Конспект комплексного занятия по развитию речи.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Золотарева Марина Юрьевна

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

(с использованием мнемотехники)

Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому).

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

(с использованием мнемотехники)

Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому).

Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

Формирование действий целенаправленного восприятия текста.

Развитие навыков планирования пересказа текста (с опорой на наглядность). Закрепление навыков изображать графически, то, что слышим. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний. Актуализация словаря по теме «Времена года», закрепление навыка подбора синонимов, антонимов, родственных слов. Работа над интонационной выразительностью речи.

Методические приемы:

Беседа, загадки, рассматривание иллюстраций, моделирование. Лексико-грамматические упражнения (подбор антонимов, синонимов, родственных слов). Чтение рассказа, рефлексия.

Оборудование:

Картины с изображением времен года; иллюстрации к рассказу; графические схемы для пересказа; презентация времена года, схемы синквейна, мольберты, музыкальное сопровождение, фломастеры, полоски бумаги, фишки; мяч.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Дети сидят на ковре, удобно расположившись на подушках.

Нам здороваться не лень

Всем привет, и добрый день.

Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Доброе утро ребята!

Скажите пожалуйста друзья мои, какое сейчас время года? (дети предлагают свои варианты ответа)

Точно ли весна, а может быть сейчас осень или лето? (дети перечисляют признаки весны)

А вам нравится весна?

Чем она вам нравится? (дети предлагают свои варианты ответов)

А какие еще времена года вы знаете?

Скажите, а о чем можно сказать зимняя, осенняя, весенняя, летняя?

Как двумя словами мы назовем зиму, весну, лето, осень?

Дети: времена года

(Все ответы детей сопровождаются слайдами на экране телевизора или интерактивной доске).

А теперь с помощью синквейна придумайте стихотворение о вашем любимом времени года. Давайте вспомним, как это нужно сделать, а поможет нам схема, которую вы сейчас видите на экране

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/04cc/0011cb93-4bb42de3/img4.jpg

Прежде, чем мы с вами продолжим, давайте с вами немного отдохнем (проводится физминутка, после которой дети садятся на ковер)

3. Чтение рассказа.

А) Первая часть. Активизация словаря по теме. Закрепление

навыков подбора синонимов. Работа над интонационной

выразительностью речи.

Педагог: Сейчас мы с вами вспомним рассказ Константина Ушинского «Четыре желания». Слушайте внимательно.

Какую мнемодорожку можно придумать к этому рассказу? (Дети на мольбертах или прямо на полу предлагают свои символы для составления мнемодорожки). Затем вывешиваю, получившуюся мнемодорожку и начинаю читать.

Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.

- О каком времени года говорится в этом отрывке? (О зиме)

Как звали мальчика? (Митя)

Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)

Каким он прибежал домой? (Веселым и румяным)

Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)

     Куда записали его желание? (В записную книжку)

На столе у вас лежат белые полоски. Возьмите одну полоску. Сейчас будем рисовать мнемодорожку.

б) Чтение второй части рассказа. Обогащение лексики антонимами

Педагог: Слушайте продолжение.

Беседа по содержанию:

О каком времени года говорится?

Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)

Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)

Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)

Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна)

Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку.) 

Педагог: Давайте поиграем в игру. Все встали, поиграем в игру с мячом. Игра называется «Скажи наоборот».

Погода теплая, а наоборот — холодная

Осень ранняя, а наоборот — поздняя

День длинный, а наоборот — короткий

Насекомые засыпают, а наоборот — просыпаются

Дети грустные, а наоборот - веселые

Настроение плохое, а наоборот — хорошее

Урожай маленький, а наоборот — большой

- Тропинка узкая, а дорога – широкая

- Рыбка крупная, а наоборот – мелкая

- Облако белое – туча чёрная

- Камень тяжёлый, а наоборот – лёгкий

- Дедушка старый, а внук молодой

- Дерево высокое, а куст низкий.

Поиграли пройдите на свои места.

в) Чтение третьей части рассказа.  Образование родственных слов к слову рыба.

Педагог: Читаем дальше.

Педагог беседа по содержанию

Какое время года настало?

Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)

Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене.)

Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было)

Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)

А теперь снова поиграем. Встали все поиграем.

Педагог: Ребята, у меня есть фишки. Будем придумывать слова. Если вы правильно назовете слово, то получите фишку. Потом мы посчитаем, сколько слов вы придумали. Давайте мы с вами подберем родственные слова к слову рыба.  (Рыбак, рыбачёк, рыболов, рыбка, рыбонька, рыбешка, рыбный, рыбалка, рыбачить.) Садимся, продолжаем.

г) Четвертая часть рассказа.  Развитие памяти, внимания, мышления.

Педагог: беседа по содержанию

Какое время года наступило? (Осень.)

Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши.)

Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге)

Что мальчик говорил отцу? (Осень —лучше всех времен года)

Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)

Пальчиковая гимнастика.

Мой Мизинчик, где ты был? 

С Безымянным щи варил, 

А со Средним кашу ел, 

С Указательным запел.  

А Большой меня встречал 

И конфетой угощал.  

Указательный на правой 

Вел в поход нас всей оравой.  

Средний брат несет рюкзак, 

Безымянный ходит так, 

А Мизинец стал играть

Братьев слушать приглашать.  

Правый же Большой плясал.  

И на танец приглашал.  

Раз-два-три-четыре пять! 

(М. Кальцова)

Пересказ детьми рассказа с опорой на графический план.

Рассказ осуществляется четырьмя детьми по цепочке. Каждый ребенок рассказывает об одном времени года.

8. Итог занятия. Чем занимались на занятии. Что было вам на занятии легко, а что трудно. Посмотрите вот поднос на нем лежат смайлики. Выберите себе один из них. Расскажите почему вы выбрали именно его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по развитию речи и лепке во II второй младшей группе "Гнёздышко для птички"

Данное занятие способствует развитию речевой активности детей, мелкой и крупной моторики. Дети закрепляют знакомые приемы лепки.    Проводилось занятие во второй половине учебног...

Конспект комплексного занятие по развитию речи и аппликации в подготовительной к школе группе. «Ателье».

Конспект комплексного занятие по развитию речи и аппликации в подготовительной к школе группе.«Ателье».Цели занятия:упражнятьдетей образовывать имена прилага­тельные от имен существительны...

Конспект комплексного занятия по развитию речи в I младшей группе

Цель: развивать у детей голосовой аппарат; формировать правильное речевое дыхание; упражнять в чётком произношении звукосочетаний; учить менять высоту и силу голоса. Учить детей выразительно читать по...

Конспект комплексного занятия по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе «Что мы знаем о воде».

Конспект комплексного занятия по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе «Что мы знаем о воде»....

Конспект комплексного занятия по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе «Вы слыхали о воде?»

НОД  по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе «Вы слыхали о воде?»...

Конспект комплексного занятия по развитию речи в средней группе с ТНР по р.н.с. «Колобок» Тема занятия: Путешествие по станциям

Путешествие по станциям: учить по деталям определять и находить целое и общие признаки в живых объектах (заяц,волк,медведь,лиса); уточнить знание русских народных сказок....