Арт-студия "Веселая грамматика" по развитию грамматического строя речи в старшей группе комбинированной направленности детей с ОНР.
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Черкашина Марина Петровна

    У детей с той или иной речевой патологией, как правило, понижена способность, воспринимать различия грамматических элементов речи, что ограничивает их возможности и способности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов языка в процессе речевого высказывания. Таким детям свойственно хаотическое и беспорядочное сочетание грамматических средств языка. Основа слова очень медленно обогащается необходимыми грамматическими элементами: флексиями, суффиксами, префиксами. Даже если ребенок воспринимает их, длительное время использует неправильно.

    Из выше сказанного логично следует мысль о том, что необходимы эффективные средства формирования и дальнейшего развития грамматического строя речи у детей с ОНР.

    Одним из перспективных средств в этом отношении является работа в арт-студии, основанная на ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Дети в игре берут для себя то, что нудно для коррекции собственной речи. В этом заключаются особенности и возможности игры. Логопед на занятии, лишь умело направляет ребенка при необходимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesyolaya_grammatika.docx39.92 КБ

Предварительный просмотр:

Черкашина Марина Петровна

Учитель-логопед

МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино»           

2018г.

Арт-студия "Веселая грамматика" по развитию грамматического строя речи в старшей группе комбинированной направленности детей с ОНР.

Пояснительная записка

“Речь вести - не лапти плести”- гласит старинная русская пословица.

    Речь - бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение.… В результате такого взаимодействия, когда возникает обратная связь и ощущение комфорта от общения, мы испытываем чувство сопричастности, сопереживания, взаимного понимания.

    Большое значение для формирования речи человека имеет грамматика. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

    Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его важнейших психических процессов: мышления, памяти, восприятия, эмоций.

    Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к успешному изучению языка в школе.

    К. Д. Ушинский писал “… грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, т. е. именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными”.

    Грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики. Грамматика включает в себя три основных тесно взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: морфологию, словообразование и синтаксис. Постепенность и определенная последовательность овладения грамматическим строем объясняется не только возрастными закономерностями развития нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка, особенно морфологической.

    Трудность в овладении грамматической стороной речи в том, что ребенок не осознает этих значений, употребляет их интуитивно. Анализ детских высказываний, как при нормальном речевом развитии, так и при нарушениях речи, показывает, что в воспринимаемом и воспроизводимом речевом материале ребенок до определенного момента вычленяет только план общего содержания, сосредоточивая внимание лишь на общем смысле слова, лексическом его значении. Грамматические же средства языка остаются вне сферы его восприятия.

    У детей с той или иной речевой патологией, как правило, понижена способность, воспринимать различия грамматических элементов речи, что ограничивает их возможности и способности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов языка в процессе речевого высказывания. Таким детям свойственно хаотическое и беспорядочное сочетание грамматических средств языка. Основа слова очень медленно обогащается необходимыми грамматическими элементами: флексиями, суффиксами, префиксами. Даже если ребенок воспринимает их, длительное время использует неправильно.

    Из выше сказанного логично следует мысль о том, что необходимы эффективные средства формирования и дальнейшего развития грамматического строя речи у детей с ОНР.

    Одним из перспективных средств в этом отношении является работа в арт-студии, основанная на ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Дети в игре берут для себя то, что нудно для коррекции собственной речи. В этом заключаются особенности и возможности игры. Логопед на занятии, лишь умело направляет ребенка при необходимости.

    В работе с дошкольниками с ОНР используются различные дидактические игры, они закрепляют и уточняют словарь, помогают образовывать и изменять слова, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры способствуют развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

    Обучение детей с ОНР под руководством логопеда в арт-студии “Веселая грамматика” ведётся в трех главных и взаимосвязанных направлениях.

  • Первое направление ставит своей целью развитие и совершенствование грамматического строя речи родного языка.
  • Второе - уточнение и активизация словаря дошкольников в соответствии с лексическими темами.
  • Третье - использование дидактических игр и игровых приемов на занятии.

    На занятии арт-студии “Веселая грамматика” дети с большим интересом в непринужденной форме, через игры с использованием разнообразных пособий, наглядностей, игрушек не только корректируют, формируют грамматический строй речи, но и развивают необходимые для успешной учебы в школе и дальнейшей жизни такие процессы как: мышление, внимание, память.

  Работа, направленная на развитие умения свободно применять и совершенствовать приобретенные знания, навыки, приспосабливает ребенка к разным условиям, в которых он может говорить, действовать а, следовательно, способствует формированию социально адаптированной активной личности.

Актуальность данной программы заключается в необходимости освоения и широкого использования в практике грамматического строя речи как эффективного средства развития языковой способности.

Проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу, заботиться о своевременном предупреждении и исправлении различных речевых нарушений, о формировании основных компонентов речевой системы: лексического, грамматического, фонетического строя речи; проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. Работа в арт-студии «Весёлая грамматика» способствует  решению данной проблемы.

Цель программы:

Обеспечение условий для формирования грамматического строя речи, устранения речевых недостатков и совершенствование речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Задачи:

  1. Совершенствовать грамматический строй речи.
  2. Обогащать и накапливать словарный запас детей.
  3. Развивать связную речь детей и речевое общение в процессе игровой деятельности.

Продолжительность реализации программы – 1 год.

    Программа предполагает проведение деятельности 1 раза в неделю. Продолжительность деятельности в старшей группе 25 минут. Общее количество  в год – 28.

    Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по образовательным областям:

  • «Речевое развитие» Развитие всех сторон речи (формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь) через использования на занятиях кружка художественного слова, пословиц, поговорок, стихов, сказок.
  • «Социально-коммуникативное развитие». Включение детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  • «Познавательное развитие». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, совместной деятельности по ознакомлению с окружающим (люди, природа, окружающий мир)
  • «Художественно-эстетическо развитие». Работа с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия. Использования музыкального оформления для создания настроения, выражения собственных чувств.
  • «Физическое развитие». Обеспечение гармоничного физического развития.

Содержание программы:       

Первый период обучения

СЕНТЯБРЬ

  1. Игрушки
  2. Овощи
  3. Фрукты

ОКТЯБРЬ

  1. Осень
  2. Хлеб
  3. Наше тело

НОЯБРЬ

  1. Мебель
  2. Одежда
  3. Посуда
  4. Дом и его части    

Второй период обучения

ДЕКАБРЬ

  1. Зима
  2. Животные жарких стран и севера
  3. Новый год

ЯНВАРЬ

  1. Дикие животные, их детеныши
  2. Домашние животные, их детеныши
  3. Домашние птицы

ФЕВРАЛЬ

  1. Транспорт
  2. Профессии
  3. Защитники Отечества
  4. Зимующие птицы. Перелетные птицы

Третий период обучения

МАРТ

  1. 8-е Марта. Семья
  2. Весна
  3. Рыбы
  4. Комнатные растения

АПРЕЛЬ

  1. День космонавтики
  2. Продукты питания

МАЙ

  1. Лето. Насекомые
  2. Деревья

Средства обучения и воспитания:

Совместная деятельность учителя-логопеда и детей (процесс взаимовоспитания, взаимооткрытия новых творческих способностей)

  • Заучивание стихов, загадок по лексическим темам;
  • Рассказы учителя-логопеда, чтение детской литературы, рассматривание картин, детских иллюстраций;
  • Работа с карточками, схемами;
  • Игровая деятельность.

Совместная деятельность детей и родителей (процесс взаимообучения творчеству, взаимопомощи, уважения):

  • Составление описательных рассказов;
  • Придумывание загадок;
  • Нахождение дополнительной информации;
  • Создание книжек малышек.

Совместная деятельность детей

  • Проговаривание последовательности действий при выполнении заданий;
  • Экспериментирование со словом;
  • Обмен мыслями, знаниями.

Взаимодействие с педагогами ДОУ:

  • Консультация для педагогов;
  • Показ открытых занятий по программе.

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей:

  • Консультации для родителей;
  • Анкета для родителей.

Методы и приемы: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством педагога;

Форма занятий – коррекционно-развивающая совместная деятельность.

Основные требования к уровню подготовки детей

  • В итоге логопедической работы дети должны уметь:

-  правильно задавать вопросы к словам предметам и словам - действиям;

- соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;

- узнавать по словесному описанию знакомые предметы;

- правильно  употреблять все формы косвенных падежей существительных в единственном числе: винительного, родительного, дательного, творительного ,предложного, дательного;

- правильно согласовывать числительные и прилагательные с существительными;        

- согласовывать местоимения с существительными;

- правильно использовать приставочные глаголы;

- подбирать несколько определений к предметам и объектам и включать их в предложение;

- понимать и использовать некоторые предлоги в речи;

- подбирать слова – антонимы к предметам;

- дифференцировать  понятие «слово» и «предложение»;

- составлять  предложение с определенным количеством слов;

- отвечать на вопрос предложением из 4-5 слов;

- пересказать и составить рассказ по демонстрируемому действию;

- составит рассказ описание, по серии сюжетных картин, по картине;        

- отбирать для высказывания слова в рамках словарного запаса соответствующие возрасту;

- строить грамматически правильные высказывания;                                                

- понимать предметно – содержательную сторону высказывания;                                

- работать в коллективе, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

  • Должны знать:

- условное обозначение слово, предложение;                                                        

- знать и свободно общаться на все изучаемые лексические темы;                        

- художественные и литературные произведения, изучаемые в рамках программы по развитию  речи;                                                                                        

- события, происходящие в окружающей жизни;                                                

- знать и пересказывать стихи, рассказы пословицы поговорки, загадки и т. д.

Диагностика:

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕЧИ

Фамилия, имя

предметный словарь

словарь признаков

словарь действий

словоизменение, словообразование

Всего баллов

При оценке лексики используются баллы:

3 – называние семи и более слов;  2 – называние пяти – шести слов;

1 – называние трёх – четырёх слов;  0 – называние одного – двух слов.

Словоизменение и словообразование оценивается:

3 – ни одной ошибки;   2 – не более двух ошибок;

1 – три ошибки;              0 – более трёх ошибок.

Литература

  1. Громова О.Е. Инновации - в логопедическую практику. - М.: Линка-пресс, 2008.
  2. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2004г
  4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.
  5. Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. - М.: Айрис-пресс, 2007.
  6. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  7. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.Л. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в старшей группе ДОУ

Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:Социально-коммуникативное развитие-Воспитывать культуру взаимоотношений.-Создать у детей эмоциональную отзы...

Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в старшей группе ДОУ. Тема "Фрукты"

Цель:  Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:  Образовательные- Активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов.- Закреплят...

Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в старшей группе ДОУ. Тема "Город профессий"

Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Коррекционно- образовательные:- Расширить и конкретизировать представления о профессиях людей (строитель, врач, у...

Открытое занятие с использованием ИКТ. Занятие по развитию грамматического строя речи в старшей группе.

Занятие по развитию грамматического строя речив старшей группе.Тема «Транспорт» Цель: Систематизировать знания о транспорте. Образовательные задачи: Закрепить знания детей о...

Методическая разработка по развитию грамматического строя речи в старшей группе

В данной методической разработке содержится серия дидактических игр по развитию грамматического строя речи  для детей старшой группы....