Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему " Какие бывают дома"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Соловьева Оксана Александровна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему " Мой дом"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе:  «Какие бывают дома»

Цель: формирование  знаний  у  детей на тему «Какие бывают дома»

Задачи:

Образовательные:

1. Знакомить детей с разными типами домов.

2. Совершенствовать навыки словообразования и словоизменения  грамматического  строя речи:

- согласовывать  существительные с числительными;

- образовывать  сложные прилагательные;

- закреплять умение правильно строить предложение, используя предлоги: из, над, за, около.

3.  Расширять кругозор и активизировать словарь детей на основе углубления знаний по теме: «Какие бывают дома».

Развивающие:

1Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, фонематическое восприятие.

2. Развивать мыслительную деятельность.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение работать в микрогруппе.

2. Создать у детей эмоционально позитивный настрой.

3. Воспитывать усидчивость, дисциплинированность.

Материал: птичка, письмо, подзорная труба( из листа бумаги), картинки с  разными видами домов (кирпичный, деревянный, каменный, бетонный, соломенный, ледяной, снежный, стеклянный), домики из бумаги по кол-ву детей, строительный материал, мяч.

 Предварительная работа: развитие моторики артикуляционного аппарата; знакомство с новым материалом и повторение старого, путем рассматривания  картинок с изображением домов, направленное на обогащение словарного запаса, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром; проведение подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики, отгадывания загадок по теме.

Ход занятия:

Дети рассаживаются на стульчиках полукругом.

Воспитатель: Дети, вы любите, когда к вам приходят гости?

Дети: Да!

Воспитатель: Посмотрите, они уже здесь. Давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Прислушайтесь, мне, кажется, кто-то стучит в окно! (воспитатель подходит к окну, берет птичку, у которой в клюве письмо)

Дети, посмотрите, к нам еще одна гостья прилетела, кто это?

Дети: птица, белый голубь!

Воспитатель: она что-то чирикает мне на ушко! Птичка рассказала мне, что встретила недавно Звуковичков, которые  уже были у вас, в гостях, и они попросили передать вам письмо с заданиями. Они рассказали мне, что вы дружные, веселые и умные ребята и с вами очень интересно играть. Спасибо, птичка! Звуковички  правы! Детки у нас в группе дружные и любознательные. Садись вот сюда, и смотри, что дальше произойдет. (Воспитатель усаживает птичку и берет письмо в руки, вскрывает конверт)

Интересно, какие задания нам прислали Звуковички? Первое задание-это загадки, нам нужно внимательно послушать и отгадать.

1. Очень  много окон в нем.

    Мы живем в нем. Это…

Дети: дом!

Воспитатель:

2. Кубик к кубику кладем.

    Мы для кукол строим …..

Дети: дом!

Воспитатель: Молодцы!

3. Четыре стены, батарея внутри.

    Крыльцо снаружи, спасает от стужи!

Дети: Дом!

Воспитатель: Правильный ответ! А сейчас сложная очень загадка!

4. Когда его строят, котлован роют,
   Воду, отопление, подводят без сомнения!

Дети: Дом!

Воспитатель: Молодцы!

5. Строители кирпичики  друг к  дружке возлагают,

    Что строят эти люди? Быть, может кто-то знает?

Дети: Дом!

Воспитатель: Верно! Сегодня мы с вами будем говорить о домах! Какие они бывают, из чего их строят, и как называется профессия людей, которые их строят. С этим  заданием вы справились, отгадали все загадки!  

Воспитатель: А сейчас произнесем слово «ДОМ» разными способами. (Воспитатель предлагает детям встать со стульчиков и показывает картинку с изображением черепахи и дети произносят медленно «Д-О-О-О-М» и т.д.)

Дети: Дом! (громко)

            Дом. (шепотом)

            Дом. (беззвучно-губами)

            Дом-Дом-Дом-Дом (быстро и много раз)

Воспитатель: Молодцы! Как дружно вы выполнили это задание! Посмотрите, у меня в руках картинка, что на ней нарисовано?

Дети: Дома!

Воспитатель: Правильно! Какой это дом? ( Воспитатель указывает на низкий дом и жестом подсказывает детям)

Дети: Низкий!

Воспитатель: А другой дом?

Дети: Высокий!

Воспитатель: Правильно! Покажите мне, что значит  низкий дом? ( Дети присели) А высокий? ( Дети встали на носочки и потянулись вверх руками) Молодцы!

Какое следующее задание нам приготовили Звуковички?  (Воспитатель достает из конверта лист и внимательно читает про себя) Ребята, а Звуковички нам предлагают поиграть в игру: « Я смотрю в подзорную трубу!»

( Воспитатель,  приглашает  пройти  детей   к фланелеграфу,  на  котором  висит  картинка,   с изображением дома, рядом лежит подзорная труба. Птичку  переносим    и усаживаем  над фланелеграфом)

Объясняю правила игры: берем подзорную трубу, направляем на картинку, смотрим и называем одну часть дома, произнося такие слова: Я смотрю в подзорную трубу и вижу ОКНО! ( Дети, строятся в колонну,  и  по очереди,  называют части дома, передавая друг другу подзорную трубу)

Дети: Я смотрю в подзорную трубу и вижу (крышу, крыльцо, дверь, балкон, чердак, трубу)

Воспитатель: Молодцы! Правильно назвали все части дома! Посмотрим в конверт,  еще одно  задание! (воспитатель  достает картинки с изображением домов, построенных из разных материалов) Посмотрите сколько картинок с изображением домов и вам нужно назвать дом  на картинке одним словом. Например: Как называется дом, построенный из кирпича?

