Развитие речи -старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Светлана Геннадьевна Рижко

Конспект занятия по развитию речи «Игрушки»

Составила: Воспитатель Рижко С.Г. МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский

 

Обучающие задачи:

-расширять знания детей по теме «Игрушки»;

-развивать речевой слух, формировать развитие элементарных математических представлений;

-учить составлять описательный рассказ об игрушке, не называя её, опираясь на схему;

-упражнять в образовании прилагательных, обозначающих признак предмета;

-активизировать и расширять словарный запас по теме;
-упражнять в употреблении множественного числа и уменьшительной формы, названий цветов;
-закрепить понимание наречий, выражающих пространственные отношения: слева, справа, посередине, около, между, внизу, вверху;

-учить детей давать полные ответы на вопросы

Развивающие задачи:

-развивать память, связную речь, составляя рассказы об игрушках;

-развивать внимание, мышление ;

-упражнять в регулировании силы голоса, умении классифицировать предметы и определять лишний.

Воспитательные задачи:

-воспитывать сопереживание, бережное и доброжелательное отношение к игрушке;

-учить детей убирать игрушки на место;

-воспитывать внимание к речи воспитателя и своих друзей.

Оборудование:

Игрушки  (куклы, машинки, мячи, конструктор, мягкие игрушки, музыкальные игрушки, солдатики, матрешка,  паровоз и т. п.); корзина с привязанными к ее ручке воздушными шарами; карточки  «Что лишнее»;

 

 

 

 

 

Ход занятия

- Ребята, вы любите ходить в гости? А к кому вы ходите в гости? А нравится вам, когда гости приходят к вам? Почему? Кто приходил к вам в гости? Сегодня  я пришла в д.с., а возле нашей двери стоит корзина. Давайте вместе посмотрим что в ней, хотите? (ДА)

Затруднительная ситуация: Но мы не можем посмотреть, там весит замок. Что же нам делать? (Открыть ключом, посмотреть в интернете, спросить у взрослых….)

- Давайте посмотрим, что же в корзине? А узнать вы сможете только тогда, когда отгадаете загадки.

1.Загадки:

1.Стукнешь о стенку – а я отскочу,

Бросишь на землю – а я подскочу.

Я из ладоней в ладони лечу –

Смирно лежать я никак не хочу!

(Мячик).

 

2.Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней?

(Машина).

 

3.Зверь забавный сшит из плюша.

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу».

(Медвежонок).

 

4.Что все это значит?

Дочка, а не плачет.

Спать положишь,

Будет спать день,

И два, и даже пять.

(Кукла).

 

5.Эти чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Все с начала начинаю.

(Кубики).

 

- Ребята, назовите одним словом, что же было в коробке? (Игрушки).

- Для чего нужны игрушки? Кому они нужны?

- Где изготавливают игрушки? Где их продают?

 

2.Дидактическое упражнение «Давай познакомимся»- с лентой

-Ребята, давайте знакомиться. Нужно назвать свое имя и фамилию и сказать, какими игрушками вы больше всего любите играть. Например: «Меня зовут... Я очень люблю играть с мячом и конструктором». А теперь вы представьтесь нашим гостям.

Воспитатель: Спасибо, ребята, ваши рассказы были такими интересными, что я вспомнила, что давным–давно, когда я была еще маленькой, у меня тоже была любимая игрушка. Но мне бы хотелось, чтобы вы сами догадались, что это за игрушка. Слушайте внимательно:

2.2 Загадка:

Этот зверь со мной играет.

Не мычит он и не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки,

                                       (Котенок)

Воспитатель: Своего котенка я всегда называла ласковыми именами. Какими?

Дети: Котик, коток, котеночек, котишка, котенька, котя.

Воспитатель: Посмотрите, какие еще у нас есть игрушки. (Воспитатель выставляет на обозрение детей собаку, слона, лису, зайца и козу). В их названиях есть знакомые звуки – «с» и «з». Я буду показывать на игрушку, а вы – называть её так, чтобы хорошо был слышен звук «с» или «з».

