»

Ребята посмотрите, посуда поломалась нужно её собрать. Дети делятся на три подгруппы для выполнения задания. Нужно собрать разрезанные картинки посуды и сказать, что получилось.

IIIчасть

Воспитатель: Ребята, кто сегодня был у вас в гостях? Мы помогли кукле Кате накрыть на стол? А что делали Катя и Маша? Из чего они пили чай? Скажем куклам Маше и Кате до свидания, а то им надо уже идти домой.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание предметов посуды; составление описания по предметной картине (2 младшая группа)

Программное содержание: образовательные: Систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении, материала, из которого она сделана; формировать умение  называть части посуды и внешние...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Описание предметов посуды»

Конспект занятия Образовательная область «Речевое развитие» младший дошкольный возраст (3-4 лет)...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Описание предметов и картинок. Овощи».

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Описание предметов и картинок. Овощи»Цель: уточнить представления об обобщающем понятии «овощи».Задачи: Образовательные:...

Образовательная область речевое развитие Тема: Описание предметов посуды.

Описание предметов посуды.Цель: формировать представление о функции предметов посуды; знакомить с производными словами (сахар – сахарница и т. п).Задачи:-связная речь: учить детей совм...

Конспект по развитию речи "Опасные предметы вокруг нас"

Цель: Закрепить у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека . о правилах пользования ими.Задачи:Познакомить...

конспект по развитию речи "Описание кукол"

Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно...