Занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (II год обучения) Развитие связной речи «В мире мудрых пословиц»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Биктимирова Светлана Валиевна

Программные задачи:

Образовательные: - Обучать составлению творческих расска­зов по пословицам. - Продолжать обучать пониманию про­стого и переносного смыс­ла пословиц. - Отработать умение подбирать антонимы к словам именам существительным.

- Формировать умения при­менять пословицы в различных жизненных ситуациях. - Активизировать словарь по теме: «Русское народное творчество».

Коррекционно-развивающие:

- Развивать конструктивное и творческое воображение, абстрактное мышление. - Способствовать снятию психического напряжения и создать возможность для самовыражения.

- Развивать интонационные характеристики речи и умение выразительными движениями передавать образ.

-Отработать умение пользоваться объяснительной речью.

Воспитательные: - Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию русского народа.

- Способствовать созидательному отношению к своему поведению.

-Обогащать внутренний мир ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия в подготовительной логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (II год обучения): Развитие связной речи «В мире мудрых пословиц»

Цель: Дети самостоятельно составят творческие рассказы по пословицам.

Программные задачи:

Образовательные: - Обучать составлению творческих рассказов по пословицам. - Продолжать обучать пониманию простого и переносного смысла пословиц. - Отработать умение подбирать антонимы к словам именам существительным.

- Формировать умения применять пословицы в различных жизненных ситуациях. - Активизировать словарь по теме: «Русское народное творчество».

Коррекционно-развивающие:

- Развивать конструктивное и творческое воображение, абстрактное мышление. - Способствовать снятию психического напряжения и создать возможность для самовыражения.

- Развивать интонационные характеристики речи и умение выразительными движениями передавать образ.

-Отработать умение пользоваться объяснительной речью.

Воспитательные: - Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию русского народа.

- Способствовать созидательному отношению к своему поведению.

-Обогащать внутренний мир ребёнка.

Оборудование:

- Демонстрационный материал: «В мире мудрых пословиц»

- Карты с рисунками прямого значения пословиц.

- Выставка книг с малыми фольклорными формами.

- Схема с зашифрованной пословицей.

- «Мини-книжки» по количеству детей.

- Аудиозапись русских народных мелодий.

Предварительная работа:

- Чтение, разучивание устных малых фольклорных форм (с логопедом, воспитателями, музыкальным руководителем, родителями). (См. «Поговорки для Егорки» (В. Волина), подборка книжек - малышек с русскими народными фольклорными формами).

- Чтение художественных произведений «Коли делать нечего», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Одно дело делаешь, другого не порть» (Л.Н. Толстой), «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей» «Слон и Моська» (И. Крылова), «Лиса и Журавль» (русская народная сказка), «Белка и волк» (Л. Толстого).

- Рисование на тему: «В мире русских народных пословиц»

- Свободное рисование «Как я понимаю пословицу?»

- Дидактическая игра «Минутки радости».

- Решение проблемной ситуации в сказке «Два жадных медвежонка».

- Прослушивание аудиодисков: «Мои первые сказки», «Русские народные сказки. Сборник» - в 3 частях, Аудиоэнциклопедия: «Как жили на Руси. Путешествие в страну знаний»

Ход занятия:

Организационный момент: Дети рассматривают книжную выставку.

Воспитатель: На нашей выставке собраны произведения русского народного творчества. Назовите их.

Дети: русские народные сказки, сказания, заклички, былины, потешки, дразнилки, колыбельные песни, пословицы, поговорки, считалки, загадки, причты, ярмарочный кукольный театр, чистоговорки, скороговорки

Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о пословицах. У русского народа для всякого случая есть своя пословица — короткая Мудрая мысль, поучение, как правильно поступать, а как не правильно. Чему нас учат пословицы?

Дети: Пословицы учат нас смелости,

- верности,

- дружбе,

- трудолюбию,

- преданности,

- мудрости,

- бережливости,

- уму,

- храбрости,

- справедливости,

- правдивости,

- честности.

2. Игра «Скажи наоборот» Подбор слов-антонимов.

Воспитатель: Много пословиц придумал русский народ.

Есть пословицы о правде, а есть...

1Ребёнок. Пословицы о лжи.

Воспитатель: Пословицы о труде, а...

2 Ребёнок. Пословицы о лени.

Воспитатель: Пословицы о войне а...

3 Ребёнок. Пословицы о мире.

Воспитатель: Пословицы о горе, а...

4 Ребёнок. Пословицы о счастье

Воспитатель: Пословицы о родителях, а...

5 Ребёнок. Пословицы о детях.

Воспитатель: Пословицы о лентяях, а …

6 Ребёнок. Пословицы о мастерах.

Воспитатель:Пословицы о храбрецах, а …

7 Ребёнок. Пословицы о трусах.

Воспитатель:Пословицы о чужбине, а

8 Ребёнок. Пословицы о Родине.

Воспитатель:Пословицы о предательстве, а...

9 Ребёнок. Пословицы о дружбе.

Воспитатель:Пословицы о совести, чести а...

10 Ребёнок. Пословицы о бесчестии.

Воспитатель:Пословицы о зле, а…,

11 Ребёнок. Пословицы о добре.

Воспитатель: Пословицы о транжирстве, а …,

12 Ребёнок. Пословицы о бережливости.

Воспитатель: Пословицы о жадности, а...

13 Ребёнок. Пословицы о доброте.

Воспитатель: Есть пословицы о баловстве, а есть …

14 Ребёнок. Пословицы о воспитанности.

