Открытое занятие с использованием ИКТ. Занятие по развитию грамматического строя речи в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Диева Елена Геннадьевна

Занятие по развитию грамматического строя речи

в старшей группе.

Тема «Транспорт»

 

Цель: Систематизировать знания о транспорте.

 

Образовательные задачи:

 

Закрепить знания детей о транспорте;

Уточнить понятия: транспорт, наземный, подземный, водный, воздушный;

Упражнять в подборе прилагательных к существительным;

Учить образовывать приставочные глаголы;

Учить составлять из слов предложения;

Обогащать и активизировать словарь по теме;

 

Коррекционно-развивающие задачи:

 

Развивать общую и мелкую моторику рук.

Обращать внимание детей на правильное звукопроизношение.

Способствовать развитию мышления, памяти, внимания.

Способствовать развитию ориентировки в пространстве.

 

Воспитательные задачи:

 

Воспитывать интерес к развивающим играм.

Воспитывать у детей умение слушать ответы товарища, не перебивать.

Способствовать проявлению речевой инициативы у малоактивных детей.

 

Материалы:

 

Игрушки: 2 мотоцикла, 2 машины, 2 самолёта, 2 вертолёта, 2 катера, 2 поезда.

Мольберт.

Рисунок с изображением гаража, моста, перекрёстка, стоянки.

Маленькая плоскостная машина.

Лото «Транспорт» с карточками на липучках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_starshaya_gruppa.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию грамматического строя речи

в старшей группе.

Тема «Транспорт»

Цель: Систематизировать знания о транспорте.

 

Образовательные задачи:

 

Закрепить знания детей о транспорте;

Уточнить понятия: транспорт, наземный, подземный, водный, воздушный;

Упражнять в подборе прилагательных к существительным;

Учить образовывать приставочные глаголы;

Учить составлять из слов предложения;

Обогащать и активизировать словарь по теме;

 

Коррекционно-развивающие задачи:

 

Развивать общую и мелкую моторику рук.

Обращать внимание детей на правильное звукопроизношение.

Способствовать развитию мышления, памяти, внимания.

Способствовать развитию ориентировки в пространстве.

 

Воспитательные задачи:

 

Воспитывать интерес к развивающим играм.

Воспитывать у детей умение слушать ответы товарища, не перебивать.

Способствовать проявлению речевой инициативы у малоактивных детей.

 

Материалы:

 

Игрушки: 2 мотоцикла, 2 машины, 2 самолёта, 2 вертолёта, 2 катера, 2 поезда.

Мольберт.

Рисунок с изображением гаража, моста, перекрёстка, стоянки.

Маленькая плоскостная машина.

Лото «Транспорт» с карточками на липучках.

 

Пропедевтическая работа, связь с другими видами деятельности:

 

Беседа о профессиях, связанных с транспортными средствами.

Знакомство со стихами о транспорте.

Отгадывание и заучивание загадок о транспорте.

Беседы о правилах поведения на дорогах города.

Аппликация и рисование по теме транспорт.

Экскурсия к перекрёстку.

Рассматривание иллюстраций с транспортом.

 

Ход занятия

Организационный момент:  

Воспитатель : дети, я очень рада всех вас сегодня видеть.                                                                    Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга улыбкой.

«Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».

Замечательно, от ваших улыбок сразу стало светлее и теплее.

Сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.

- Сядет на место тот, кто стоит перед Катей, за Данилой, справа от Валеры, слева от Андрея и т.д.

Дети по очереди садятся на свои места.

 

Основная часть:

- Ребята, вы любите путешествовать?

- Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие?

 

Если дети затрудняются вспомнить какой-либо вид транспорта, задаются наводящие вопросы.

- На чем мы будем путешествовать по реке, морю?

- Как нам добраться до страны, которая находится очень далеко?

- Правильно, на всём этом транспорте можно путешествовать, ездить отдыхать, быстро передвигаться из одного места в другое.

- А, вы знаете, что все виды транспорта делятся на четыре группы:

Наземный,

Подземный,

Водный,

Воздушный.

Одновременно с называнием, выставляются карточки из серии «Лото – транспорт»

- Ребята, как вы думаете, почему они именно так называются?