Дети произносят «сссобака»«ссслон» и т. д. При необходимости воспитатель даёт образец произнесения слова.

Затем на стол выставляются две игрушки: собака и заяц. (Опыт с салфеткой)

Воспитатель: Какой первый звук в слове «собака»? Произнесите звук «с» протяжно.

Аналогично проводиться работа со словом «заяц».

Воспитатель: Молодцы! С этим заданием вы справились.

3. Физкультминутка:

Мы подуем высоко С - с - с Стоя на носках, руки направляют вверх воздушную струю.

Мы подуем низко С - с - с Присесть, руки направляют воздушную струю вниз.

Мы подуем далеко С - с - с Встать, руки направляют воздушную струю вперёд

Мы подуем близко С - с - с Руки направляют воздушную струю близко к губам

 

4.Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Ребята, на этой картинке изображены предметы. Сосчитайте, сколько их. Четыре. Но один из них лишний. Какой? Почему?

5.Игра с мячом «Из чего могут быть сделаны игрушки?» 

-Мишка сшит из плюша, он какой? Правильно, плюшевый.

- Машина сделана из металла, она какая? (металлическая).

- Матрешка сделана из дерева, она какая? (деревянная).

- Куклу изготовили из пластмассы, она какая? (пластмассовая).

- Мяч изготовлен из резины, он какой? (резиновая).

- Кукла сделана из соломы, она какая? (соломенная).

- Ведёрко сделано из железа, оно какое? (железное).

- Пирамидка сделана из пластмассы, она какая? (пластмассовая)

- Кубики из дерева, они какие? (деревянные)

 

6. Заключительная часть занятия.

6.1 Рефлексия.

      - О чем мы сегодня разговаривали? (о игрушках)

      - С какими звуками мы сегодня познакомились?

      - Какие это звуки?

Воспитатель: Давайте угостим наших зверюшек чаем. Дети вежливо приглашает зверей к столу.

Сюжетно-ролевую игру дети организовывают самостоятельно.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-razvitie_rechi_starshaya_gruppa.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект занятия по развитию речи «Игрушки»

Составила: Воспитатель Рижко С.Г. МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский

Обучающие задачи:

-расширять знания детей по теме «Игрушки»;

-развивать речевой слух, формировать развитие элементарных математических представлений;

-учить составлять описательный рассказ об игрушке, не называя её, опираясь на схему;

-упражнять в образовании прилагательных, обозначающих признак предмета;

-активизировать и расширять словарный запас по теме;
-упражнять в употреблении множественного числа и уменьшительной формы, названий цветов;
-закрепить понимание наречий, выражающих пространственные отношения: слева, справа, посередине, около, между, внизу, вверху;

-учить детей давать полные ответы на вопросы

Развивающие задачи:

-развивать память, связную речь, составляя рассказы об игрушках;

-развивать внимание, мышление ;

-упражнять в регулировании силы голоса, умении классифицировать предметы и определять лишний.

Воспитательные задачи:

-воспитывать сопереживание, бережное и доброжелательное отношение к игрушке;

-учить детей убирать игрушки на место;

-воспитывать внимание к речи воспитателя и своих друзей.

Оборудование:

Игрушки  (куклы, машинки, мячи, конструктор, мягкие игрушки, музыкальные игрушки, солдатики, матрешка,  паровоз и т. п.); корзина с привязанными к ее ручке воздушными шарами; карточки  «Что лишнее»;

Ход занятия

- Ребята, вы любите ходить в гости? А к кому вы ходите в гости? А нравится вам, когда гости приходят к вам? Почему? Кто приходил к вам в гости? Сегодня  я пришла в д.с., а возле нашей двери стоит корзина. Давайте вместе посмотрим что в ней, хотите? (ДА)

Затруднительная ситуация: Но мы не можем посмотреть, там весит замок. Что же нам делать? (Открыть ключом, посмотреть в интернете, спросить у взрослых….)

- Давайте посмотрим, что же в корзине? А узнать вы сможете только тогда, когда отгадаете загадки.

1.Загадки:

1.Стукнешь о стенку – а я отскочу,

Бросишь на землю – а я подскочу.

Я из ладоней в ладони лечу –

Смирно лежать я никак не хочу!

(Мячик).

2.Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней?

(Машина).

3.Зверь забавный сшит из плюша.

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу».

(Медвежонок).

4.Что все это значит?

Дочка, а не плачет.

Спать положишь,

Будет спать день,

И два, и даже пять.

(Кукла).

5.Эти чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Все с начала начинаю.

(Кубики).

- Ребята, назовите одним словом, что же было в коробке? (Игрушки).

- Для чего нужны игрушки? Кому они нужны?

- Где изготавливают игрушки? Где их продают?

2.Дидактическое упражнение «Давай познакомимся»- с лентой

-Ребята, давайте знакомиться. Нужно назвать свое имя и фамилию и сказать, какими игрушками вы больше всего любите играть. Например: «Меня зовут... Я очень люблю играть с мячом и конструктором». А теперь вы представьтесь нашим гостям.

Воспитатель: Спасибо, ребята, ваши рассказы были такими интересными, что я вспомнила, что давным–давно, когда я была еще маленькой, у меня тоже была любимая игрушка. Но мне бы хотелось, чтобы вы сами догадались, что это за игрушка. Слушайте внимательно:

2.2 Загадка:

Этот зверь со мной играет.

Не мычит он и не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки,

                                       (Котенок)

Воспитатель: Своего котенка я всегда называла ласковыми именами. Какими?

Дети: Котик, коток, котеночек, котишка, котенька, котя.

Воспитатель: Посмотрите, какие еще у нас есть игрушки. (Воспитатель выставляет на обозрение детей собаку, слона, лису, зайца и козу). В их названиях есть знакомые звуки – «с» и «з». Я буду показывать на игрушку, а вы – называть её так, чтобы хорошо был слышен звук «с» или «з».

Дети произносят «сссобака»«ссслон» и т. д. При необходимости воспитатель даёт образец произнесения слова.

Затем на стол выставляются две игрушки: собака и заяц. (Опыт с салфеткой)

Воспитатель: Какой первый звук в слове «собака»? Произнесите звук «с» протяжно.

Аналогично проводиться работа со словом «заяц».

Воспитатель: Молодцы! С этим заданием вы справились.

3. Физкультминутка:

Мы подуем высоко С - с - с Стоя на носках, руки направляют вверх воздушную струю.

Мы подуем низко С - с - с Присесть, руки направляют воздушную струю вниз.

Мы подуем далеко С - с - с Встать, руки направляют воздушную струю вперёд

Мы подуем близко С - с - с Руки направляют воздушную струю близко к губам

4.Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Ребята, на этой картинке изображены предметы. Сосчитайте, сколько их. Четыре. Но один из них лишний. Какой? Почему?

5.Игра с мячом «Из чего могут быть сделаны игрушки?» 

-Мишка сшит из плюша, он какой? Правильно, плюшевый.

- Машина сделана из металла, она какая? (металлическая).

- Матрешка сделана из дерева, она какая? (деревянная).

- Куклу изготовили из пластмассы, она какая? (пластмассовая).

- Мяч изготовлен из резины, он какой? (резиновая).

- Кукла сделана из соломы, она какая? (соломенная).

- Ведёрко сделано из железа, оно какое? (железное).

- Пирамидка сделана из пластмассы, она какая? (пластмассовая)

- Кубики из дерева, они какие? (деревянные)

6. Заключительная часть занятия.

6.1 Рефлексия.

      - О чем мы сегодня разговаривали? (о игрушках)

      - С какими звуками мы сегодня познакомились?

      - Какие это звуки?

Воспитатель: Давайте угостим наших зверюшек чаем. Дети вежливо приглашает зверей к столу.

Сюжетно-ролевую игру дети организовывают самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...

ООД по речевому развитию в старшей группе.Тема: Составление рассказа на тему "Домашние животные" план - конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Рудько Е.В.Программные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение от...