Конспект "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Бурханова Насима Мунировна

Конспект открытого занятия по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx38.39 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно - образовательные цели:

1. Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.

2. Расширение словарного запаса по лексической теме.

3.Совершенствование грамматического строя речи:

- Образование притяжательных прилагательных (гусиный, утиный, журавлиный)

-Образование существительных от существительных (грач-грачата).

      4. Развитие связной речи.

Коррекционно- развивающие цели:

1. Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления.

2. Развитие общей и мелкой моторики.

3. Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

4. Воспитание любви к животному миру.

5. Вызвать интерес к занятиям.

Ход занятия.

В: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. Приветствие.

Упражнение " Настроение".

Предлагаю подойти к столу. Перед вами тучки и солнышко выберите ту картинку, которая подходит вашему настроению.

(Отмечаю, какое настроение у каждого ребёнка в начале занятия.)

В: Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. 

 Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.

Д: Удачного дня.

В: Вот и пришла долгожданная весна. С давних пор повелось на русской земле славить приход весны песнями, играми и хороводами зазывать птиц. Люди складывали пословицы и поговорки о весне. Давайте с вами вспомним поговорки о весне.

Вика: Как зима не злится, а весне покорится.

В: Молодец!

Ф.Нияз: Вода с гор потекла, весну принесла.

Рафаэль: Грач на горе – весна во дворе.

Наиль: Увидел скворца – весна у крыльца!

А.Нияз: Кукушка стала куковать, мороза больше не видать.

В: Молодцы! Знаете пословицы о весне.

В: Ребята, к нам на занятие прилетела птичка, а вот какая угадайте.

Во дворе стоит дворец,

Там живёт один певец.

Очень ловкий молодец

                                               И зовут его…

Дети: Это скворец.

В: Скажите дети, как называются птицы которые улетали от нас осенью в тёплые края, а весной возвращают к нам?

Дети: Перелётные птицы.

В: Вы догадались, о ком сегодня мы будем говорить? 

Дети: Мы будем говорить о перелётных птицах.

В: Наш гость прилетел к вам не один. Он позвал к вам своих друзей - перелетных птиц. Все гости уже прилетели, но они хотят немного поиграть с вами в прятки, поэтому спрятались на дереве под листики, а чтобы найти их, вам нужно отгадать загадки.

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (кукушка)

Маленький певец лесной

Лучше всех поёт весной. (соловей)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (грач)

Прилетает к нам с теплом.

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

Он твердит одно га - га

Кто обидел? Где? Когда?

Никого я не боюсь.

Ну конечно это (гусь)

Этот старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (аист)

В: Давайте рассмотрим это дерево. Скажите, какие перелетные птицы к нам прилетели?

Дети: К нами прилетели соловей, грач, ласточка, аист, кукушка, гусь….

В: Звонкими песнями наполнилась природа. Послушайте как поют птицы.

(запись пения птиц)

В: Подскажите как поют птицы.

Грачи - каркают

Гуси - гогочут

Соловьи - свистят

Ласточки - щебечут

Журавли - курлычат

Лебеди - трубят

Кукушки - кукуют

Аисты – трещат

В: А скворец подражает голосам всех птиц! Вот такой он певец!

     В: Давайте повторим чистоговорки

- На – На – На - Пришла весна.

- Ли – Ли – Ли – Летят клином журавли.

- Си – Си – Си – Гагочут гуси.

- Ча – Ча – Ча – Птицы нет черней грача.

Физкульминутка.

Упражнение «Возвращаются певцы»

В: Мы немного устали и сейчас отдохнём. Выходите на ковёр (дети выходят на ковёр).

От полуденных лучей              (Бегут по кругу)

Побежал с горы ручей,

И подснежник маленький        (Приседают)

Вырос на проталинке.

Возвращаются скворцы      (Встают, машут руками, как крыльями)

Работяги и певцы,

Воробьи у лужицы                     (Кружатся на месте)

Шумной стайкой кружатся.

