ООД в старшей группе по развитию речи. Тема: «Путешествие в Антарктиду»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Стахеева Ирина Александровна

Цель: обогащать речь детей словами, характеризующими особенности географического положения, климатических зон, животного мира, природы Антарктиды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antarktida.docx26.26 КБ
PDF icon antarktida2.pdf1.38 МБ

Предварительный просмотр:

ООД в старшей группе по развитию речи

Тема: «Путешествие в Антарктиду»

Цель: Обогащать речь детей словами, характеризующими особенности географического положения, климатических зон, животного мира, природы Антарктиды.

Задачи:

Образовательные: упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (снег – белый, холодный и т. д.); совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях; упражнять в образовании однокоренных слов (пингвин - пингвиненок; тюлень - тюлененок)

Развивающие: развивать монологическую речь через использование мнемотаблиц; развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе ознакомления детей с миром природы Антарктиды; развивать познавательный интерес в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе, культурно-гигиенические навыки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа с детьми об Антарктике, о семействе нелетающих морских птиц - пингвинов, их среде обитания, чтение книги Г. Снегирева «Пингвиний пляж», просмотр мультфильма «Пингвиненок Ло-ло», разучивание стихотворений, песен и танцев.

Оборудование и материалы: карта, глобус, очки, купальник, шляпа, теплые вещи – шарф, шапка, варежки, аптечка, муляж яйца; емкость с водой, лед, салфетки; емкость с замороженными в воде животными Антарктиды, игрушечные лопатки, молотки, стеки.

Ход занятия

Организационный момент:

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дружок!

Мы живем в одном краю –

Я вас всех приветствую!

- Мы с вами живём на большой, красивой планете. Как она называется? (Земля)

- Мы с вами как настоящие путешественники побывали на разных континентах нашей планеты. Кто сможет их перечислить? (Евразия, Африка, Австралия, Южная и Северная Америка)

- А на каком континенте мы еще не были? Давайте отгадаем загадку и узнаем, какой континент остался без нашего внимания.

Этот южный материк

Он не мал, и не велик

Там по кругу, снег и льдины,

И веселые пингвины

Здесь давно нашли приют.

Материк тот как зовут? (Антарктида)

-  Правильно, мы не были в Антарктиде.  Это необычный материк. Найдите его на карте.

-  При изображении Антарктиды на картах и глобусах какой цвет используют? (Белый, потому что там всегда лежит снег, там очень холодно и никогда не бывает лета)

Антарктида, Антарктида

Холодна ты даже с виду

Ты на глобусе цветном

Ледяным лежишь пятном.

- Ребята, а вы хотите побывать в Антарктиде? (Да)

- Тогда будем готовиться к путешествию! На каком транспорте мы будем добираться до нашего материка? (На автобусе, на машине, на поезде, на самолете)

- Так как со всех сторон Антарктиды располагается океан, я предлагаю вам построить большой корабль и доплыть на нем до места нашего назначения.

(Строим корабль из мягких блоков).

-  Мы сегодня с вами станем настоящими моряками и отправимся в путешествие к далекой Антарктиде. Мы построили корабль. Теперь нам нужно собрать вещи, которые понадобятся в плавании. Я принесла некоторые из них, давайте посмотрим и определим, что нам нужно будет в путешествии, а что нам не пригодиться.

(воспитатель выкладывает на стол все вещи, спрашивая, что это)

-  Что это? (Карта). Для чего нужна карта (для прокладывания маршрута, определения местоположения). Карта нам понадобиться? (Да)

- А это что? (компас). Для чего он нужен? (определять направление движения). А компас мы возьмем с собой? (Да)

- А это что за чемоданчик? (аптечка). Для чего нужна аптечка? (для хранения предметов оказания первой медицинской помощи). Аптечка точно нам пригодится.

-  Что это? (Солнечные очки). Ребята, наверное, это попало сюда по ошибке. Нужны ли нам темные очки? (Да, защищать глаза от солнца – летом, от снега – зимой, т. к. снег отражает солнечный свет).

- А вещи из этой сумочки будут нам полезны? Шляпка и купальник? (Нет, мы в них замёрзнем)

- А эти предметы нам будут полезны?  (Дети поочередно называют варежки, шапка, шарф. Эти вещи будут защищать нас от холода). Как можно это назвать одним словом? (Теплые вещи).

- Ребята, как вы думаете, кому могут пригодиться эти вещи в Антарктиде? (Ученому – полярнику).

- Кто такие полярники? (Люди, которые работают на полюсе, за полярным кругом).

-  Что они делают в Антарктиде? (Наблюдают за погодой, жизнью Антарктиды и передают свои наблюдения на большую землю).

- Да, ребята, благодаря этим смелым и отважным людям – ученым, полярникам, мы знаем о погоде и жизни в Антарктиде.

- Как вы думаете, могут ли постоянно жить люди в Антарктиде? (Нет, там только станции, на которых работают ученые, полярники). Почему? (Потому, что там низкие температуры, нет достаточно пищи для питания, низкое содержание кислорода в воздухе).

(Помощник заранее подкладывает незаметно яйцо).

- Ой, ребята, посмотрите, что мне еще попалось, что это? (Яйцо). Как вы думаете, чье оно? (Дети называют возможные варианты, приходим к выводу, что это яйцо пингвина). Давайте мы вернем его маме и папе, раз мы всё равно отправляемся в путешествие в Антарктиду? (Да).

- Отлично, к плаванию мы готовы! Теперь нам нужно проложить маршрут нашего путешествия. Посмотрите внимательно на карту. На каком материке мы живем? (Евразия). Никита, покажи, пожалуйста, его на карте.

- Покажите еще раз где находиться Антарктида.  (Антарктида находится на Южном полюсе, ребенок показывает Антарктиду на карте). Давайте указкой проведем дорожку от нашего материка к месту нашего назначения.

-  Итак, маршрут мы проложили, пора отправляться в путешествие. Мы поплывём не просто на корабле, а на ледоколе, посмотрите на иллюстрацию, какой он большой и могучий. Только он может расколоть замершие воды океана. Но, чтобы нас сильно не укачивало, мы с вами немного разомнемся.

Физкультминутка «Зарядка моряков».

Рано утром моряки делают зарядку, (руки поднять вверх опустить к плечам)

Делают зарядку только по порядку. (руки в стороны к плечам)

Опускают якорь в воду, (руки в замок опущены вниз наклоны не сгибая колени)

Стоп машина нету хода. (руки сжаты в кулаки постукиваем кулак о кулак перед собой)

Моют палубу с утра, (дети имитируют мытьё пола)

Проверяют сети (руки поднимают вверх поворачиваются вправо, влево)

Порыбачить нам пора - мы займёмся этим (дети имитируют закидывание удочки правой и левой руками)

Трюмы рыбою полны, (разводят руки в стороны)

Мы ужасно голодны! (потирают живот двумя руками)

Пообедаем и в путь (подносят поочерёдно правую и левую руки ко рту)

Паруса пора надуть. (дыхательное упражнение с поворотом головы вправо влево)

Якорь поднят, море ждёт –(руки сцеплены в замок перед собой поднимаем до груди и опускаем вниз)

Кто так сможет - шаг вперёд!

- Ну что, загружаемся на корабль и вперед на встречу приключениям!!

- Ребята, смотрите, что это впереди? (Слайд 1) (Антарктида). Почему она маленькая?

- Скажите еще раз, каким цветом отмечена Антарктида? (белым)

- Что означает белый цвет? (снег, лед, холод).

- Антарктида - самое холодное место на земле. Там никогда не бывает теплых дней. Температура воздуха минус - 88,3*С. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели.

(Слайд 2. Картинка – Айсберг)

- Посмотрите, мы проплываем огромную ледяную гору, которая блуждает по океану. Такую гору называют айсбергом. Она откололись от ледника и может быть очень опасна для кораблей.

- Чтобы лучше понять всю опасность айсберга, я приглашаю вас в лабораторию, которая находится внизу в каюте.

Опыт со льдом

(На столах стоят прозрачные емкости с водой и емкости с кусочками льда)

- Ребята, подойдите ко мне поближе, возьмите и поместите в воду ваши кусочки льда. Представьте, что это откололся кусок льда от большой ледяной скалы. Утонул он? (Нет)

- Как вы думаете, почему? (Лед легче воды)

- Посмотрите внимательно, где находится большая часть льда? (Под водой)

- Какой вывод мы можем сделать? (Айсберги опасны для кораблей). Почему? (Потому что под водой находится его большая часть, она не видна).

- Да, айсберг опасен для кораблей, потому что под водой находится его большая часть, она не видна и может повредить основание корабля.

Д/и «Хорошо или плохо?» (Слайд 3)

- Ребята, давайте поиграем в игру «Хорошо или плохо?». Когда лед может быть хорошим, полезным для человека? (Можно заморозить продукты, чтобы не испортились; можно добавить лед в воду или в горячий чай; можно залить каток для занятий спортом – хоккей, фигурное катание; если ударишь ногу – можно приложить к больному месту и станет легче)

- А когда лед может приносить вред? (Можно поскользнуться и упасть, поломать ногу, руку; можно провалиться под лед на речке и утонуть; если кушать лед и сосульки можно простудиться)

- Молодцы. А мы возвращаемся на корабль.

- Антарктида - самое холодное место на земле. (Слайд 4) Как вы думаете, есть ли в Антарктиде живые существа? (Да). Посмотрите на иллюстрацию, назовите животных, которых вы видите. (Животные - тюлень, морской котик, морской слон)

- А какие птицы там обитают? (Птицы: пингвины, альбатросы) 

- А каких знакомых рыб вы увидели? (Касатка).

