Конспект занятия в подготовительной группе по теме "Лес и его обитатели "
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: расширять представление детей о лесе и его обитателях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_podgot_grpo_teme_les.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по теме "Лес и его обитатели ".

Цель: Расширить представления детей о лесе и его обитателях.

Задачи:   Уточнить представление детей о лесе как природном сообществе; Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе, правильное поведение в лесу; Развивать чуткость и восприятие красоты окружающего мира.

Предварительная работа: чтение и обсуждение рассказов и стихов о природе, о лесе, о его пользе отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок, рассматривание и наблюдение за природой.

Материал: Картинки с изображением животных и растений, загадки, карточки зеленого и красного цвета по кол-ву детей, аудиозапись «Звуки леса», вит.С.

Ход занятия

Воспитатель дает загадку:

Встал стеною до небес
Перед нами чудо... лес.

Загадка:

Весной веселит, летом холодит
Грибами, ягодами одаривает
Осенью умирает, весной оживает.... (
Лес.)

Вопрос: Что такое лес?

– Лес – это целый мир! В нем обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Лес называет природным сообществом.

– Почему его так называют? (  Потому что  все животные и растения, которые обитают в лесу помогают выживать друг другу).

-Почему в лесу так легко дышится? Потому что воздух в лесу чистый.

Как и чем очищается воздух в лесу? ( деревья выделяют такие вещества, которые называются фитонцидами, особенно это ощущается, когда деревья начинают цвести — это черемуха, рябина, лиственница и другие).

– А теперь отгадайте загадку:

Это дерево не елка.
Хоть есть шишки и иголки.
Как колонна каждый ствол,
Сверху крона, как шатер... (
Сосна.)

Ребенок берет  и выкладывает картинку сосны.

Воспитатель: А как называется место, где растут одни сосны? (Сосновый бор или краснолесье.)

А почему полезно гулять в сосновом бору? Правильно, в нем чистый воздух, и в нем светло и просторно.

Что за дерево: и зимой и летом зелено? (Ель.)

Ребенок берет  и выкладывает картинку ели.

– А как называется лес, где растут одни ели? (Ельник.)

– А почему в ельнике так сыро и темно?

Правильно – ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет. В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике.

Загадка: 

Мои мягкие иголки – длиннее, чем у сосны и елки... (Кедр.)

Лес, в котором растут одни кедры, называется кедрачом. Кедр светолюбивое дерево, оно тянется к солнцу и поэтому оно очень высокое.

 А чем отличается кедровая сосна от обыкновенной сосны? ( Кедровые шишки можно употреблять в пищу.)

Загадка:

Есть у родственницы елки неколючие иголки,
Но в отличие от елки – опадают все иголки... (
Лиственница.)

А чем отличается елка от лиственницы?  ( У ели иголки колючие – у лиственницы нет,  ель вечнозеленое дерево, а лиственница осенью сбрасывает свои иголки, а весной они заново вырастают)

Лес, в котором растут ель, сосна, кедр, лиственница, называется хвойный лес. ( показ картинки хвойного леса)

 Из хвои этих деревьев приготавливают таблетки, настои, особенно полезна хвоя лиственницы, молодые побеги хвои лиственницы содержат витамин С в большом количестве. (Угощаю детей витамином).

Загадка:

Клейкие почки
Зеленые листочки
С белой корой   Расту под горой ... (
Береза.)

Ребенок берет  и выкладывает картинку березы.

Береза – одно из самых красивых деревьев. В старину на Руси поклонялись березе как живому существу, водили вокруг нее хороводы, пели песни, сочиняли много стихов.

Может кто-нибудь расскажет стихотворение о березе?

Ребенок рассказывает стихотворение.

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчике,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.

Как называется лес, в котором растут одни березы? ( Березняк, березовая роща).  

 Что весной собирают с деревьев березы? – (Березовый сок).

Это явление называется “сокодвижением”. Березовый сок очень полезен, в нем много витаминов, он утоляет жажду в жару. Сок собирают только со старых берез, взрослых и высоких.

