Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в старшей группе ДОУ. Тема "Город профессий"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Корепова  Ольга Александровна

Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

- Расширить и конкретизировать представления о профессиях людей (строитель, врач, учитель, пожарник, продавец, спасатель, повар, водитель, портной, лётчик и д.р.);

- Уточнить и расширить словарный запас по данной теме;

- Учить образовывать сложные слова (лесоруб, рыболов);

- Упражнять в образовании новых слов с помощью суффикса - щик (крановщик, сварщик).

Коррекционно- развивающие:

- Развивать элементы логического мышления;

- Развивать мелкую моторику;

- Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы, диалога).

Коррекционно- воспитательные:

- Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий;

- Учить работать в коллективе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе.

Тема: «Город профессий»

Разработчик Корепова Ольга Александровна,

                                                                    воспитатель ГБОУ  №297

                                                             Пушкинского района

                                                            г. Санкт-Петербурга

Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

- Расширить и конкретизировать представления о профессиях людей (строитель, врач, учитель, пожарник, продавец, спасатель, повар, водитель, портной, лётчик и д.р.);

- Уточнить и расширить словарный запас по данной теме;

- Учить образовывать сложные слова (лесоруб, рыболов);

- Упражнять в образовании новых слов с помощью суффикса - щик (крановщик, сварщик).

Коррекционно- развивающие:

- Развивать элементы логического мышления;

- Развивать мелкую моторику;

- Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы, диалога).

Коррекционно- воспитательные:

- Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий;

- Учить работать в коллективе.

Оборудование: предметные картинки по теме, картинки с предметами, ватман, клей, карандаши, мяч.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент

- Добрый день, ребята.  Давайте представим, что мы  отправляемся в тайгу строить город. Нам предстоит сделать много дел: нарисовать план нашего города, построить дома, заасфальтировать улицы, посадить деревья... Нам понадобятся самые разные специалисты.

Сообщение темы

- Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о профессиях, чтобы лучше их запомнить и больше о них узнать.

 Введение в тему

- Людей каких профессий вы пригласили бы в наш город?

(Дети: архитектора, продавца, врача…)

- Молодцы, правильно назвали!

Игра «Вспомни - назови»

- А теперь подойдите к столу. Здесь лежат картинки, изображающие людей разных профессий. Выбирайте любую и объясняйте, зачем человек этой профессии нужен в новом городе  (ребенок берет одну картинку и объясняет).

Профессии: врач, повар, строитель, пожарный, учитель, водитель, спасатель, почтальон, портной, парикмахер, летчик, продавец, полицейский.

- Видите, ребята, сколько профессий необходимо освоить, чтобы жить человеку.

Игра «Кому это нужно для работы»

( На доске перемешаны картинки.  Воспитатель называет предметы, а ребенок называет профессию и объясняет выбор )

- Как вы думаете, человеку, какой профессии могут принадлежать эти предметы? Почему вы выбрали именно эту пару? (Ответы детей)

-  Выбор сделали. Давайте строить город. (Дети подходят к столу, где лежит лист ватмана) С чего начнем?

( Дети: сначала архитектор создаёт план, а затем строители…)

- Давайте сегодня я буду архитектором! (На листе ватмана нужно нарисовать улицы и здания)

- Кто далее приступает к работе?

(Дети наклеивают здания и картинки, изображающие людей разных профессий и предметы).

- Мы построили новый город, в котором могут жить люди. Здесь есть все необходимое.

- Молодцы, хорошо потрудились! Давайте присядем, отдохнем и поиграем.

Игра «Преврати предмет в профессию»

- Сейчас я буду бросать вам мяч и называть  слова, обозначающие предметы, а вы, возвращая мяч обратно, будете превращать их в названия профессий.

Слова: камень, сварка, стекло, кран, экскаватор

Пример: бетон-бетонщик

Камень - каменщик

Сварка - сварщик

Стекло - стекольщик

Кран - крановщик

Экскаватор - экскаваторщик

- Где работают люди этих профессий? (на стройке)

- Что они делают на стройке?

Игра « Как называется профессия?»

Человека, который рубит лес, как называют? (лесоруб)

Человека, который копает землю? (землекоп)

Человека, который водит экскурсию? (экскурсовод)

Человека, который разводит цветы?  (цветовод)

Человека, который рыбу ловит? (рыболов)

Человека, который пчел разводит? (пчеловод)

Человека, который хлеб печёт? (хлебопёк)

Человека, который землю пашет? (землепашец)

Человека, который разводит сады?  (садовод)

 Рефлексия

- Если бы не было профессий, мы могли построить город? Почему?

Вот вы сейчас побывали в роли строителей, садовника, учителя, швеи. Как вы думаете, кто из вас был главнее? Какая профессия самая важная, без которой мы не смогли бы ни за что на свете обойтись? (Подводим детей к мысли, что нет самых важных профессий - все профессии нужны и важны). - Существует  много профессий, и все они нужны людям. Значит можно сказать, что все работы важны и нужны.

- А как мы назовем наш город?

- А вы бы хотели жить в таком городе?

- Очень приятно. Значит, мы потрудились на славу. Я благодарю всех за труд и активность.

Литература

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. М., 1956.- 160 с;
  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. – 140 с;
  4. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е «Развитие речи детей 6 -7 лет» «Просвещение». Росмэн  2007. -86 с;
  5. Зрожевская А Л. Обучение монологам-описаниям // Дошкольное воспитание. 1986. № 12.- 132 с;
  6. Максаков А.И., Туманова ГЛ. Учите играя. 2-е изд. М., 1983.- 180 с;
  7. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. науч. тр. / Под ред. Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. М., 1987.-216 с;
  8. Развитие речи детей дошкольного возраста. 3-е изд. / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1984.-206 с;
  9. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр. / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 1990.-186 с;
  10. Сохин ФЛ. Осознание речи дошкольниками: Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. М., 1978. -217с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в старшей группе ДОУ

Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:Социально-коммуникативное развитие-Воспитывать культуру взаимоотношений.-Создать у детей эмоциональную отзы...

Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в старшей группе ДОУ. Тема "Фрукты"

Цель:  Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:  Образовательные- Активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов.- Закреплят...

Арт-студия "Веселая грамматика" по развитию грамматического строя речи в старшей группе комбинированной направленности детей с ОНР.

  У детей с той или иной речевой патологией, как правило, понижена способность, воспринимать различия грамматических элементов речи, что ограничивает их возможности и способности, необходи...

Открытое занятие с использованием ИКТ. Занятие по развитию грамматического строя речи в старшей группе.

Занятие по развитию грамматического строя речив старшей группе.Тема «Транспорт» Цель: Систематизировать знания о транспорте. Образовательные задачи: Закрепить знания детей о...

Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в старшей группе по теме «Поможем Лесовичку»

Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в старшей группе по теме «Поможем Лесовичку»...