Игровая ситуация «Ледниковый период»

- Ребята, посмотрите, что я нашла на берегу океана Антарктиды? (Небольшие льдинки).

- Рассмотрите их внимательно, мне кажется в этих льдинках что-то спрятано, или кто-то. (Дети рассматривают льдинки и замечают, что в них находятся замороженные жители Антарктиды)

- Как вы думаете, почему животные покрылись льдом? (Наверное, был очень сильный мороз и их заморозил)

- Давайте спасем наших животных из ледяного плена. У нас есть молоточки, лопатки и теплая вода. Выбирайте, каким способом вы будете освобождать наших героев из ледяного плена. (Дети выполняют задание)

- Ребята, как здорово у вас все получилось! Вы настоящие спасатели. Расскажите, какого вы спасли и каким образом? (Рассказы детей)

- А мы подплываем на нашем корабле к снежной полянке, посмотрите, кто нас там встречает? (Пингвины) (Слайд 5)

- Скажите, а кто такие пингвины? (Птицы) А они летают? (Нет)

- Если пингвины птицы и не летают, то для чего же им нужны крылья? (Крылья пингвинам  нужны чтобы плавать). (Слайд 6)

-  Почему пингвины, плавая в воде, в такую стужу, не замерзают, не превращаются в сосульку? (Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их плотные короткие перья покрыты слоем жира).

Слайд 7. Картинка  «Детский сад пингвинов»

- У пингвинов тоже есть детские ясли, взрослые пингвины защищают малышей от холода, закрывая их своими телами. И только плотные перья, да надежное плечо друга помогает пингвинам выживать и выращивать птенцов в таком суровом крае.

- Еще пингвины любят веселиться. У меня есть для вас одна история, называется она «Пингвинский пляж» Вы можете помогать мне и рассказывать эту историю вместе со мной, а поможет вам в этом вот такая табличка-рисунок (мнемотаблица). (Слайд 8.) (Дети совместно с воспитателем по мнемотаблице рассказывают историю про пингвинов)

- Теперь я предлагаю превратиться в таких же пингвинов и потанцевать так же весело и задорно.

Музыкальная игра «Мы пингвинчики»

- Ребята, пока мы с вами танцевали яйцо, которое мы взяли с собой пропало.

Слайд 9.

- Оказывается это мама пришла за своим яйцом и забрала его к себе. Смотрите, как она рада! Ну, что? Яйцо мы вернули, в Антарктиде побывали, столько полезных дел сделали. Пора нам возвращаться обратно. Вас ведь тоже ждут ваши мамы и папы. Давайте скажем до свидания нашим пингвинам. Отправляемся в путь!

Итог.

— Вот мы и вернулись в наш детский сад. Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей). А что понравилось больше всего? (Ответы детей). Ребята, а кто еще хотел бы вернуться в Антарктиду?

- Я думаю, что пройдет немного времени и кто – то из вас обязательно станет ученым и продолжит знакомство с Антарктидой.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы по развитию речи. Тема: Грамматический строй речи «В гостях у куклы Сауле» (лексическая тема: Мебель) и конспект занятия по аппликации "Шкаф"

Занятие по развитию речи ,со следующей целевой направленностью:  развивать речевую активность детей, учить детей уметь отвечать полными ответамиЗадачи: -формировать грамматическую  и морфоло...

Конспект НОД в младшей группе по развитию речи. Тема: «Путешествие Лунтика».

Цель: Пополнять  словарный  запас  детей  именами  существительными: космос, луна, звезда, солнце, планета, космонавт, ракета.Задачи:Образовательные - формировать у детей пред...

Конспект комплексного занятия в старшей группе по «Развитию речи» Тема «Путешествие по сказкам»

Программное содержание:  учить придумывать необычный конец знакомой сказки; передавать выразительно диалог сказочных персонажей, их характеры. Формировать художественно-речевые, исполнительские с...

Конспект Открытого занятия в старшей группе По развитию речи. Тема: «Путешествие в Москву».

Воспитатель: Князева Елена ЮрьевнаТема: "Путешествие в столицу нашей Родины - Москву"Цель: Создать у детей образ Москвы - столицы главного города России.Задачи НОД:&bull...

Конспект Открытого занятия в старшей группе По развитию речи. Тема: «Путешествие в Москву».

Цель: Создать у детей образ Москвы - столицы главного города России.Задачи НОД:• "Познание"- расширить и закрепить знания детей о Москве,• "Социализация" -...

НОД в старшей группе по развитию речи. Тема: «Путешествие в страну Доброты»

Цель: расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх. Задачи:    1. Учить составлять полные  предложения, согласовывать слова в них ....

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх...