Конспект "Составление описательного рассказа по картине"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Обучение дошкольников подготовительного к школе возраста составлению описательного рассказа по картине на зимнюю тематику

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_opisatelnogo_rasskaza_po_kartine.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого показа ООД

по развитию речи

в подготовительной к школе группе

"Составление описательного рассказа по картине"

Цель: создать условия для составления коллективного рассказа по картине.

Задачи:

1. Обогащать  и расширять словарный запас по теме «Зима», «Зимние игры и забавы».

2. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ.

3. Учить отвечать на вопросы, используя в речи сложные предложения.

4. Учить строить высказывания с причинно-следственной связью (потому что).

5. Развивать умение внимательно рассматривать картины, составлять рассказы по содержанию картины с помощью плана-схемы.

6. Формировать фонематические процессы и правильное произношение.

7. Развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное и словесно - логическое мышление.

Наглядный материал:

Картинки – билеты на определение начального звука в слове, дидактическая игрушка снежный комок, игра «Найди и расскажи», сюжетная картина «Покормите птиц зимой».

Предварительная работа:

1. Беседы с детьми о зиме, зимних явлениях, зимних праздниках, о жизни растений, животных и людей зимой.

2. Чтение стихов, рассказов и сказок о зиме.

3. Беседы с детьми о зимних развлечениях.

4. Рассматривание картин на темы: «В зимнем лесу», « На горке».

5. Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Кому это нужно?», «Что перепутал художник?»

Ход ООД:

Дети и воспитатель собираются в группе.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие в зимний лес.

- А теперь давайте подумаем, на чем мы можем туда добраться.

- Можем мы поехать в лес зимой на велосипеде? Почему?

- Можем ли мы поехать на самокате? Почему?

- Так на чем же удобнее всего всем вместе доехать до зимнего леса?

Дети рассказывают, на чем они могут отправиться в путешествие.

Воспитатель. Ребята, давайте отправимся в лес на автобусе. Автобус у нас не настоящий, а воображаемый, и находиться он будет на ковре.

- Что нам нужно, чтобы поехать на  автобусе?  (Билеты)

Посмотрите, я вам положила билеты на автобус. Билеты непростые, на каждом билете нарисована картинка. Нужно назвать какой первый звук в названии картинки, и занять место в автобусе.

Дети называют, какой первый звук в названии картинки на билете и занимают место в автобусе.

- Отправляемся в путь.

Динамическая пауза.

Дети имитируют езду на автобусе: дорога поворачивает - наклоняются вправо и влево, скорость увеличивается - отклоняются назад, автобус тормозит -  наклоняются вперед.

Воспитатель. Ну вот и приехали. Сегодня у всех хорошее настроение. Зима - прекрасное время года. Я очень люблю зиму. А вы любите? Давайте расскажем за что мы любим зиму. Мы встанем в круг и будем передавать снежный комок, но не просто, а с рассказом за что вы любите зиму. Я начну.

Я люблю зиму, потому что на улице много снега. А ты,…, почему любишь зиму?

Дети стоят в кругу. Передавая снежный комок, по очереди рассказывают, почему они любят зиму.

Воспитатель.  Как много вы назвали зимних забав.

- А что такое забава? (игры, развлечения).

- А что такое зимние забавы? (игры и развлечения в зимнее время).

Давайте поиграем. Посмотрите, какое время года изображено на картинке. (Зима)

У нас на столе лежат картинки, они перевернуты так, чтобы не было видно того, что на них нарисовано. Каждый из вас возьмет одну и внимательно посмотрит, подойдет ли она к времени года зима. И потом объяснит свой ответ.

Дети по очереди подходят к столу и берут по одной картинке, а потом усаживаются в автобус и объясняют, что на ней нарисовано и подходит ли это к зиме.

Воспитатель. Отправляемся дальше в путь по снежному лесу.

Динамическая пауза.

Дети имитируют езду на автобусе: дорога поворачивает - наклоняются вправо и влево, скорость увеличивается - отклоняются назад, автобус тормозит -  наклоняются вперед.