3.Понимание прямого и переносного смысла пословиц

Воспитатель: Вы уже знаете много различных пословиц. Рисунки помогут вам вспомнить некоторые из них. Выберите карточку с картиной, догадайтесь о какой пословице идёт речь, и по-своему объясните её смысл.

Дети берут 1 карту с рисунком, на которой изображено то, о чем говорится в пословице (прямой смысл). Садятся на стулья и называют пословицу и своими словами объясняют переносный смысл пословицы.

Воспитатель: Итак, узнай пословицу и по-своему объясни, значение этой пословицы.

1) Кто людям добра желает - тот сам его добывает!

2) Грамоте учиться - всегда пригодится.

3) Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

4) Нет здоровья - нет и счастья.

5) Кто гнев усмиряет, тот сильным бывает.

6) Уважай отца и мать - будет в жизни благодать.

7) Зависть здоровья забирает.

8) В правде - сила.

9) Когда у друзей лад, каждый этому рад.

10) Что сейчас убежит, завтра не догонишь.

11) Маленький труд лучше большого безделья.

12) Любую болезнь лечит доброе слово.

4 Воспитатель: Миша и Данил приготовили стихотворение- шутку «Ссора друзей» Послушайте его, пожалуйста, и постарайтесь подобрать подходящие пословицы.

Инсценирование стихотворения - шутки «Ссора друзей». А другие дети пробуют догадаться и подобрать подходящую пословицу, объясняя свой выбор.

Миша: - Кто кого обидел первый?

Данил: - Ты меня!

Миша: - Нет, ты меня!

Данил: - Кто кого ударил первый?

Миша: - Ты меня!

Данил: - Нет, ты меня!

Миша: - Мы же раньше так дружили?

Данил: - Я дружил!

Миша: - И я дружил!

Данил: - Что же мы не поделили?

Миша: - Я забыл!

Данил: - И я забыл!

Примерные пословицы:

Когда у друзей лад, каждый этому рад.

Кто людям добра желает - тот сам его добывает!

Дружба - в делах помощница.

Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

Кто гнев усмиряет, тот сильным бывает.

Вместе тесно, а врозь скучно!

В трудную минуту - друг всегда рядом!

Человек без друзей, что дерево без корней.

5. Ф/М: «Книги»

Много книжек есть на свете, - руками над головой и на цыпочки.

Читать их очень любят дети. - руки «книгой - открыть, закрыть

Если книги мы прочтем, - правой ладонью гладить левую на каждое слово

То узнаем обо всем: - тоже со сменой рук

Про моря, про океаны, - волнообразные движения руками, показать просторы океана

Удивительные страны. - руки под подбородок

Про животных прочитаем - скачем как зайцы

И про пословицы узнаем. - русский поклон.

6. Воспитатель:А пословицу можно не только объяснить, или применить к жизненной ситуации. Пословицу можно изобразить. Попробуйте показать нам пословицу, а другие дети её отгадают.

«Изображаем пословицу» - аудиозапись.

1) Без труда - не вынешь и рыбку из пруда!

2) Нет друга - ищи, а нашёл - береги!

3) Трусливому зайке, и пенёк - волк.

4) Скучен день до вечера, коли делать нечего.

5) Дружба - в делах помощница.

Как много пословиц о дружбе знают мои дети.

7. Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите отгадывать ребусы. И сегодня я приготовила зашифрованную пословицу. Какую пословицу я загадала?

Семь пятниц на неделе.

А какие вы ещё знаете пословицы связанные с днями недели?

Не откладывай на понедельник то, что можно выполнить в воскресенье.

Логопед: Всем понятен смысл этих пословиц. Тогда попробуйте придумать интересные творческие рассказы, использовав эти мудрые пословицы.

Дети придумывают творческие рассказы.

Логопед: Замечательные получились у вас рассказы. А старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня, они украшают нашу речь. А людей, которые их используют делают мудрее и добрее.

Воспитатель: Я благодарю вас за работу на занятии. Вы все старались. Оцените свою работу с помощью оценочных карточек.

Известно: дом без книги - что без окон. А я предлагаю вам создать свою книгу: книжку - малышку. Вспомните любую русскую народную пословицу, придумайте сказку или рассказ и нарисуйте иллюстрации к вашему произведению. А затем принесите в детский сад и порадуйте своих друзей и нас взрослых. Договорились. А сейчас занятие закончено. Большое спасибо вам за внимание и старание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Путешествие в сказку «Чьи цветы лучше»

Дети вместе с логопедом отправляются в сказку Б.Вовк "Чьи цветы лучше".  В путешествии дети загадывают загадки о временах года, слушают сказку Б. Вовк "Чьи цветы лучше", играют в подвижную игру "...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».Цели:1. Уточнять и закреплять знания о фруктах и ов...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. ТЕМА: «В ГОСТИ К ОСЕНИ».

Формирование знаний детей об изменениях в живой и неживой природе осенью, обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи....

Календарный план подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Календарный план подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми. Фронтальное занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи" Насекомые наши друзья"

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми фронтальное занятие в  подготовительной  группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Насекомые наши друзья&ra...

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи «Дифференциация гласных звуков А,У,И»

Цель:Закрепить знания детей о гласных звуках.Задачи:Коррекционно-образовательные:Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [ А], [И], [У].Закреплять способность правильного соотнесения звук...

Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Дифференциация звуков [Р] - [Л]»

Конспект индивидуального логопедического занятия  в подготовительной группе компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи...