Игра-викторина по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Грамматики».
методическая разработка по развитию речи

Данилова Наталья Михайловна

Цель: обогащение и систематизирование у детей полученных знаний о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях.
Задачи: 
- развитие фонематического слуха, творческой активности, воображения, быстроты реакции;
- закрепление умения детей в составлении и чтении слов по слогам; 
- развитие звукобуквенного анализа и синтеза, логического мышления; 
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, коллективизма, духа соревнований. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrab.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-викторина по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Грамматики».

Тема. Игра – викторина «Путешествие в страну Грамматики»

Цель: обогащение и систематизирование у детей полученных знаний о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях.
Задачи: 
- развитие фонематического слуха, творческой активности, воображения, быстроты реакции;
- закрепление умения детей в составлении и чтении слов по слогам; 
- развитие звукобуквенного анализа и синтеза, логического мышления; 
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, коллективизма, духа соревнований. 
Оборудование: мультимедийная презентация, игра на интерактивной доске,  2 мольберта с схемами слов для звукобуквенного анализа, контейнеры в которых спрятаны буквы, маркеры (красный, зеленый, синий),  карта путешествия.
Литература: Е. В. Колесникова «Методическое пособие для детей 5 — 7 лет «Звуки и буквы», Л. Ю. Бондарева «Обучение грамоте дошкольников и младших школьников»; Д.Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» Обучение дошкольников чтению: Программа-конспект.- СПб: «Детство-Пресс», 2010.-188 с.; Е.А. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: 

- Дорогие ребята! Вот вы уже и выросли. Скоро настанет пора идти в школу. Очень долго вы трудились в стенах нашего детского сада: учились правильно произносить звуки, грамотно строить предложения, составлять интересные рассказы, и я знаю, что вы готовы пойти в школу и учиться на «4» и «5». Вы научились находить правильные ответы на трудные вопросы. Сегодня у нас интересная и необычная игра-викторина, на которой вам пригодятся ваши знания и умения. 
(врываются кот Базилио и лиса Алиса) 
Сказочные герои: 

Лиса Алиса: - Тааааак!

Кот Базилио: - А что это такое творится и без нас? 
Воспитатель: - Ребята кто это?

 - Из какой сказки пришли герои? (ответы)

- Кто помнит, какие герои еще встречаются в сказке? ( Карабас-Барабас, Мальвина, Буратино, Черепаха-Тартила, Папа Карло, Артемон, Говорящий Сверчок  и т.д.)

- Кто написал сказку «Приключения Буратино или Золотой ключик»? Алексей Толстой.

- А вы знаете историю создания этой сказки?

- Я вам сейчас расскажу!

-«Когда я был маленький – очень, очень давно, – я читал одну книжку: она называлась «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы» (деревянная кукла по-итальянски – буратино).

Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, занимательные приключения Буратино. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем и не было.

Теперь, через много-много лет, я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать вам, девочки и мальчики, необычайную историю про этого деревянного человечка» - так говорил о написании сказки А, Толстой..

- А у нас Кот Базилио и Лиса Алиса интересная игра-викторина.

Сказочные герои: 

Лиса Алиса: - Игра-викторина?

Кот Базилио: -  Это интересно! 
Воспитатель: Конечно, интересно! Наши ребята будут показывать свои знания, умения, свою сообразительность! 
Сказочные герои:

Лиса: - Ого! Ничего себе!

Кот Базилио: - А можно с вами? 
Воспитатель: Ребята, возьмем с собой кота Базилио и Лису Алису в наше увлекательное путешествие? (Да)

Воспитатель: 

- Игра наша называется «Путешествие в страну Грамматики». Но чтобы попасть в эту страну нужно преодолеть долгий интересный путь, а покажут нам дорогу герои сказки «Приключение Буратино или Золотой ключик». Но у наших помощников есть одна просьба, чтобы ребята разделились на две команды. И тогда мы быстрее пройдем все испытания, доберемся до страны Грамматики и узнаем, какая команда самая быстрая, дружная, самая находчивая, сообразительная. 

Воспитатель: Всем! Всем! Всем! Начинаем нашу игру. Сегодня в ней участвует. Команда «Знайки», капитан команды  Макар! Команда «Грамотеи», капитан команды Саша.                        
Воспитатель: Работу наших команд будут оценивать компетентное жюри - наши гости. За  каждое правильно выполненное задание команды будут получать золотые монетки.
Воспитатель: Итоги будем подводить в конце игры. Итак, начинаем нашу игру. 
Первая остановка и первый конкурс «Приветствие» (обозначаем место на карте).

