Занятие по развитию грамматического строя речи в старшей группе . Тема «Транспорт»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Диева Елена Геннадьевна

Цель: Систематизировать знания о транспорте.

 

Образовательные задачи:

 

  1. Закрепить знания детей о транспорте;
  2. Уточнить понятия: транспорт, наземный, подземный, водный, воздушный;
  3. Упражнять в подборе прилагательных к существительным;
  4. Учить образовывать приставочные глаголы;
  5. Учить составлять из слов предложения;
  6. Обогащать и активизировать словарь по теме;

 

Коррекционно-развивающие задачи:

 

  1. Развивать общую и мелкую моторику рук.
  2. Обращать внимание детей на правильное звукопроизношение.
  3. Способствовать развитию мышления, памяти, внимания.
  4. Способствовать развитию ориентировки в пространстве.

 

 

 

Воспитательные задачи:

 

  1. Воспитывать интерес к развивающим играм.
  2. Воспитывать у детей умение слушать ответы товарища, не перебивать.
  3. Способствовать проявлению речевой инициативы у малоактивных детей.

 

Материалы: интерактивная доска.

 

Пропедевтическая работа, связь с другими видами деятельности:

 

  • Беседа о профессиях, связанных с транспортными средствами.
  • Знакомство со стихами о транспорте.
  • Отгадывание и заучивание загадок о транспорте.
  • Беседы о правилах поведения на дорогах города.
  • Аппликация и рисование по теме транспорт.
  • Экскурсия к перекрёстку.
  • Рассматривание иллюстраций с транспортом.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dieva_transport_starshaya_gruppa.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию грамматического строя речи

в старшей группе .

Тема «Транспорт»

 

Цель: Систематизировать знания о транспорте.

 

Образовательные задачи:

 

  1. Закрепить знания детей о транспорте;
  2. Уточнить понятия: транспорт, наземный, подземный, водный, воздушный;
  3. Упражнять в подборе прилагательных к существительным;
  4. Учить образовывать приставочные глаголы;
  5. Учить составлять из слов предложения;
  6. Обогащать и активизировать словарь по теме;

 

Коррекционно-развивающие задачи:

 

  1. Развивать общую и мелкую моторику рук.
  2. Обращать внимание детей на правильное звукопроизношение.
  3. Способствовать развитию мышления, памяти, внимания.
  4. Способствовать развитию ориентировки в пространстве.

 

Воспитательные задачи:

 

  1. Воспитывать интерес к развивающим играм.
  2. Воспитывать у детей умение слушать ответы товарища, не перебивать.
  3. Способствовать проявлению речевой инициативы у малоактивных детей.

 

Материалы: интерактивная доска.

Пропедевтическая работа, связь с другими видами деятельности:

 

  • Беседа о профессиях, связанных с транспортными средствами.
  • Знакомство со стихами о транспорте.
  • Отгадывание и заучивание загадок о транспорте.
  • Беседы о правилах поведения на дорогах города.
  • Аппликация и рисование по теме транспорт.
  • Экскурсия к перекрёстку.
  • Рассматривание иллюстраций с транспортом.

 

Ход занятия

Организационный момент:  

Воспитатель : дети, я очень рада всех вас сегодня видеть.                                                                    Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга улыбкой.

«Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».

Замечательно, от ваших улыбок сразу стало светлее и теплее.

Сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.

- Сядет на место тот, кто стоит перед Катей, за Данилой, справа от Валеры, слева от Андрея и т.д.

Дети по очереди садятся на свои места.

 Основная часть:

- Ребята, вы любите путешествовать?

- Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие?

 Если дети затрудняются вспомнить какой-либо вид транспорта, задаются наводящие вопросы.

- На чем мы будем путешествовать по реке, морю?

- Как нам добраться до страны, которая находится очень далеко?

- Правильно, на всём этом транспорте можно путешествовать, ездить отдыхать, быстро передвигаться из одного места в другое.

- А, вы знаете, что все виды транспорта делятся на четыре группы:

  • Наземный,
  • Подземный,
  • Водный,
  • Воздушный.

Одновременно с называнием, карточки из серии «Лото – транспорт»   (слайд 1)

- Ребята, как вы думаете, почему они именно так называются?

Рассуждения детей.

- Правильно. Наземный транспорт, тот, что ездит по земле; подземный – под землёй; водный – ходит по воде; воздушный – по воздуху.

- А теперь давайте поиграем в «Лото».

Игра «Лото – транспорт»

- По очереди подходите, берите карточки и ставьте их на соответствующее поле.

 Дети по очереди подходят к  доске, берут любую карточку и располагают её на соответствующем поле. (слайд 2)

Объясняют свой выбор.

Дидактическая игра «Лото».

У каждого ребенка карточка, разделенная на 4 поля: синее (воздушный транспорт), зеленое (водный транспорт), коричневое (наземный транспорт), черное (подземный транспорт) и не менее десяти картинок с видами транспорта. Дети должны быстро найти место для своих картинок на поле.

 - Молодцы. Все карточки расставлены правильно. А теперь я буду убирать по одной карточке, а вы называйте, чего не стало.

Игра «Назови, чего не стало»

- Мы с вами хорошо играли, а теперь пора отдохнуть. Я вам предлагаю отправиться в путешествие на автобусе.

Физкультминутка «Автобус»

Мы в автобус дружно сели, Садятся на корточки

И в окошко посмотрели.   Смотрят по сторонам.

Наш шофер педаль нажал –  Правой ногой нажимают.

И автобус побежал. Разбегаются по группе.

Стихотворение читается ещё раз. При повторном чтении дети бегут к стульчикам.

 

- Ребята пока мы с вами отдыхали, на наших столах появились картинка различного транспорта. (На стол каждого ребёнка во время физкультурной минутки ставится картинка  любого вида транспорта)

Назовите ваш транспорт и расскажите, какой он?

Игра: «Назови какой, какая?»

 

Дети отвечают, используя как можно больше прилагательных.

 

- Молодцы! Теперь я всё знаю о вашем транспорте. А сейчас мне бы хотелось проверить вашу внимательность. Давайте поиграем в

игру «Четвертый - лишний».

Автобус, трамвай, самолет, автомобиль.

Катер, лодка, мотоцикл, пароход.

Троллейбус, велосипед, метро, трамвай.

- Вы правильно отвечали, и я вам покажу сейчас свой сюрприз.

На мольберт выставляется карта с изображением гаража, моста, перекрёстка, стоянки.

- У меня есть маленькая машинка, которая любит ездить по этому городу.

Хотите вместе с ней прокатиться?

Помогайте мне, я буду показывать, а вы рассказывайте.

  • Машина из гаража... (выезжает)
  • Вокруг гаража... (объезжает)
  • Машина с моста... (съезжает)
  • Машина перекрёсток... (переезжает)
  • Машина от стоянки... (отъезжает)
  • Машина в гараж... (въезжает)

А теперь пора поиграть нашим пальчикам.

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Различный транспорт перевозит  Дети поочерёдно соединять все пальчики с большим пальцем.

Людей и грузы каждый час

По городам и в деревнях,

И под землёй, и на морях,

В пустыне, даже в небесах.

 Пальчиковая гимнастика
Заведу свою машину (вращаем указательными пальцами, изображая «мотор»)
Би-би-би налью бензину (3 хлопка)
Крепко-крепко руль держу («держать руль»)
На педаль ногою жму (руки сделать в «замок», давить друг на друга)

- Ребята, я приготовила для вас различные предложения, но слова в них перепутались. Поможете мне разобраться?

Игра «Составь предложение»

Машина, ехать, дорога.

Самолёт, небо, летит, высоко.

Большой, волны, корабль, плывёт.

Едет, тропинка, велосипедист.

Дети составляют предложения.

 

Заключительная часть:

Вот и подходит к концу наше путешествие. Вам понравилось путешествовать? Что вам понравилось? Ребята мы сегодня с вами поиграли в разные игры, узнали много нового. А в какие игры вам понравилось играть больше всего?

Почему?

Давайте сейчас мы постараемся вспомнить вес транспорт о котором мы говорили,  и назовём их ласково.

Дидактическая игра «Назови ласково»
Самолет – самолетик , вертолет - вертолетик,  машина - машинка
Велосипед - ….., паровоз - паровозик, лодка – лодочка.