Рассуждения детей.

- Правильно. Наземный транспорт, тот, что ездит по земле; подземный – под землёй; водный – ходит по воде; воздушный – по воздуху.

- А теперь давайте поиграем в «Лото».

Игра «Лото – транспорт»

- По очереди подходите, берите карточки и ставьте их на соответствующее поле.

 

Дети по очереди подходят к столу у доски, берут любую карточку и располагают её на соответствующем поле.

Объясняют свой выбор.

 

- Молодцы. Все карточки расставлены правильно. А теперь я буду убирать по одной карточке, а вы называйте, чего не стало.

Игра «Назови, чего не стало»

- Мы с вами хорошо играли, а теперь пора отдохнуть. Я вам предлагаю отправиться в путешествие на автобусе.

Физкультминутка «Автобус»

Мы в автобус дружно сели, Садятся на корточки

И в окошко посмотрели.   Смотрят по сторонам.

Наш шофер педаль нажал –  Правой ногой нажимают.

И автобус побежал. Разбегаются по группе.

Стихотворение читается ещё раз. При повторном чтении дети бегут к стульчикам.

 

- Ребята пока мы с вами отдыхали, на наших столах появились игрушки различного транспорта. (На стол каждого ребёнка во время физкультурной минутки ставится игрушка любого вида транспорта)

Назовите ваш транспорт и расскажите, какой он?

Игра: «Назови какой, какая?»

 

Дети отвечают, используя как можно больше прилагательных.

 

- Молодцы! Теперь я всё знаю о вашем транспорте. А сейчас мне бы хотелось проверить вашу внимательность. Давайте поиграем в

игру «Четвертый - лишний».

Автобус, трамвай, самолет, автомобиль.

Катер, лодка, мотоцикл, пароход.

Троллейбус, велосипед, метро, трамвай.

- Вы правильно отвечали, и я вам покажу сейчас свой сюрприз.

На мольберт выставляется карта с изображением гаража, моста, перекрёстка, стоянки.

- У меня есть маленькая машинка, которая любит ездить по этому городу.

Хотите вместе с ней прокатиться?

Помогайте мне, я буду показывать, а вы рассказывайте.

Машина из гаража... (выезжает)

Вокруг гаража... (объезжает)

Машина с моста... (съезжает)

Машина перекрёсток... (переезжает)

Машина от стоянки... (отъезжает)

Машина в гараж... (въезжает)

А теперь пора поиграть нашим пальчикам.

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Различный транспорт перевозит Дети поочерёдно соединять все пальчики с большим пальцем.

Людей и грузы каждый час

По городам и в деревнях,

И под землёй, и на морях,

В пустыне, даже в небесах.

 Пальчиковая гимнастика
Заведу свою машину (вращаем указательными пальцами, изображая «мотор»)
Би-би-би налью бензину (3 хлопка)
Крепко-крепко руль держу («держать руль»)
На педаль ногою жму (руки сделать в «замок», давить друг на друга)

- Ребята, я приготовила для вас различные предложения, но слова в них перепутались. Поможете мне разобраться?

Игра «Составь предложение»

Машина, ехать, дорога.

Самолёт, небо, летит, высоко.

Большой, волны, корабль, плывёт.

Едет, тропинка, велосипедист.

Дети составляют предложения.

 

Заключительная часть:

Ребята мы сегодня с вами поиграли в разные игры, узнали много нового. А в какие игры вам понравилось играть больше всего?

Почему?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе

Цель: Расширить и уточнить представления детей о лесных животныхЗадачи:1. Закрепить знания детей о диких животных наших лесов: вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как назыв...

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в старшей группе ДОУ

Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:Социально-коммуникативное развитие-Воспитывать культуру взаимоотношений.-Создать у детей эмоциональную отзы...

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе

Цель: Расширить и уточнить представления детей о лесных животныхЗадачи:1. Закрепить знания детей о диких животных наших лесов: вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как назыв...

Методическая разработка конспекта занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе

Данное занятие по формированию грамматического строя речи разработано для детей старшей группы с целью закрепления умений согласовывать прилагательные с существительными, формировать умение прави...