Пояснительная записка к программе: "Психолого-педагогическая реабилитация детей в период после кохлеарной имплантации"
рабочая программа по развитию речи

Ахримова Елена Васильевна

В пояснительной записке представлены актуальность программы, цели, задачи, этапы работы с детьми  и предполагаемые результаты (объемные показатели, количественные характеристики работы) в посткохлеарный период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kohlearnoy_implantatsii.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическая реабилитация детей в период после кохлеарной имплантации»

Пояснительная записка

По данным Российского научно-практического центра аудиологии и слухопротезирования (г. Москва), каждый десятый житель России имеет нарушения слуха – от  частичной потери до полной глухоты (около 12 миллионов человек с нарушениями слуха). В настоящее время в качестве одного из наиболее перспективных направлений реабилитации людей с большими потерями слуха и их интеграции в среду слышащих можно рассматривать кохлеарную имплантацию (КИ). Кохлеарная имплантация успешно проводится во всем мире уже около 30 лет. В мире насчитывается более 130 000 человек, пользующихся системами кохлеарной имплантации. В Россию она пришла в 1991 году. С 2003 года программа кохлеарной имплантации нашла поддержку на государственном уровне: в федеральную программу «Дети-инвалиды» включена статья по обеспечению нуждающихся детей кохлеарными имплантами. В настоящее время в России операции по имплантации выполняются в нескольких ведущих клиниках страны в рамках различных программ. На данный момент в год осуществляется около 200 имплантаций неслышащим детям и взрослым. 26 февраля 2011г. в Челябинской областной детской клинической больнице впервые прошли две операции по кохлеарной имплантации.

Кохлеарная имплантация представляет собой хирургическую операцию, направленную на восстановление слуха. Сущность метода заключается в размещении в организме пациента устройства, способного преобразовывать электрические импульсы, поступающие с внешнего микрофона в сигналы, понятные нервной системе. Однако следует понимать, что сразу после имплантации слух не вернется, требуется длительный период реабилитации, в течение которого организм под руководством специалистов адаптируется к импалнтату.

По наблюдениям  специалистов СПб НИИ уха, горла, носа и речи важнейшую роль в успешной реабилитации детей с КИ играет организация этого процесса на местах. Ребенок нуждается в отлаженной системе помощи специалистов по развитию его слухового восприятия и речи; определении четкой стратегии действий при решении вопроса о том, где и как будет проходить его реабилитация после хирургического вмешательства и настройки речевого процессора. Данная проблема активно поднимается среди специалистов Челябинской области, но пока нет однозначно сформулированных подходов к организации и содержанию психолого-педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации. Поэтому научно-исследовательский проект «Психолого-педагогическая реабилитация детей дошкольного возраста в период после кохлеарной имплантации» представляется актуальным.

Цель работы:

1.Определить оптимальные условия развития коммуникативной, произносительной  и эмоциональной стороны речи у детей после кохлеарной имплантации.

2.Осуществить на практике мультидисциплинарный подход в оказании реабилитационной помощи детям в период после кохлеарной имплантации.

Задачи:

  1. Осуществить анализ научной, методической литературы по проблеме речевого развития детей в период после кохлеарной имплантации.
  2. Разработать систему коррекционно-развивающих занятий по развитию слухового восприятия, речи и познавательных процессов у детей в период после кохлеарной имплантации.
  3. Разработать систему рекомендаций родителям по развитию слухового восприятия, речи и познавательных процессов у детей в период после кохлеарной имплантации (на основе методики слухоречевого развития слабослышащих детей, применяемой в США, представленной В.Б.Ольшанской).
  4. Апробировать программу развития слухового восприятия, речи и коммуникативных навыков у детей в период после кохлеарной имплантации, включающую:
  • тренинг слухового восприятия неречевых и речевых сигналов с помощью кохлеарного импланта;
  • комплекс занятий по коррекции нарушений звукопроизношения и голосовых расстройств;
  • тренинг формирования  коммуникативных навыков.

Этапы работы:

  1. Анализ научной и методической литературы по проблеме реабилитации в посткохлеарный период.
  2. Разработка системы рекомендаций родителям. Разработка программы психолого-педагогической реабилитации.
  3. Апробация программы психолого-педагогической.
  4. Анализ динамических показателей за период реализации программы.

Предполагаемые результаты (объемные показатели, количественные характеристики работы):

-рекомендации родителям по развитию слухового восприятия, речи, коммуникативных и познавательных навыков у детей в посткохлеарный период.

 -программа развития слухового восприятия, речи и коммуникативных навыков у детей в период после кохлеарной имплантации, включающая:

-тренинг слухового восприятия неречевых и речевых сигналов с помощью

кохлеарного импланта;

  • комплекс занятий по коррекции нарушений звукопроизношения и голосовых расстройств;
  • тренинг формирования  коммуникативных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации

В презентации показаны основные направления педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации....

Программа психолого-педагогической коррекции развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Представленная здесь программа обеспечивает расширение и активизацию речевого запаса слов, автоматизацию усвоенных навыков  в свободной и самостоятельной речи....

Программа психолого-педагогических занятий по подготовке детей подготовительной группы к обучению в школе «Приключения будущих первоклассников» (для детей 6 – 7 лет)

Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ детский сад «Солнышко», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошколь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная запискаАктуальность. Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни...

Работа с семьей по реабилитации детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации

В статье раскрыта работа с семьей по реабилитации детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста  2-3 годак условиям ДОУ»      Автор:воспитатель ...

Программа психолого-педагогическому сопровождению процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.

Программа создана на осныве методических пособий Л.В.белкинй "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"; Т.Н.Дорониной "Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями"; ...