Предлагаю поиграть в игру «Один - много»:


Самолет – самолеты – самолетов

Паровоз – паровозы – паровозов

Машина – машины – машин

Лодка – лодки – лодок

Велосипед – велосипеды – велосипедов

Вертолет – вертолеты – вертолетов


Замечательно справились! Но давайте мы с вами не просто скажем, что транспорта  много, а ещё скажем какие они, и посчитаем их?


Дидактическая игра «Один-много».

Один автобус  - много автобусов,

Одна лодка – много лодок,

И т.д.

Или

Автобус – автобусы

Лодка – лодки

Мотоцикл – мотоциклы


Игра «Назови действие»:

Самолет - летит
Лодка – плывет                                                                                                                   Паровоз – едет                                                                                                                              Машина – едет

Узнаем, как доехала грузовая машина до детского сада.
Игра «Я начну, а ты закончи»
Воспитатель начинает предложение, дети заканчивают.
Слайд № 2
Из гаража машина……………………………выехала
Слайд № 3
По дороге……………………………………..поехала
Слайд№ 4
На гору……………………………………………..заехала
Слайд № 5
С горы ………………………………………………съехала
Слайд № 6
Яму……………………………………………………..объехала
Слайд № 7
На лужу…………………………………………………наехала
Слайд № 8
Дальше……………………………………………….поехала
Слайд № 9
В туннель……………………………………………заехала
Слайд № 10
Из туннеля………………………………………….выехала
Слайд № 11
Дальше……………………………………………….поехала
Слайд № 12
По мосту……………………………………………..проехала
Слайд № 13
Дальше……………………………………………….поехала
Слайд № 14
В детский сад……………………………………….приехала.

 Дидактическая игра «Проезжай, лети, плыви».

Дети берут в руки флажки: красный и  зеленый. Называется какой-либо вид транспорта, дети поднимают зеленый флажок и хором говорят «проезжай (лети, плыви)», а если называется слово, не относящееся  к

транспорту, то дети говорят «стой» и показывают красный флажок.

Слова: САМОЛЕТ, ПАРОХОД, ВЕЛОСИПЕД, ЛОШАДЬ, ВЕРБЛЮД, МАШИНА, ПОНИ, ВЕРТОЛЕТ, ЛОДКА, ЛЫЖНИК, КОНЬКОБЕЖЕЦ, ТРОЛЕЙБУС, ТАКСИ, ТРАМВАЙ, ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК, ЭЛЕКТРИЧКА и др.

. Беседа по вопросам.

- Кто управляет поездом? -МАШИНИСТ

- Кто управляет автобусом?  - ВОДИТЕЛЬ

- Кто управляет грузовиком? -ШОФЕР

- Кто управляет вертолетом? - ЛЕТЧИК

- Кто управляет кораблем? -КАПИТАН

- Кто управляет велосипедом? -ВЕЛОСИПЕДИСТ

- Кто управляет ракетой? – КОСМОНАВТ

- Кто управляет мотоциклом? - МОТОЦИКЛИСТ

Дети должны ответить на вопрос полным предложением. 

Дидактическая игра «Назови части предмета».

- У самолета есть крылья, хвост, нос, пропеллер, мотор и др.

- У велосипеда есть руль, колеса, цепь, сиденье и др.

- У грузовика есть кабина, кузов, колеса, руль и др.

Игра «У меня есть» – «Один – много»:  Воспитатель раздает детям предметные картинки с пассажирским транспортом, у воспитателя  картинки с такими  же видами транспорта, но во множественном числе. Далее игра проводится в форме диалога.

– У меня есть автобусы. – А у меня есть автобус.

–  У меня есть трамваи. – Ау меня есть трамвай.

– У меня есть самолеты. – А у меня есть самолет.

– У меня есть троллейбусы. – А у меня есть троллейбус.

– У меня есть мотоциклы. – А у меня есть мотоцикл.

– У меня есть автомобили. – А у меня есть автомобиль.

Затем дети и воспитатель меняются карточками, игра повторяется снова. Теперь дети употребляют множественное число существительных.

Ребята, сейчас я буду называть и показывать слова-действия, а вы запоминайте.

Однажды грузовик выехал из гаража и поехал по дороге, к мосту подъехал, на мост въехал, через речку переехал, с моста съехал, по дороге поехал, к дереву подъехал, дерево объехал, по тропинке поехал и в канаву заехал.

