Развитие речи. Тема: «Путешествие в сказку»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Деркач Елена Владимировна

 

Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок. Обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели; развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Путешествие в сказку»19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 185 «Юбилейный» общеразвивающего вида

     (МБДОУ «Д/с №185»)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

«Путешествие в сказку»

(Средняя группа).

                                                         

Воспитатель: Деркач Е.В.

г.Барнаул

                                                                 

 Цель занятия: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Задачи:

Обучающие задачи:

- обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели;

- обучать детей строить двигательную модель сказки по ходу ее изложения.

Развивающие задачи:                                                                                                          - развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету);

- развивать умение действовать согласованно.

Воспитывающие задачи:                                                                                                                           - воспитывать  отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказки;

- воспитывать интерес, любовь к устному народному творчеству.

Методы: Игровой, словесно-логический,  самостоятельный.

Словарная работа: обучать детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (заяц – зайка, зайчишка).

Оборудование и материалы:

-конверты с моделями на каждого ребенка, белые листы А-4 на каждого ребенка.

-игрушки зайца, петушка, мышки, собаки, лисы, медведя.

-волшебный рюкзачок.

Структура  занятия:

1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

  Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок.

А вы любите сказки? Я тоже люблю сказки, ведь именно там происходят настоящие

чудеса.

Много сказок есть на свете,                                                                                                

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

И немного поиграть!

Вы хотите? Вы готовы? Только вот как нам с вами попасть в страну сказок? Давайте приготовим ваши пальчики и произнесем волшебные слова. (Дети произносят волшебные слова из пальчиковой игры “Замок)”.

Начинаем колдовать, двери в сказку открывать. (С силой сжимаем и разжимаем кулаки.)
Хоть замочек очень крепкий – 
(сложить ладони в замок)
Металлический и цепкий, 
(развести ладони и потянуть замок)
Мы его покрутим, 
(крутим “замочек”)
А потом три раза дунем, 
(вдох через нос 3 раза дунем)
Покачаем – раз, два, три.
Дверь, замочек, отопри! (
Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.)
Двери открываются, сказка начинается.

2. Сюрпризный момент.

Появляется волшебный  рюкзачок, в котором находится игрушка зайца.

-Ребята, посмотрите, что это?

-Правильно, кто-то забыл волшебный рюкзачок, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать, что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри рюкзака.

        Дети ощупывают содержимое и пытаются отгадать, кто внутри.

3. Беседа. 

- А как вы догадалась, что в мешочке спрятался зайка? (У него короткий хвост, длинные ушки)

Правильно, ребята! Это зайка, он прибежал к нам из сказки.

 - Что можно сказать о характере зайца, какой он в сказках? (трусишка, боязливый.)

-А как в сказках называют зайца? (зайчишка, зайка - побегайка, зайчонок, зайчишка-трусишка).

-Молодцы, ребята. Зайчик  прибежал к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречаем зайца? («Заяц хваста», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка».)

-Да, действительно, в этих сказках мы встречаем зайчишку, но наш гость  прибежал из сказки, где его обидела лиса и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка.)

4. Игра с загадками.

- Правильно, ребята, сказка называется «Заюшкина избушка» и зайчик принес нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и  потом говорим отгадку.

(Ведущий показывает слайды.)

Сама рыжевата,

Мордочка плутовата,

Ей не до пирожка,

Ей бы скушать петушка?  (лиса)

-Ребята, как можно назвать лису ласково?  (лиска, лисонька, лисичка)

Кто, большой и косолапый,
Мед достал из бочки лапой?
Скушал сладость и реветь.
А зовут его? (Медведь.)

Назовите медведя ласково  (мишка, мишенька, медвежонок)

«Ку-ка-ре-ку» кричит он звонко,
Крыльями хлопает громко.
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (Петух.)

Настя, назови петуха ласково   (петушок, петенька)

У меня отличный слух,
Острый взгляд и тонкий нюх.
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я… (Собака.)

-Назовем собаку ласково  (собачка, собачонка)

Живет в норке

Грызет корки.

Короткие ножки,

Боится кошки.   (мышка)

-Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали. А все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? (Нет, мышка из другой сказки.)

 5. Физкультминутка.

- Правильно, ребята, зайка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с ним?  Тогда встаем в круг.

- Эй, ребята, что вы спите,
Нам животных покажите.
У лисички острый нос,
У нее пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса по лесу похаживает,
Шубу рыжую поглаживает.

- Заяц по лесу скакал,
Заяц корм себе искал.
Вдруг у зайца на макушке,
Поднялись, как стрелки, ушки.
Зайчик прыгнул, повернулся,
И под деревом согнулся.

Вылез мишка из берлоги,
Разминает Миша ноги,
На носочках он пошел,
И на пяточках потом.

   А теперь мы с вами будем рассказывать сказку, используя мнемотаблицу.  Я рассказываю сказку, а вы выкладываете модели заместители друг за другом. Будьте внимательны. (рассказываю сказку, дети раскладывают модели)

  Жили-были лиса и заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная.(дети ставят модели избушек)  Пришла весна, и у лисы избушка и растаяла.

