Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в старшей группе по теме «Поможем Лесовичку»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ефимова Анастасия Александровна

Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в старшей группе по теме «Поможем Лесовичку»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в старшей группе по теме «Поможем Лесовичку»

Цель:  Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

 Задачи:

  Образовательные:

- Активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов.

- Закреплять  обобщающие понятия.

- Формировать умение образовывать глаголы приставочным способом от глагола лететь;

- Продолжать учить образовывать множественное число существительных в И. п. и Р. п.        

- Упражнять в согласовании имен числительных с именами существительными.

 Развивающие:

- Развивать объем и концентрацию внимания, мышление.

- Развивать зрительное восприятие.

   Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к природе, доброжелательность.

-  Воспитывать интерес к занятию.

Материал и оборудование: костюм Лесовичка для взрослого, карточки на клейкой основе с изображением птиц, макеты деревьев: летнего (с зелёными листьями) и зимнего (покрытого снегом), мяч, куб со схемами предлогов, макет окна, мольберт.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята.

Живёт в лесу Лесовичок,

Очень мудрый старичок,

Он командует всем лесом

С величайшим интересом.

Все дедулю уважают:

Белки шишки собирают,

Зайцы овощи сажают,

Пчёлки мёдик добывают,

Волки домик охраняют.

Так бежит за годом год,

Лесовик в лесу живёт. (Е. Бессараб)

Под песню «Старичок Лесовичок» (сл. и муз. А. Перескокова) входит Лесовичок.

Лесовичок. Вспомнили вы про меня, ребята, и я сразу пришёл к вам в гости. Здравствуйте.

Дети. Здравствуй, Лесовичок.

Воспитатель Что случилось, почему ты такой печальный?

Лесовичок. Ребята, беда… У нас в лесу пропали все птицы.

Воспитатель Разве могли все птицы пропасть? Что случилось, как вы думаете, ребята?

Дети. Улетели в тёплые края. Остались зимующие.

Лесовичок. И зимующих нигде нет! Ох, наверное, эти озорницы решили поиграть со мной в прятки: каждая птица оставила задание, выполнив которое, её можно найти. Но я уже слишком стар, мне с ними играть тяжело.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Лесовичку.

Игра «Птицы перелётные и зимующие»

Цель: активизация представлений детей о перелётных и зимующих птицах.

Детям предлагают карточки на клейкой основе с изображениями птиц. Необходимо назвать их и рассадить на деревья: перелётных на то, где зеленеют листья (летнее), зимующих — на покрытое снегом (зимнее).

Лесовичок. Молодцы! Чтобы найти остальных птиц, нам необходимо помочь им взлететь.

Игра «Куда птица полетела?»

Цель: формирование умения составлять предложение с предлогами на, под, за, перед, между, около.

Детям предлагается рассказать, куда полетела или села птица, глядя на куб со схемами предлогов. Дети по очереди бросают куб и, глядя на схему-подсказку, которая выпадет, составляют предложение с предлогами:

— Птица села на дерево.

— Птица летит около дерева.

— Птица летит между деревьями.

— Птица спряталась за деревом. И т.д.

Лесовичок. Молодцы, справились с заданием.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: формирование умения подбирать антонимы к глаголам.

Лесовичок называет действие и по очереди бросает мяч детям, стоящим в кругу. Тот, кто поймал мяч, называет глагол-антоним:

Одеть — … (раздеть).

Поднять — … (опустить).

Бежать — … (стоять).

Радовать — … (огорчать).

Молчать — … (говорить).

Ругать — … (хвалить). И т.д.

Физкультминутка «Воробей»

Игра «Доскажи словечко»

Цель: формирование у детей старшей группы умения образовывать глаголы приставочным способом от глагола лететь.

Перед каждым ребёнком стоит макет дерева и бумажная птица, дети слышат начало предложения, продолжая его, произносят глагол и выполняют действие с птицей.

Сидела птица на земле.

И вдруг птица с земли — … (взлетела).

К дереву — … (подлетела).

Вокруг дерева — … (облетела).

До дерева — … (долетела).

На ветку дерева — … (прилетела).

С ветки на ветку — … (перелетела).

Опять вокруг дерева — … (облетела).

От дерева — … (отлетела).

Чего-то испугалась и — … (улетела).

Лесовичок. Молодцы, ребята! Справились с заданием!

Игра «За окном»

Цель: формирование умения согласовывать существительные с числительными.

На мольберте расположен макет окна. У детей на столах лежат конверты с силуэтами разных птиц (от 1 до 5) на прищепках. Детям поочерёдно предлагают назвать и сосчитать птиц, которые лежат в конверте, а затем расположить их в окне.

Дети прикрепляют карточки с изображением птиц к макету окна и определяют их количество. Например: «Я вижу за окном пять ворон, двух синиц, трёх дятлов, одного голубя». И т.д.

Игра «Сложи птицу»

Цель: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук.

На столах лежат конверты с головоломками, которые детям предлагается сложить. У каждого ребёнка открывается изображение птицы.

Лесовичок. Спасибо вам, ребята. Вы помогли мне вернуть в наш лес птиц. Пойду их угощу, чтобы больше не прятались от меня. Всем до свидания, приходите в гости.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вам понравилось помогать Лесовичку? Какое задание вам понравилось больше всего? А что не понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Что мы знаем о птицах"

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Что мы знаем о птицах"...

Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в старшей группе ДОУ

Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:Социально-коммуникативное развитие-Воспитывать культуру взаимоотношений.-Создать у детей эмоциональную отзы...

Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в старшей группе ДОУ. Тема "Фрукты"

Цель:  Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:  Образовательные- Активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов.- Закреплят...

Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в старшей группе ДОУ. Тема "Город профессий"

Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Коррекционно- образовательные:- Расширить и конкретизировать представления о профессиях людей (строитель, врач, у...

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в старшей группе по теме "Зима"

Цель: формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.ЗадачиОбразовательные:·  Уточнить и расширить представления детей зиме;· Совершенствовать граммат...