Звук [ у ].
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Подготовка к обучению грамоте. Звук [у].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи24.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Тема занятия.

                                                               Звук [У]

Цель: обеспечение предпосылок для письменной речи на основе

актуализации и обогащения представлений о звуке.

Задачи: расширять представления о звуке [У] и букве У; закреплять

умения определять положение звука в слове, отличать от других,

близких по артикуляции звуков; развивать фонематический слух,

опыт применения дифференцированного подхода в звуковом анализе

слов; развивать связную речь, память, внимание, воображение.

Материалы к занятию: иллюстрации в пособиях, обозначение

звука [У], прописи.

Ход занятия

1. Орг. момент.                         

« Мой друг».

- Доброе утро!

Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

2. Мотивация к занятию.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы с Вами отправимся в следующее путешествие с нашими друзьями!

- Ребята, вспомним с какими друзьями мы путешествуем по стране звуков?

( мудрой совой, ежиком и лисенком)

Хорошо, молодцы.

Прежде, чем отправиться в путешествие, предлагаю Вам отгадать загадки.

Загадки

1. Наклонилась над рекой-

Уговор у них такой :

Обменяет ей река

Окунька на червяка.  ( Удочка)

2. Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет.   ( Улитка)

3. Удивительный ребенок:

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.  ( Утенок)

4. По Полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь-

Ни морщинки не видать.   ( Утюг)

5. Это кто там

Лентой черной

По реке скользит

Проворно?   ( Уж)

- Ребята, с какого звука начинались наши отгадки ? ( со звука у) произносим вместе

Ребята, кто догадался о каком звуке мы сегодня будем говорить? ( о звуке у)

- Хорошо, молодцы.

3. Работа по теме занятия.

А теперь, узнаем куда же отправились наши игрушки.

ИСТОРИЯ ПРО ЁЖИКА, ЛИСЁНКА И МУДРУЮ СОВУ

Обезьянка, мечтавшая стать фотомоделью, ещё долго крутилась бы

перед фотоаппаратом, если бы в воздухе не раздалось протяжное и

громкое: «У-У-У... »

«Что это такое?» - испугался Лисенок, чуть не опрокинув при этом

штатив фотоаппарата. «Не обращай внимания и продолжай своё

дело, - махнула лапкой мартышка. - Это всего лишь гудит пароход». - «Как это "не обращай внимания"! - возмутился Ежик, - Где-то

рядом есть настоящий пароход, а мы тут тратим время впустую».

И Ежик решительно направился к реке, а Мудрая Сова и Лисёнок

последовали за ним (см. рис. к заданию 1, с. 16).

Около последнего дома на этой улице, у причала, стоял пароход и

призывно гудел, приглашая путешественников прокатиться по реке.

Из домика навстречу игрушкам вышел капитан. Он поприветствовал

своих гостей, разрешил им поиграть в матросов, а потом долго-долго

катал по реке на своём пароходе.

- Кого встретили наши игрушки?

-Во что, разрешил им поиграть капитан?

- Как гудит пароход?  

-Когда мы произносим звук (у) мы встречаем препятствия?

-Гласный или согласный? И почему ? Облако в красных ботинках.

- Найдите на рисунке звук [У] стр. 16 (1)

 Что он делает? ( указывает, что на картинке есть предметы и вещи со звуком у)

- Перечислите предметы, в названиях которых слышится этот звук.( утюг, удочка, труба, улей).

Воспитатель также обращает внимание детей на фигуру самого

капитана и предлагает им  назвать части тела, предметы одежды, в названиях которых слышится звук [У].( руки, усы, туловище, уши), (фуражка, трубка, рубашка, туфли, обувь, пуговицы)

- Картинка,  на  которой изображено, как гудит пароход, обозначает звук [ у ].

- Что делают губы во время произнесения этого звука? ( губя вытягиваются в трубочку).

- При каком еще звуке губы вытягиваются в трубочку? ( при звуке о)

- Произнесем звуки: « у-о-у-о».

- Чем отличаются « трубочки» при звуках (у)и (о)? ( При звуке у трубочка узкая, а при звуке о – широкая)

Работа с рисунком ( задание 3, с. 17)

- Назовите картинки и скажите, какой звук есть в каждом слове.

-  Назовите три самых коротких слова ( жук, лук, стул)

- Одно самое длинное ( кенгуру)

- Название какой картинки начинается со звука ( у) ? ( Утка)

-  В каком слове звук ( У) слышится два раза? ( кенгуру)

- В каких  частях слова кенгуру находится этот звук? ( в середине и в конце)

- Хорошо, Молодцы.

Физ. минутка.

- А теперь мы с Вами немного отдохнем.

- Название какой птицы начинается со звука ( У) ?   ( Утка)

- Сейчас мы с Вами превратимся в уточек.

                                          Уточка

Дети:  Уточка луговая,

             Серая полевая,

        Где ты ночку ночевала?

Утка: Под кустиком.

        Под березкой.

        Сама, утя, хожу,

           Детей своих вожу,

        Сама, утя, поплыву,

        Детей своих поведу.

Работа с рисунком  ( задание 4, с. 17)

- Кто изображен на рисунке?

- Как подает голос собака?  ( гав- гав), лошадь ( и- го-го), корова ( му-у) и т.д.

- Прежде, чем начать работу в тетрадях, сделаем пальчиковую гимнастику.

Музыкальная пальчиковая гимнастика. ( Капуста)

- А теперь приступаем к работу в тетрадях.                                                

- Отметьте крестиком тех, кто подает голос со звуком ( у). ( корова, свинью, петух, кошка)

- Какая лесная птица тоже подает голос со звуком у ?  ( Кукушка)

Знакомство с буквой У ( рис. К заданию 5, стр. 17 )

- Это буква У. Какой звук она обозначает?

- Чем буква У отличается от звука (у) ?

- Заштрихуйте эту букву красным карандашом.

- Послушайте стихотворение

Удобная буква

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто!

                                              ( Е. Тарлапан.)

- Почему в стихотворении сказано, что на букву У  можно повесить  пальто ? ( потому что она похожа на вешалку)

- Превратим с помощью цветных карандашей эти буквы У в зонтик, веточку и улитку.

Игра со звуком (у) на коврике.

« Назови слово со звуком у».

Дети полукругом, мяч у воспитателя.

4. Итог занятия

- О каком звуке мы сегодня говорили?

- Чем он отличается от звука ( о ) ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...