А лиса  попросилась к зайчику в избушку погреться, да и выгнала зайчика.

 Идет зайчик по дорожке и плачет, а навстречу ему собака: 
– Гав, гав!  Что, зайчик, плачешь? 

– Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, попросилась она ко мне, да меня самого и выгнала. 

– Не плачь, зайчик! Я ее выгоню!

Пошла собака к избушке, и говорит:

- Гав-гав уходи лиса вон!

 -А лиса с печки отвечает:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! 

Собака испугалась и убежала. Зайчик опять идет и плачет. Ребята, покажите как зайка плачет (дети показывают как плачет заяц).

   

Навстречу ему медведь: 
– О чём, зайчик, плачешь? 

– Как же мне не плакать? Была у меня избушка, какая ребята?- лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала. 

– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу, мы ее из избушки прогоним!

– Нет, не поможешь! Собака гнала, не выгнала. И ты, косолапый, не выгонишь. 
 
Подошли они к избёнке, Медведь как зарычит:
– Уходи, Лиса, вон из избушки!

А Лиса с печи как закричит:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! 

Медведь испугался и убежал. А как испугался медведь? (дети показывают)

Идет зайчик дальше по дорожке, плачет.  Навстречу петух с косой: 
– Кукареку! O чем, зайчик, плачешь? 

– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.

– Пойдем, зайчик, я тебе помогу, лису выгоню! 

– Нет, петух, не поможешь!

Кто ребята помогал зайке выгонять лису? (собака, медведь)  Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не прогнал.
  Подошли они к избёнке,
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса вон!

Лиса услыхала, испугалась и говорит:
– Одеваюсь.

Петух громче закричал, ребята помогайте мне: 
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!

А лиса:

  - Шубу одеваю.

Петушок еще громче закричал, ребята помогаем петушку:

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!


Испугалась лиса и убежала, а петух с зайчиком стали жить поживать и добра наживать.

 Во время рассказывания дети изображают: как плачет зайка, как собака испугалась лису, как петушок поет песню: сначала тихо, потом громче и громче.

-Ребята. Скажите, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет).

-Какая лиса в этой сказке? (Лиса – хитрая, умная, бессердечная, коварная, лгунью, плутовка)                                                                                                                                           - А какой зайчик? (Зайчик – добрый, слабый, беззащитный, доверчивый, горемыка).

-Почему не помогли зайцу волк и медведь? (Волк и медведь струсили и убежали).

 -Кто оказался настоящим героем – помощником, не испугавшимся лису? Кто он? (Петушок смелый, храбрый, хороший, красивый).

 -Что же победило в сказке, добро или зло? (Добро).

- Молодцы, ребята. Вы все правильно составляли и  помогали мне рассказывать сказку. Как она называется?  («Заюшкина избушка»). Вам понравилось составлять сказку при помощи моделей?

Дети выходят из-за столов и встают в круг.

7. Подведение итогов.

-Ну, а нам пора прощаться.

 И со сказкой расставаться.

Мы сказку увидели, в сказку играли,

Ну и конечно немного устали.

Закончились наши большие дела,

 И нам в детский сад возвращаться пора.

Сегодня мы с вами поиграли в игру «Волшебный рюкзачок, отгадывали загадки, изображали животных и совершили путешествие в сказку «Заюшкина избушка» которую составляли и рассказывали по мнемотаблице.

8. Рефлексия.

А сейчас ребята пройдите к столам и нарисуйте своих любимых героев из сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность в подготовительной группе ОНР (математика, развитие речи). Тема: "Путешествие по сказке Маша и Медведь".

На занятии в игровой форме проводится работа по математическому развитию детей; закрепляются знания о русских народных сказках и их героях....

Совместная образовательная деятельность в подготовительной группе ОНР (математика, развитие речи). Тема: Путешествие по сказке "Заюшкина избушка"

На занятии в доступной игровой форме проводится работа по развитию математических способностей детей; закрепляются знания по русским народным сказкам....

Занятие по развитию речи Тема: «Путешествие по сказкам»

развивать речь детей закрепляя знания о русских народных сказках и создать радостное эмоциональное настроение при общении с взрослым и сверстниками....

КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ТЕМА: « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ» КВН

Закрепить и расширить знание детей о хорошо знакомых сказках ....

Конспект открытого занятия в средней группе сказкотерапия как средство развития речи. Тема: «Путешествие по сказкам»

Конспект открытого занятия  в средней группе по сказкотерапии развитие речиТема: «Путешествие по сказкам»...

Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область: «Речевое развитие» Раздел: «Развитие речи» Тема: «Путешествие в сказку» возрастная группа: младшая группа

Ознакомление детей со звуком "О" и обучение чёткой правильной артикуляции, развивать речевое дыхание, тренируя детей в произношении звука длительно и на одном выдохе....

Конспект комплексного занятия в старшей группе по «Развитию речи» Тема «Путешествие по сказкам»

Программное содержание:  учить придумывать необычный конец знакомой сказки; передавать выразительно диалог сказочных персонажей, их характеры. Формировать художественно-речевые, исполнительские с...