Дети: Кирпичный!

Воспитатель: Правильно! Покажи, Настя, где на картинке изображен кирпичный дом?

Дети: Показывает.

Воспитатель: Молодец!  ( Воспитатель, поочередно, называя ребенка по имени, просит назвать и показать на фланелеграфе дом из стекла, дом из соломы, дом из камня, дом из бетона, дом из снега, дом изо льда, дом из дерева)

Молодцы и с этим заданием вы тоже справились! Ну а теперь, покажем нашим гостям, как мы умеем отдыхать. (Проводится физминутка)

Продолжим выполнять задания Звуковичков!

Дети: Да!

Воспитатель: Проходим и присаживаемся  на ковер. Посмотрите на ковре лежит строительный материал. Из него можно построить игрушечный дом?

Дети: Да!

Воспитатель: А как называется профессия, людей, которые строят дома?

Дети: Строители!

Воспитатель: Как вы думаете, легко ли строить дома?

Дети: Не легко!

Воспитатель: А  какие машины придумали люди, чтобы облегчить труд строителя?

Дети: Если дети затрудняются с ответом, помочь им вопросами ( чтобы залить фундамент и не мешать бетон вручную, существует такая машина как бетономешалка. Чтобы поднимать тяжелый кирпич или бетонные плиты наверх, когда строят многоэтажный дом, есть такая машина- кран)

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в строителей и построим свой игрушечный дом из нашего строительного материала. Для начала устанавливаем фундамент, затем выкладываем из кирпичей первый этаж (воспитатель устанавливает сверху крышу и спрашивает детей)

Как называют дом одним словом, если у него всего один этаж?

Дети: Одноэтажный!

Воспитатель: Гриша, установи, пожалуйста,  второй этаж! ( ребенок выполняет задание и воспитатель снова устанавливает крышу и задает вопрос) Как называется дом, в котором два этажа?

Дети: Двухэтажный!

Воспитатель: Правильно! (Воспитатель продолжает, по очереди, просить детей надстраивать  этажи и спрашивать, дети могут отвечать хором. Когда дом достроен, сверху устанавливаем крышу. Итог: дом получился многоэтажный)

Посмотрите! Фундамент есть, окна есть, крыша на месте, чего же не хватает?

Дети: Дверь нужна!

Воспитатель: Правильно! Устанавливаем дверь! Дом готов! Молодцы, славно потрудились!

Птичка прочирикала мне на ушко, что она тоже хочет с нами поиграть! Поиграем с птичкой?

Дети: Да!

Воспитатель: Посмотрите, где же птичка? Откуда она выглядывает?

Дети: Из окна!

Воспитатель: А сейчас, где она летает?

Дети: Над домом! Над крышей!

Воспитатель: А  сейчас, где она прыгает?

Дети: Около дома!

Воспитатель: Птичка спряталась, где она?

Дети: За домом!

Воспитатель: Птичка устала, куда она села отдыхать?

Дети: Под крышу!

Воспитатель: Очень понравилось птичке играть с вами, ребята. Она сказала мне, что вы очень дружные, умные и добрые дети и она к вам еще прилетит в гости, в следующий раз. Она расскажет своим друзьям –Звуковичкам, что вы справились со всем заданиями! Скажем птичке до свидания!

Дети: прощаются с птичкой.

Воспитатель: Прощается с птичкой и отпускает ее в окно. А сейчас становитесь в круг, поиграем с вами еще в одну игру. ( Игра с мячом) Мы с вами много  узнали новых слов, сейчас посмотрим, какие из них вы запомнили. Я каждому кидаю мяч и задаю вопрос, а вы мне его возвращаете и отвечаете на мой вопрос. Задание понятно?

Дети: Да!

Воспитатель: Бросает каждому ребенку и мяч и задает вопросы по пройденному материалу, дети отвечают.

Воспитатель: А сейчас, приготовили ладошки ( руки перед собой, ладони от себя) и расскажите мне, что вам понравилось  или кто вам понравился в наших играх сегодня? Например: ( говорит воспитатель) Мне очень понравилось как вы, дети,  дружно и правильно отвечали на вопросы и еще мне понравились наши гости! (Воспитатель проходит по кругу и касается всех детей ладошками)

А, тебе, Рома, что понравилось? ( Воспитатель подходит к ребенку, который  отвечает и они хлопают друг другу в ладоши. И т.д. со всеми детьми)

Скажем нашим гостям до свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"

Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Вот оно какое наше лето»

Цель: Учить детей составлять рассказ с опорой на картину.Коррекционные задачи:-Учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;-Расширять словарный запас детей по да...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ»Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляци...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление описательного рассказа на тему «Зима».

Доминирующая ОО: речевое развитие.Интеграция ОО:  познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЗадачи:-Связная речь: учи...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:  «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]» Цель: упражнять детей в различении звуков л &mda...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [л]-[р]".

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [л]-[р]".Цель: упражнять детей в различении звуков л-р в словах, фразовой речи; учи...