Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 4-5 лет Тема: в гостях у домовенка Кузи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности  для детей 4-5 лет Тема: в гостях у домовенка Кузи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_domovenok_kuzya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: в гостях у домовенка Кузи

Цель: знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Вызвать у детей интерес к жизни на Руси.

Задачи:

1. продолжать знакомить с жилищем русского человека – избой, её устройством и особенностями проживания; с русскими народными играми, пословицами, поговорками.

2. развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с бытом и традициями русских людей; активизировать и обогащать словарный запас народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами; развивать художественно-творческие способности детей.

3. воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.

Материалы и оборудование: кукла Домовенок Кузя, сундучок, аудиозапись, клубок, слайды с изображением русской избы, печи, самовара, деревянная лавка, 3 красных, з желтых платочка, 12 деревянных ложек, самовар, соленое тесто, баранки.

Ход

Воспитатель: ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте мы их вместе поприветствуем.

Здравствуй солнышко родное! (руки вверх)

Здравствуй небо голубое! (руки в стороны)

Здравствуй матушка Земля! (руки вниз)

Здравствуй ты и здравствуй я! (машем ручками)

Воспитатель: Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, увидела на столе коробку: открывать её не стала, решила дождаться всех. Ребята, а вы знаете как называется эта коробочка?

Дети: сундук.

Открываем сундук, в нем лежит игрушка Домовенка.

Включается аудиозапись.

Домовой: Здравствуйте, ребятки! Вы узнали меня? Кто я такой?

Дети: Домовой.

Домовой: Правильно, я домовой, Кузька меня зовут. (Плачет).

Воспитатель: что случилось Кузя?

Домовой: я живу в русской избе, слежу за порядком в доме. Беда со мной приключилась. Как всегда, вечером пошёл помочь хозяйке посмотреть всё ли в доме в порядке: сыты ли домашние животные, прибран ли дом, да в темноте заблудился. Плутал, плутал и оказался в вашем детском саду, а как вернуться домой не знаю.

Воспитатель: мы тебе с ребятами поможем.

Давайте отправимся в путешествие в прошлое, и поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:

Ты катись, катись, клубок,

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку укажи.

Дети идут под музыку за волшебным клубком.

Приходят к лавке, на проекторе русская изба.

Воспитатель: садитесь рядком, да поговорим ладком.

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

Воспитатель: а из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

Воспитатель: почему же из лиственницы строили дома?

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга. Комнату в избе называют «горницей».

Воспитатель: послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Воспитатель: печь- это сердце дома. Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

Воспитатель: чем же могла печь накормить своих хозяев?

Дети: в русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Воспитатель: а вы знаете чем топят печь?

Дети: дровами

Чтобы наша печка быстрее нагрелась и стало тепло, давайте мы ей поможем. (звучит звук костра)

Физминутка:

Дети встают в круг, в руках у них платочки красного и желтого цвета

Гори, гори ясно (Руки с платочками вперед, взмахи в верх и в вниз.)

Чтобы не погасло (Присесть руки вниз.)

Глянь на небо. (Встать, пройти в центр, руки вверх помахать и отойти.)

Птички летят. (Взмахи руками в стороны, как птицы.)

Колокольчики звенят. (Руки вниз взмахи вправо, влево.)

Воспитатель: в переднем углу избы находился красный угол. Красный – значит красивый, в нем находились иконы, по праздникам иконы украшали белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. К иконам люди обращались с бедами, просили здоровья и счастья.

В русской избе все было сделано руками самих крестьян.

Столы в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т.к. стульев еще не было. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом. 

Воспитатель: а еще в крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках еще можно было и играть, и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках.

Игра с ложками под русскую народную музыку.

Взяли мы в ладошки, красивые ложки,

Съели суп и кашу, а теперь попляшем.

Постучим мы ложками,

Потопаем ножками,

Вверх поднимем ложки,

Погремим немножко!

Тук – тук – тук, стучат они,

Наши ложки скакуны!

Воспитатель: ребята, а где же наш Кузенька?

Аудиозапись: да тут я ребятки, в избе своей. Спасибо вам за помощь! Сейчас бы чайком вас угостить, вот только не успел я тесто замесить, да баранки испечь.

Воспитатель: ребята, а где раньше готовили чай?

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит,

 Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает.

Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения.

Воспитатель: ну что ребята, выручим Кузю, приготовим с вами баранки?

Дети проходят за столы с заранее приготовленным тестом.

Выполняем пальчиковую гимнастику:

Ай, качи-качи-качи!

Глянь – баранки, калачи!

Глянь – баранки, калачи!

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи –

Все румяны горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам осталися бараночки.

Воспитатель объясняет, как лепить баранки (кладем на коврик кусочек теста, закрываем другой ладошкой. Раскатываем тесто движениями от себя – к себе. Получаем колбаску. Берёмся за концы и соединяем концы друг с другом, сдавливаем, прижимаем их. Баранка готова. )

Воспитатель: ребята, какие вы молодцы, какие красивые баранки у вас получились, а пока они готовятся мы отправимся с вами в группу и будем пить чай с остальными ребятами.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Берёзка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  для детей 3-4 лет

Тема: в гостях у домовенка Кузи

Выполнила: воспитатель

Аскерова Т.А.

г. Вихоревка 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе. Тема: «В гостях у бабушки»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Социализация».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, чтение...

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему: « Осень в гости к нам пришла »

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему: « Осень в гости к нам пришла » Милюк Е.О., воспитатель Васильченко Л.В., воспитатель, МБДОУ «Детский с...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему «В гостях у осени» для детей подготовительной группы ДОУ

Предназначено для работ в ДОУ в подготовительной группеЦели:Обогащать и активизировать речь детей. Закрепить знания об осени. Совершенствовать слуховое внимание. Определять место звука ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «В гости к тетушки Звуки» для детей подготовительной группы

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей 6-7 лет (подготовительная группа) направлен на совершенствование фонематического восприятия речи. Занятие включает...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «В гостях у Медуницы» Для детей старшей группы

конспект занятия-квеста для детей старшей грппы для знакомства с лекарственными растениями и их пользы человеку....