Воспитатель. Приехали, выходим из автобуса. Посмотрите, здесь до нас уже кто-то был и слепил снеговика. Давайте с ним поиграем. Повторяйте слова и движения за мной.

Динамическая пауза

Давай дружок, смелей, дружок, (маршируют на месте)

Кати по снегу свой снежок. (изображают, что катят перед собой ком)

Он превратится в толстый ком, (рисуют в воздухе двумя  руками ком)

И станет ком снеговиком. (рисуют круг над головой)

Его улыбка так светла! (показывают на лице улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла. (показывают глаза, прикрывают голову, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу).

Воспитатель. Занимайте свои места, я вам хочу показать картину. На мольберте выставляется картина.

- Как вы думаете, какое время года изображено на картине?

(На улице зима).

- Как вы догадались, что на улице зима?

(На деревьях нет листочков, выпало много снега, идет снегопад, дети тепло одеты и ….).

- Какое время суток изображено на картине?

(День).

- Как вы догадались, что на улице день?

(Ответы детей).

- Какая погода была на улице?

(На улице была холодная, морозная погода).

- Кого мы видим на картине справа?

(На картине мальчик и белка).

- Кого мы видим на картине слева?

(Девочку и птиц).

- Что нарисовал художник в середине картины?

(Кормушку с птицами).

- Как вы думаете, это мальчики или девочки? Докажите.

(Ответы детей).

- Как одет мальчик?

(Ответы детей).

- Как одета девочка?

(Ответы детей).

- Что делает мальчик?

(Кормит белку).

- Что делает девочка?

(Сыпет корм в кормушку).

- Каких птиц вы видите на картине?

(Снегири, синички, воробьи).

- Почему вы так решили?

(Ответы детей).

- Чем можно подкармливать зимой птиц и белок?

(Ответы детей).

- А правильно ли дети делают, подкармливая птиц и животных зимой и почему?

(Ответы детей).

- Как вы думаете, какое настроение у детей и почему?

(Хорошее, потому что он делают доброе дело).

-Давайте представим, что наша картина ожила. Что в этот момент могут говорить дети?

(Ответы детей).

- А каким тоном они разговаривают и почему?

(тихим, спокойным, чтобы не спугнуть птиц и белку).

- Понравилась ли вам эта картина? Почему?

Дети делятся впечатлениями о картине.

Воспитатель. Ребята, давайте составим рассказ по этой картине.

Начнем мы рассказ с описания времени года (схема).

Потом расскажем о погоде, о времени суток (схема).

Дальше будем рассказывать о детях: во что они одеты, что делают (схема).

Затем надо рассказать о птицах ми белке, которых изобразил художник: какие они, как выглядят, что делают (схема).

- Закончим мы рассказ описанием настроения детей, и тем, понравилась ли вам эта картина (схема).

Дети составляют совместный рассказ по картине.

Воспитатель. Ребята, мне очень понравился ваш рассказ по картине. Нам пора отправляться у группу, прогулка закончилась.

Динамическая пауза.

Дети имитируют езду на автобусе: дорога поворачивает - наклоняются вправо и влево, скорость увеличивается - отклоняются назад, автобус тормозит -  наклоняются вперед.

Воспитатель. Приехали. Я хочу каждому из вас подарить картинку-билет, с которым мы с вами отправлялись в путешествие в зимний лес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление описательного рассказа по картине "Ранняя весна"

конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Коммуникация"....

Составление описательного рассказа по картине для детей средней группы. Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область - Коммуникация

Думаю,  для многих педагогов  этот конспект непосредственно образовательной деятельности по составлению описательного рассказа по картине  для детей средней группы станет полезным...

Занятие в старшей группе «Составление описательного рассказа по картине «Кормушка для птиц».

конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы  - интеграция  -    развитие речи+продуктивная деятельность по изо (лепка) + экология...

составление описательного рассказа по картинам

рекомендации воспитателям методов и приемов при обучении детей дошкольного возраста описательному рассказыванию по картинам...

Конспект открытого занятия по развитию связной речи: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.

Занятие по развитию речи: " Составление описательного рассказа ( с элементами творческого рассказа) с опорой на картинно-графический план....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»...