Ребята, я называла слова- действия. Они похожи, а начало слов разное ( въехал, съехал, выехал, переехал, заехал, поехал, объехал)

Ребята давайте еще раз покажем и повторим слова-действия

Воспитатель : вызывает 2-их, 3-их детей по очереди. Ребенок  показывает  и называет слова –действия.

Физминутка.

Ехали мы, ехали           ( дети ходят и вращают воображаемый руль                                

К мосту подъехали        перед собой)

На мост  въехали           ( поднимают руки вверх и встают на носочки)

С моста съехали             ( приседают)

Снова поехали                (ходят и вращают воображаемый руль)

Ехали , ехали

К елке подъехали

Елку объехали                 ( совершают поворот вокруг своей оси)

И на остановку приехали.

Сейчас мы можем немного поиграть , а заодно и вспомним, какие существуют виды транспорта.

Не толкаюсь, не кричу полукругом я встаю.

(раздают по два флажка (зеленый и красный) каждому ребенку).

Воспитатель: Внимание! Слушайте задание.

Я буду называть разные виды транспорта, а вы будете называть хором слова «проезжай, проплывай, пролетай», в зависимости от видов транспорта.

Если слово относится к водному транспорту, вы говорите проплывай и машете зеленым флажком, наземному – проезжай и машете  зеленым флажком, воздушному- говорите –пролетай и тоже машете зеленым флажком. Если слово не относится к транспорту, то поднимаете красный флажок и говорите – стоп. Поняли задание?

Дети: Да.

Воспитатель: Приготовились.

Машина

Пешеход

Лодка

Ракета

Велосипед

Жук

Катер

Самолет

Птица

Пальчиковая гимнастика

Воспитатель и дети говорят хором. Пальцы на обоих руках сжаты в кулак. Поочередно разгибают каждый палец на обоих руках под слова стихотворения.

Садись-ка, пальчик, в вертолет,

С тобой отправимся в полет

Сядем с этим мы в такси,

Он рад домой нас отвезти.

С тобой поедем мы в трамвае,

Тихонько песни напевая.

С этим пальчиком в ракете

Полетим к другой планете

Ну а с этим малышком

В зоопарк пойдем пешком.

Ребята на пришло сообщение  от Знайки. Рассаживайтесь полукругом  на подушечках. Внимание, внимание учебное задание.

Внимательно смотрите на экран. Воспитатель комментирует картинки.

На мониторе компьютера появляются картинки наземного вида транспорта:

Велосипед, мотоцикл, легковой автомобиль, такси, грузовой автомобиль, автобус, трамвай, поезд.

Воспитатель: Знайка спрашивает, какой это вид транспорта?

Ребенок: Это наземный вид транспорта.

Воспитатель: Правильно

На мониторе появляется картинка метро.

Воспитатель: Какой это вид транспорта?

Ребенок: Это подземный вид транспорта.

Воспитатель: Правильно

На мониторе появляются картинки водного вида транспорта:  лодка, катер, парусник, баржа, теплоход, яхта

Воспитатель:  Знайка хочет знать, какой это вид транспорта.

Ребенок: Это водный вид транспорта.

Воспитатель: Молодец.

На мониторе появляются картинки воздушного вида транспорта: самолет, вертолет, ракета, дельтаплан,  аэроплан, воздушный шар,

Воспитатель:  Какой это вид транспорта
Ребенок: Это воздушный вид транспорта

Воспитатель: Молодцы ,ребята , все правильно угадали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «День рождения в Лесу»

Программные задачи:формировать умение употреблять предлоги в, на, под, в простом распространенном предложении;уточнить пространственные отношения, выраженные данными предлогами;активизировать, у...

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Открытое занятие с использованием ИКТ. Занятие по развитию грамматического строя речи в старшей группе.

Занятие по развитию грамматического строя речив старшей группе.Тема «Транспорт» Цель: Систематизировать знания о транспорте. Образовательные задачи: Закрепить знания детей о...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (формирование грамматического строя речи) в старшей группе Тема: «Путешествие в волшебный лес»

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо развитию речи(формирование грамматического строя речи)в старшей группеТема: «Путешествие в волшебный лес»Задачи:Воспитательные...