После сбора сока, что необходимо сделать с ранкой на стволе березы? (залепить смолой сосны или пластилином).

 Лес, в котором растут березы, осины, рябина, называют лиственным лесом.( показ картинки)

 А как будет называться лес, в котором соседствуют хвойные и лиственные деревья? (Смешанным). ( показ картинки)

-Что ещё растёт в наших лесах?( Кустарники, травы, цветы, грибы, ягоды)

Послушайте загадку:

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпах разноцветных

Издали заметных.

Собирай, не мешкай!

Это…          (Сыроежка)

Ребенок берет  и выкладывает картинку

6.Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я …..(Подосиновик)

Ребенок берет  и выкладывает картинку

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава.

( Мох)

Ребенок берет  и выкладывает картинку

Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдет,

Всяк поклон отдает.

(Земляника)

Ребенок берет  и выкладывает картинку

Не огонь, а жжется.

(Крапива)

Ребенок берет  и выкладывает картинку

А какие грибы можно найти в лесу? (Грузди, подосиновики, подберёзовики, рыжики, волнушки, опята, сыроежки, маслята).  Показ картинки.

Грибы можно собирать только вместе со взрослыми. Не следует брать в руки и тем более пробовать на вкус незнакомые или ядовитые грибы.

Какие лесные ягоды вы знаете? (Землянику, бруснику, костянику, малину, чернику). Показ картинки.

Вкусный лесной чай можно заваривать, используя побеги иван – чая, душицы, зверобоя, листья малины, брусники, земляники или черники. Все эти растения – лекарственные. Как вы думаете, почему их так называют?

 Потому что они применяются при лечении разных заболеваний. Давайте назовем растения, семена, кору, корни или плоды которых люди используют для изготовления лекарств: Деревья – сосна, липа, берёза, дуб, пихта. Кустарники – малина, бузина. Травы – тысячелистник, ромашка, чистотел, одуванчик, подорожник.

Среди растений, как и среди грибов, встречаются ядовитые.( Вороний глаз, майник двулистный, ландыш радуют глаз своими красивыми плодами, но брать в руки и есть их нельзя).

Физкультминутка

В лес гулять мы пошли,

(Маршируют на месте)

Вброд ручей перешли,

(Шагают, высоко поднимая ноги)

Небывалой высоты

У ручья растут цветы.

(Поднимают руки, встают на носки, тянутся вверх)

Посмотри по сторонам,

Что же лес подарит нам?

(Ставят руки на пояс, поворачивают голову вправо – влево)

Наклонись, сорви малинку

И клади её в корзинку.

(Наклоняются вправо – влево)

Крепкий беленький грибок

Мы положим в кузовок.

(Выполняют приседания).

- Дети в лесу живут разные звери и птицы. Узнайте какие:

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.  (Сорока)

Кто на елке на суку

Счет ведет: «Ку-ку…Ку-ку»?   ( кукушка)

Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном….( дятел)

Днем спит,

Ночью летает

И прохожих пугает.  (Сова)

Ребята, каких птиц вы еще знаете? (Рябчики, глухари, дятлы, совы, клёсты, кедровки, куропатки, сороки.) Показ картинок

Молодцы! А теперь вспомните зверей, обитающих в лесу.

Воспитатель загадывает загадки о зверях. Ребёнок, первым назвавший правильную отгадку, находит подходящее изображение и крепит на доске.

Серый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.    (Еж)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый- краса!

А зовут ее…   (Лиса)

Серый брат, из-за кустов хват.(Волк)

Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь)

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу….(Белка)

Ребята, каких зверей  вы еще знаете? ( Олень, кабан, бобр, барсук, лось, мышь, косуля и др)

Некоторые лесные обитатели опасны для человека.

Энцефалитный клещ-это насекомое, может укусить и заразить человека опасной болезнью – энцефалитом. Поэтому отправляясь в лес, надо надеть куртку, брюки, закрытую обувь и головной убор. По возвращении домой нужно проверить, нет ли на одежде или на теле этих насекомых.

