Звук [ у ].
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема занятия.
Звук [У]
Цель: обеспечение предпосылок для письменной речи на основе
актуализации и обогащения представлений о звуке.
Задачи: расширять представления о звуке [У] и букве У; закреплять
умения определять положение звука в слове, отличать от других,
близких по артикуляции звуков; развивать фонематический слух,
опыт применения дифференцированного подхода в звуковом анализе
слов; развивать связную речь, память, внимание, воображение.
Материалы к занятию: иллюстрации в пособиях, обозначение
звука [У], прописи.
Ход занятия
1. Орг. момент.
« Мой друг».
- Доброе утро!
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
2. Мотивация к занятию.
Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы с Вами отправимся в следующее путешествие с нашими друзьями!
- Ребята, вспомним с какими друзьями мы путешествуем по стране звуков?
( мудрой совой, ежиком и лисенком)
Хорошо, молодцы.
Прежде, чем отправиться в путешествие, предлагаю Вам отгадать загадки.
Загадки
1. Наклонилась над рекой-
Уговор у них такой :
Обменяет ей река
Окунька на червяка. ( Удочка)
2. Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
Очень медленно ползет. ( Улитка)
3. Удивительный ребенок:
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. ( Утенок)
4. По Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь-
Ни морщинки не видать. ( Утюг)
5. Это кто там
Лентой черной
По реке скользит
Проворно? ( Уж)
- Ребята, с какого звука начинались наши отгадки ? ( со звука у) произносим вместе
Ребята, кто догадался о каком звуке мы сегодня будем говорить? ( о звуке у)
- Хорошо, молодцы.
3. Работа по теме занятия.
А теперь, узнаем куда же отправились наши игрушки.
ИСТОРИЯ ПРО ЁЖИКА, ЛИСЁНКА И МУДРУЮ СОВУ
Обезьянка, мечтавшая стать фотомоделью, ещё долго крутилась бы
перед фотоаппаратом, если бы в воздухе не раздалось протяжное и
громкое: «У-У-У... »
«Что это такое?» - испугался Лисенок, чуть не опрокинув при этом
штатив фотоаппарата. «Не обращай внимания и продолжай своё
дело, - махнула лапкой мартышка. - Это всего лишь гудит пароход». - «Как это "не обращай внимания"! - возмутился Ежик, - Где-то
рядом есть настоящий пароход, а мы тут тратим время впустую».
И Ежик решительно направился к реке, а Мудрая Сова и Лисёнок
последовали за ним (см. рис. к заданию 1, с. 16).
Около последнего дома на этой улице, у причала, стоял пароход и
призывно гудел, приглашая путешественников прокатиться по реке.
Из домика навстречу игрушкам вышел капитан. Он поприветствовал
своих гостей, разрешил им поиграть в матросов, а потом долго-долго
катал по реке на своём пароходе.
- Кого встретили наши игрушки?
-Во что, разрешил им поиграть капитан?
- Как гудит пароход?
-Когда мы произносим звук (у) мы встречаем препятствия?
-Гласный или согласный? И почему ? Облако в красных ботинках.
- Найдите на рисунке звук [У] стр. 16 (1)
Что он делает? ( указывает, что на картинке есть предметы и вещи со звуком у)
- Перечислите предметы, в названиях которых слышится этот звук.( утюг, удочка, труба, улей).
Воспитатель также обращает внимание детей на фигуру самого
капитана и предлагает им назвать части тела, предметы одежды, в названиях которых слышится звук [У].( руки, усы, туловище, уши), (фуражка, трубка, рубашка, туфли, обувь, пуговицы)
- Картинка, на которой изображено, как гудит пароход, обозначает звук [ у ].
- Что делают губы во время произнесения этого звука? ( губя вытягиваются в трубочку).
- При каком еще звуке губы вытягиваются в трубочку? ( при звуке о)
- Произнесем звуки: « у-о-у-о».
- Чем отличаются « трубочки» при звуках (у)и (о)? ( При звуке у трубочка узкая, а при звуке о – широкая)
Работа с рисунком ( задание 3, с. 17)
- Назовите картинки и скажите, какой звук есть в каждом слове.
- Назовите три самых коротких слова ( жук, лук, стул)
- Одно самое длинное ( кенгуру)
- Название какой картинки начинается со звука ( у) ? ( Утка)
- В каком слове звук ( У) слышится два раза? ( кенгуру)
- В каких частях слова кенгуру находится этот звук? ( в середине и в конце)
- Хорошо, Молодцы.
Физ. минутка.
- А теперь мы с Вами немного отдохнем.
- Название какой птицы начинается со звука ( У) ? ( Утка)
- Сейчас мы с Вами превратимся в уточек.
Уточка
Дети: Уточка луговая,
Серая полевая,
Где ты ночку ночевала?
Утка: Под кустиком.
Под березкой.
Сама, утя, хожу,
Детей своих вожу,
Сама, утя, поплыву,
Детей своих поведу.
Работа с рисунком ( задание 4, с. 17)
- Кто изображен на рисунке?
- Как подает голос собака? ( гав- гав), лошадь ( и- го-го), корова ( му-у) и т.д.
- Прежде, чем начать работу в тетрадях, сделаем пальчиковую гимнастику.
Музыкальная пальчиковая гимнастика. ( Капуста)
- А теперь приступаем к работу в тетрадях.
- Отметьте крестиком тех, кто подает голос со звуком ( у). ( корова, свинью, петух, кошка)
- Какая лесная птица тоже подает голос со звуком у ? ( Кукушка)
Знакомство с буквой У ( рис. К заданию 5, стр. 17 )
- Это буква У. Какой звук она обозначает?
- Чем буква У отличается от звука (у) ?
- Заштрихуйте эту букву красным карандашом.
- Послушайте стихотворение
Удобная буква
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто!
( Е. Тарлапан.)
- Почему в стихотворении сказано, что на букву У можно повесить пальто ? ( потому что она похожа на вешалку)
- Превратим с помощью цветных карандашей эти буквы У в зонтик, веточку и улитку.
Игра со звуком (у) на коврике.
« Назови слово со звуком у».
Дети полукругом, мяч у воспитателя.
4. Итог занятия
- О каком звуке мы сегодня говорили?
- Чем он отличается от звука ( о ) ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/02/picture-305534-1380666605.jpg)
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/13/picture-802005-1468411058.jpg)
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/22/picture-1033109-1524413358.jpg)
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/11/picture-697862-1460401779.jpg)
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/16/picture-1227563-1584365187.jpg)
Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]
Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...