«Поздняя осень"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Миронова Валентина Федоровна

Методическая разработка НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Поздняя осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_osen_mironova.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Поздняя осень"
составила Миронова Валентина Федоровна, педагог ГБДОУ детский сад № 12 г. Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

НОД по в рамках комплексно- тематической недели «Поздняя осень».

Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Педагогические технологии, методы, приемы: игровые, технология проблемного обучения, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие (динамическая пауза).

Цель: обобщение знаний детей по теме: “Осень”.

Образовательные задачи: 
Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха). 

Расширять и обогащать словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по лексической теме «Осень»;

Закрепить знания о различных периодах осени;

Развивающие

Развивать познавательный интерес детей, и память; 
Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук. 

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений 

Воспитательные:
 Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитывать доброжелательное отношение к друг другу, умение работать в команде или сообща.
Воспитывать культуру общения, умение выслушивать ответы товарищей.
Предварительная работа:

Наблюдения за живой и неживой природой.

Экскурсии по экологической тропинке детского сада.

Рассматривание картин и репродукций об осени.

Чтение художественной литературы.

Заучивание стихов, отгадывание загадок.


Оборудование: кленовый лист с заданиями от Осени; иллюстрации картин «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень». листочки для задания «Соедини по точкам»

ХОД:

ВоспитательРебята послушайте, что я вам хочу рассказать, сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу, к нам в группу залетел большой кленовый листочек. Но чтобы узнать кто его прислал, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:
Вот художник, так художник
Все вокруг позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот?  (Осень).
 

Да, ребята, листочек с заданиями прислала царица Осень. Справитесь с заданиями?
Дети: Да!
Воспитатель: 
Чтобы выполнить первое задание, необходимо пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути. (ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).
Ну вот мы и добрались до полянки.
3 различных изображения осени
Воспитатель: 
- Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них? Ответы детей.
- Жёлтые деревья. Земля покрыта листьями. Светит солнце. Первая картинка солнечная, весёлая.
А на второй картинке?
- Листьев на деревьях меньше, на небе тучи, идёт дождь. Эта картина уже не такая весёлая.
А на третьей картинке?
- Деревья стоят голые. Землю покрывает первый снег.
-Какое время года изображено на первой картине? Осень
. Начало осени.
- А на этой? Осень. Середина осени.
- А какое время года на третьей картине?

Осень. Конец осени.
- Почему про осень нарисованы три разных картинки? Ответы детей.

Воспитатель: Осень бывает разной. (Начало осени, середина осени - золотая осень, поздняя дождливая холодная осень и даже снежная). 
Давайте поиграем в игру «Определи пору осени». Мы с вами разделимся на 3 команды (деление на команды с помощью жетонов разного цвета).

 Каждой команде надо подобрать картинки к определенному периоду осени.

1 команда подбирает картинки к ранней осени, 2 команда находит картинки-карточки к золотой осени, а 3 команда подбирает картинки к поздней осени. Объясните почему вы выбрали эти картинки? По каким признакам? Ответы детей (Деревья стоят голые. Птицы улетели в теплые края. Дни становятся короче, а ночи – длиннее. Солнце светит, но греет совсем мало. Идут холодные дожди)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно определили, где золотая,  где поздняя осень, а где ранняя осень.
Пойдёмте дальше.
По дорожке ты шагай,

Выше ноги поднимай.
На носочках ты шагай,
Свою спинку выпрямляй.

Воспитатель: А вот и следующее задание, слушайте внимательно. Предлагаю не скучать, и немного поиграть.
 - Смотрите, ребята, мяч, а под ним лежит такой же кленовый листочек. Что здесь написано: «Быстро и правильно ответьте на вопросы».
- Ребята, я буду задавать вам вопрос, и бросать мяч, а вы отвечайте и обратно бросайте мне мяч. Будьте внимательны, вставайте по кругу.
Игра «Подбери признак».
- Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые.
- Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
- Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.
- Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
- Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.
Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка
Вдруг закрыли небо тучи, (Поднимаются на носочки, поднимают вверх руки)
Начал капать дождь колючий
Долго дождик будет плакать,
Разведет повсюду слякоть (Приседают, держат руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени)
Воспитатель: Ну, что – же продолжаем дальше выполнять задания царицы Осени.
Я буду называть слово, а вы слово-действие
 Игра «Подбери действие». 
Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью — моросит, идет и т.д.
Урожай осенью — убирают.
Птицы осенью — улетают.
Деревья осенью — роняют листья.
Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые.
Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.
Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.
Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.

Осень приготовила нам загадку:
В руки ты его возьмёшь – и тебе не страшен дождь! 
Дождь пойдёт – его ты сложишь! 
И гулять под солнцем сможешь. 
Чтобы узнать отгадку, надо соединить всё точки по цифрам.
Задание «Соедини по точкам». Что получилось? Ответы детей.  Теперь нам не надо бояться дождика, у всех есть свой зонтик.
Игра «Волшебный зонт»
Воспитатель: У меня тоже есть зонтик, он волшебный. Кто встанет под ним и покрутит его, сразу вспомнит, какую – то примету осени.
Итог занятия.
Воспитатель: О каком времени года мы сегодня говорили? Скажите, за что вы любите осень? (Можно любоваться красотой осеннего леса, увидеть, как меняют свою одежду деревья и кустарники. А ещё осенью созревают овощи и фрукты. и т. д.)
Что вам не нравится осенью? (Осенью часто льют дожди, солнце светит меньше, на улице много луж и грязи и т. д.) Молодцы, справились с заданиями. Какие задания осени больше понравились? Ответы детей.
Вот и подошло к концу наше путешествие, нам пора возвращаться в группу.
Будем осень вспоминать и зиму поджидать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление описательного рассказа с элементами мнемотехники «Поздняя осень» (подготовительная группа компенсирующей направленности)

Цель: Закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу; развивать связную речь, мышление, воображение, память, внимание.Автор: Бакланов...

Поздняя осень.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе....

Конспект открытого интегрированного занятия "Поздняя осень"

Конспект разработан для детей смешанной группы(5-7лет).Цель:Создание условий для развития  художественно-творческих...

"Осень", "Поздняя осень. Лиственные деревья.Грибы". "Зимующие птицы"- методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Представлен материал по расширению словарного запаса, грамматике, составлению описательных рассказов,  придумыванию загадок, различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Материал по...

Совместная деятельность с детьми старшей речевой группы № 7 ГБДОУ № 66 Калининского района «Мишка спать собирается» по лексической теме: «Осень. Признаки осени» (поздней осени)

Совместная деятельностьс детьми старшей речевой группы № 7   ГБДОУ д/с № 66Калининского района «Мишка спать собирается»...