В лесу можно встретить ядовитую змею – гадюку. (показ картинки)  Если это произошло, не пугайте её, остановитесь, а затем медленно повернитесь и идите назад.

Помните: змеи никогда не нападают первыми.

Проведение Д/и с мячом «Назови одним словом»

- Я вам сейчас расскажу, без чего лес не может существовать?

 Лес живой. И, как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а ещё покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко они могут нанести вред лесу и его обитателям. А как вы ведёте себя в лесу?

Проводится дидактическая игра «Можно – нельзя».

Дети анализируя варианты поведения людей в лесу, поднимают фишки (зелёную в знак одобрения поступок, красную – осуждая его).

- Можно (нельзя) ломать ветки (кувыркаться в траве, разжигать костры, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнёзда или муравейники, отдыхать на пне, собирать ягоды, оставлять после себя мусор).

Молодцы! Если вы пришли в лес, будьте внимательны, смотрите под ноги. Не шумите, не включайте громко музыку, не беспокойте лесных обитателей. И тогда лес откроет вам свои секреты.

Присядьте, закройте глаза и послушайте звуки леса.

Звучит аудиозапись «Звуки леса», проводится аутотренинг.

В зелёном, зелёном, зелёном лесу

Зелёный листок как флажок я несу.

Зелёная шишка под ёлкой лежит.

Зелёная музыка где – то звучит.

Зелёный кузнечик в Зелёной стране

Играет зелёную музыку мне.

-Ребята, посмотрите у нас получился настоящий лес! Сколько в нем деревьев, грибов, ягод; разных зверей и птиц!

Рефлексия:

Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня беседовали? А что еще мы делали? ( отгадывали загадки, слушали музыку леса)

Понравилось вам занятие? А что больше всего понравилось?

Ребята, вы молодцы! За вашу хорошую работу я приготовила вам награду!

Викторина

  1. Кто охраняет лес? (Лесник.)
  2. Что грозит лесу? (Пожар.)
  3. Каковы причины пожара? (Непотушенный костер.)
  4. Почему, особенно весной, нельзя шуметь в лесу, разводить костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, птицы бросают свои гнезда.)
  5. Красавица русского леса? (Береза.)
  6. Какое дерево единственное в мире имеет белую окраску? (Береза.)
  7. Что означает плач березы? (Сокодвижение.)
  8. Листопадное хвойное дерево? (Лиственница.)
  9. Почему лиственницу называют добрым деревом? (Не колется.)
  10. Какое дерево называют музыкальном? (Ель.)
  11. Когда можно охотиться на зверей и животных? (Зимой.)

Послушайте пословицы и поговорки о лесе:

1. Много леса – не руби,
мало леса -береги,
Нет леса – посади

2. Дерево живо корнями, а человек друзьями

3. Лес – друг человека и его как друга надо беречь и охранять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект занятия в старшей группе «Жизнь моря и его обитателей»

Цель: познакомить детей с живым миром моря, упорядочить, детализировать знания о морских обитателях, познакомиться со строением рыб.Задачи: познакомить с глобусом, картой, показать материки, океаны, м...

Конспект занятия в подготовительной группе. Лепка по представлению «Обитатели морей и океанов.Морская звезда».

Учить детей во время лепки  передавать форму морской звезды,  пропорциональное соотношение частей; лепить мелкие детали ; плотно скреплять части; создавать устойчивую форму ; закреплять знак...

конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру на тему "Почва и подземные обитатели ".

Конспект занятия предназначен для воспитателей по окружающему миру для занятий с детьми....

Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Водоемы и их обитатели»

Конспект  занятия в подготовительной группеТема: «Водоемы и их обитатели»...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: "Вода и ее обитатели".

Конспект ООД. Тема: «Вода и ее обитатели». Подготовила: воспитатель МКДОУ Бутурлиновский детский сад №8 Косенкова Т. Н.Цель: формирование основ экологического мировоззрения и природоо...