Главные вкладки

    Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в старшей группе ДОУ. Тема "Фрукты"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Корепова  Ольга Александровна

    Цель:  Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

     Задачи:

      Образовательные

    - Активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов.

    - Закреплять  обобщающие понятия.

    - Упражнять в образовании относительных прилагательных.

    - Продолжать учить образовывать множественное число существительных в       И. п. и Р. п.     

    - Упражнять в согласовании имен числительных с именами существительными.

      Коррекционно-развивающие

    - Развивать объем и концентрацию внимания, мышление.

    - Развивать зрительное восприятие.

       Коррекционно-воспитательные

    - Формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии.

    -  Воспитывать интерес к занятию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект

    Непрерывной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе.

    Тема: «Фрукты»

    Разработчик Корепова Ольга Александровна,

                                                                        воспитатель ГБОУ  №297

                                                                 Пушкинского района

                                                                г. Санкт-Петербурга

                                                           

     Цель:  Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

     Задачи:

      Образовательные

    - Активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов.

    - Закреплять  обобщающие понятия.

    - Упражнять в образовании относительных прилагательных.

    - Продолжать учить образовывать множественное число существительных в       И. п. и Р. п.        

    - Упражнять в согласовании имен числительных с именами существительными.

      Коррекционно-развивающие

    - Развивать объем и концентрацию внимания, мышление.

    - Развивать зрительное восприятие.

       Коррекционно-воспитательные

    - Формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии.

    -  Воспитывать интерес к занятию.

       Оборудование: плакат с  изображением корзины с фруктами,

        конверты с разрезными картинками, корзина с настоящими фруктами.

    Ход образовательной деятельности:

     Организационный момент:

    - Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло необычное письмо: в нём добрый гном  просит нас о помощи. Злой волшебник заколдовал его корзинку с фруктами. Чтобы   помочь гному и расколдовать корзинку, нам надо выполнить  задания волшебника. Поможем гному? За каждое правильное задание, мы получим с вами конверт, в котором часть разгадки.

      Основная часть:

       Д/ и «Посмотри и назови»

    - Ребята, посмотрите на картинки. (Дети один  за другим по просьбе воспитателя называют фрукты, изображенные на картинках).

    Яблоко, груша, персик, апельсин, лимон, банан.

    -Ребята,  яблоко, груша, персик, апельсин, лимон, банан, что это? Как мы  назовём одним словом? (Фрукты).

    -А где растут фрукты? (На деревьях)

    -Как называются деревья, на которых растут фрукты? (Фруктовые)

    -Где растут фруктовые деревья? (В саду)

    -Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев? (Фруктовый сад)

    -Молодцы! С первым заданием мы справились, получаем первый конверт.

    Д/и  «Угадай, про какой фрукт я говорю»

    Раздаются картинки.

    - Сейчас я вам буду загадывать загадки, а ваши картинки помогут их отгадать. Тот, у кого картинка - отгадка, должен поставить её на наборное полотно.

    - Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, зелёное (яблоко).

    - Вкусная, полезная, мягкая, жёлтая, сладкая, сочная,  аппетитная  (груша). 
    - Вкусный,  оранжевый,  круглый, полезный,  сочный, крупный  
    (апельсин).

    - Кислый,  жёлтый,  овальный,  полезный,  сочный   (лимон).
    - Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный  
    (банан).

    -Ребята, давайте с вами повторим названия фруктов.

    Дети по одному подходят к доске и дают описание «своего» фрукта.

    -Молодцы!  Со вторым заданием мы тоже справились, получаем второй конверт.

     Д/ и «Приготовим сок»

    - Если сок приготовить из яблока, получиться яблочный сок.

    - А если сок приготовить груши? (Грушевый).

    - Сок из персика? (Персиковый)

    - Сок из апельсина? (Апельсиновый)

    - Сок из лимона?  (Лимонный)

    - Сок из банана? (Банановый)

    - Молодцы! С этим заданием мы тоже справились, получаем третий конверт.