И малиновка, и дрозд               (4 прыжка)

Занялись устройством гнёзд:

Носят, носят в домики            (Шагают на месте)

Птицы по соломинке.           (Вытянуть вперёд сначала правую,                     потом левую руку).

     В: А теперь внимательно посмотрите на доску. Игра " Найди лишнюю птицу. "

В: Какая птица оказалось лишняя и почему?

Дети: Лишняя сорока - она зимующая птица, а остальные перелётные.

В: Весною погода бывает разная то тепло, то холодно. Ветер весною сильный. Давайте изобразим весенний ветер. Наберём полную грудь воздуха через нос, не поднимая плечи.

Дети: Дуют.

Пальчиковая гимнастика «Скворечник»

Из скворечника торчат          (Соединяем большой палец с указательным)

Клювы маленьких скворчат. (Соединяем большой палец со среднем)

Клювик раз,                              (Соединяем большой палец с безымянным)

Клювик два,                              (Соединяем большой палец с мизинцем)

Лапки, лапки,                           (Сжимают и разжимают кулачки)

Голова.                                      (Рисуют в воздухе руками круг)

В: Ребята, весной у птиц появляются птенцы, они любопытные и непослушные, как и все дети.

В: Посмотрите на картинки и скажите кто о ком заботится?

     Дети: 

Аист заботится об аистятах.

Утка заботится об утятах.

Скворец заботится о скворчатах.

Гусь заботится о гусятах.

Грач заботится о грачатах.

Воробей заботится о воробьятах.

В: Наши ребята приготовили сказку.

Пересказ с элементами драматизации сказки «Где мой домик?»

Автор: Жил-был воробышек со своей мамой воробьихой. Однажды он решил полетать, посмотреть, что кругом творится.

Мама - воробьиха: Далеко не улетай и запомни: наш домик воробьиный.

Автор: Воробышек летал, летал и не заметил, как заблудился. Страшно ему стало.

Воробышек: Где моя мама? Где мой домик?

Автор: Стал бедный птенчик стучаться в каждый домик и спрашивать: «Чей это домик?» Подлетел он к вороньему гнезду и спрашивает :

Воробышек: скажите пожалуйста, чей это домик?

Ворона: А тебе чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Ворона: Нет, это не воробьиный домик, а воронье гнездо. Здесь я живу, ворона.

Автор: заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, постучал и спрашивает

Воробышек: Чей это домик?

Соловей: А тебе чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Соловей: Нет, это не воробьиный домик, а соловьиное гнездо. Здесь я живу, соловей.

Автор: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, стучится и спрашивает:

Воробышек: Чей это домик?

Скворец: А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Скворец: Нет, это не воробьиный домик, а скворечник. Здесь живу я, скворец.

Автор: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит еще один домик, постучался, спросил:

Воробышек: Чей это домик?

Голубь: А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Голубь: Нет, это не воробьиный домик, а голубятня. Здесь я живу, голубь.

Заплакал воробьишко

Воробышек: Что же мне делать? Как найти домик?

Автор: Голубю стало жалко воробьишко.

Голубь: Хочешь, я покажу где твой домик?

Воробышек: Покажи пожалуйста!

Автор: Полетели они вместе и нашли воробьиный домик. Обрадовался воробьишко и его мама, стали благодарить голубя.

Воробьиха: Спасибо тебе, голубь, ты очень добрая птица!

Воробышек: Спасибо голубь, что ты помог найти мне мою маму и домик.

Голубь: А ты, воробьишко, слушайся маму и больше не улетай далеко от дома.

В: Вот такая история приключилась, с маленьким воробышком. Спасибо нашим актёрам.

В: Ребята! О ком мы сегодня говорили на занятии?

Дети: На занятии мы говорили о перелётных птицах.

В: Как к ним нужно относиться?

Дети: Их нужно любить, беречь, защищать, ведь они приносят пользу людям.

В: Вы все молодцы! Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....