      Физминутка 

    - Ребята, что - то мы устали. Давайте отправимся в чудесный сад.  Представим, что мы  пошли в сад собирать фрукты,  по дороге нам встречаются препятствия: камни  перешагиваем, лужи перепрыгиваем.  В нашем саду уже поспели яблоки. Давайте соберём яблоки! Наклонились, подняли яблочко, положили в корзину, ещё за одним наклонились, положили в корзину. Подняли голову, увидели на дереве красивое большое яблоко, потянулись, достали, полюбовались, откусили.

    Дети  передают свое эмоциональное состояние от сладкого яблока. Но вдруг вы увидели в своем яблоке  червяка.  Выразите своё состояние! Посмотрите направо, налево (с поворотом корпуса)! Присели (досчитали до 3-х), встали!

    А теперь получаем ещё один   конверт  четвертый.

    Д/и  «Один - много» 

    (Дети с опорой на демонстрационный материал образовывают имена существительные в единственном и множественном числе И.п., Р. п.) 

    -Посмотрите, что это? (яблоко).  А когда их много, мы говорим как? (яблоки) Чего сейчас не стало? (яблока, яблок)

    груша– груши –  не стало груши, груш

    персик - персики – не стало персика, персиков

    апельсин - апельсины – не стало апельсина,  апельсинов

    лимон – лимоны – не стало лимона,  лимонов

    банан – бананы – не стало банана,  бананов.

     -Молодцы!  Мы получаем с вами ещё один конверт – пятый.

     Д/и  «Сосчитай-ка» 

    (Дети с опорой на демонстрационный материал  соотносят имена существительные с именем числительным)

    -Ребята, а теперь  мы  сосчитаем фрукты.

    Посмотрите, как я буду считать.

    Одно яблоко, два  яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

    А теперь вы!

    Одна груша, две груши, … , пять груш

    Один персик, два персика, … , пять персиков

    Один апельсин, два апельсина, … , пять апельсинов

    Один лимон, два лимона, … , пять лимонов

    Один банан, два банана, … , пять бананов.

     -Молодцы! И  с этим заданием мы справились, получаем ещё один конверт - шестой.

      - Ребята, теперь у нас есть все конверты с подсказками. Давайте сложим все части и   посмотрим, что получится.  Дети складывают - получается корзина с фруктами. Сравнивают картинку с картинкой на плакате.

      - Ребята,  за то, что мы помогли гномику расколдовать картинку с фруктами, он     дарит нам настоящую корзину с фруктами. (Воспитатель  демонстрирует корзину  с настоящими фруктами).

    Рефлексия:

     Вот мы и помогли гномику расколдовать его корзинку? Какие фрукты вы запомнили? Что вам понравилось больше всего?

    Литература

    1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
    2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. М., 1956.- 160 с;
    3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. – 140 с;
    4. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е «Развитие речи детей 6 -7 лет» «Просвещение». Росмэн  2007. -86 с;
    5. Зрожевская А Л. Обучение монологам-описаниям // Дошкольное воспитание. 1986. № 12.- 132 с;
    6. Максаков А.И., Туманова ГЛ. Учите играя. 2-е изд. М., 1983.- 180 с;
    7. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. науч. тр. / Под ред. Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. М., 1987.-216 с;
    8. Развитие речи детей дошкольного возраста. 3-е изд. / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1984.-206 с;
    9. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр. / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 1990.-186 с;
    10. Сохин ФЛ. Осознание речи дошкольниками: Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. М., 1978. -217с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе.Тема: "Одежда, обувь, головные уборы".

    Тема: «Одежда, обувь и головные уборы». Развитие лексико – грамматического строя речи и связной речи детей дошкольного возраста.Активизация словаря по теме одежда, обувь, головные уборы.Упражнять в об...

    Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

    КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

    Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в старшей группе ДОУ

    Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:Социально-коммуникативное развитие-Воспитывать культуру взаимоотношений.-Создать у детей эмоциональную отзы...

    Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в старшей группе ДОУ. Тема "Город профессий"

    Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Коррекционно- образовательные:- Расширить и конкретизировать представления о профессиях людей (строитель, врач, у...

    Арт-студия "Веселая грамматика" по развитию грамматического строя речи в старшей группе комбинированной направленности детей с ОНР.

      У детей с той или иной речевой патологией, как правило, понижена способность, воспринимать различия грамматических элементов речи, что ограничивает их возможности и способности, необходи...