-Прежде чем отправится в путь поприветствуйте друг друга!
Первыми приветствует соперников команда «Знайки» капитан команды Макар. 
Наш девиз: «Знайки» круче всех! 
                    Их ждет большой успех! 
С ответным словом выступает команда «Грамотеи» капитан команды Саша.. 
Наш девиз: Грамотеи просто класс! 
                    Победят сегодня вас! 

-Молодцы, ребята! Двигаемся дальше.

Вторая остановка и Второй конкурс «Разминка»- здесь нас встречает Мальвина. 

- Я вам буду читать загадки, и задавать вопросы. Которая подготовила для Вас Мальвина  и за каждый правильный ответ вы получаете одну монетку. Если вы затрудняетесь ответить то ход переходит к другой команде.
1) Буквы- значки, как бойцы на парад 
В чётком равнении построились в ряд. 
Каждый в условленном месте стоит 
И называется всё (алфавит) . 
2) Сколько букв в русском алфавите? (Тридцать три) 
3) Айболиту все сперва 
    Говорили букву … (А) 
4) В старом дереве дупло 
    Ну совсем как буква … (О) 
5) Давно известно детям всем: 
    Корова знает букву … (М) 
6) Каждый барашек скажет тебе, 
    Очень уж любят они букву. (Б) 
7) 
Кусок от бублика я съел, 
      И получилась буква … (не Л, а С) 
8) 
Скажешь ты наверняка, 
      На турник похожа. (не К, а П) 
9) Слово вкусное УХА 
      Начинает буква … (не Х, а У) 
10) Дальше всех, совсем в конце, 
      В алфавите буква … (не Ц, а Я) 

-Молодцы, ребята. Отправляемся дальше и следующая остановка.

и Третий конкурс «Звуковой», подготовил нам его Карабас-Барабас!
- Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на интерактивную доску. Ваша задача заключается в том, чтобы правильно заполнить корзины. В первую корзину команда «Знайки» собирает те слова в которых слышится звук Т  , а вторая команда «Грамотеи» собирает в корзину слова в которых слышится звук «С». 

-Для выполнения этого задания понадобится по одному участнику из команды. Выходите, пожалуйста!
(слайд на интерактивной доске)

-Ой, ребята, устали вы, наверное, выполнять задания наших героев, Буратино Вам предлагает немножко отдохнуть!

Четвертая остановка «Отдохни-ка» 

-А, какие движения нам покажет Буратино! Узнаем!

Буратино потянулся

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(Дети имитируют стихотворение, выполняя движения.

Руки вверх, вдох – потянулись; наклон – раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки).

- Набрались сил. Будем продолжать наше увлекательное путешествие? Тогда в путь!

Пятая остановка и пятый конкурс «Спрятанные буквы», кто нам его подготовил! Правильно – Карло.

-Каждой команде раздаются листы с изображением зашифрованных букв. Нужно догадаться какие буквы спрятались!

Шестая остановка и шестой конкурс «Потерянный звук» Черепаха-Тортилла хочет проверить какие вы внимательные.
-Я буду называть слова со звуком «И» каждой команде по очереди, а вам нужно определить, где этот звук спрятался в начале, в середине или в конце слова.  Монетку получит та команда, которая правильно выполнит задание!
Знайки: Ива, очки, болото, листок;

Грамотеи: дождь, грачи, фиалка, игра.

-Какие Вы молодцы ребята, хорошо справляетесь с заданиями! Продолжим наш путь? (Да)

Воспитатель: Прежде чем двигаться дальше и начать новый конкурс давайте вспомним: 
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные) 

- Чем отличается гласный звук от согласного?
- А согласные бывают  какие? (твердые и мягкие) 
- Квадратиками какого цвета при фонетическом разборе слова обозначаются гласные звуки? Согласные твердые? Согласные мягкие? 

-С помощью чего звуки обозначаются на бумаге? (с помощью букв). Молодцы!

-Вот мы добрались и до Седьмой остановки и Седьмой конкурса «Разбор слова» Артемон хочет проверить наших капитанов. (конкурс капитанов) 
- Для прохождения этого конкурса приглашаются капитаны команд! Перед вами на мольбертах слова и под ними схемы. Вам нужно произвести фонетический разбор слова , то есть разобрать слова на звуки и приложить квадратики соответствующего цвета. Провести фонетический разбор слов:

Знайки: дом, мука, ключ, луна.

Грамотеи: жук, стол, небо, двор. 
Воспитатель: А пока наши капитаны заняты, мы с вами поиграем!  Построим буквы русского алфавита с помощью рук. Выходите все ко мне.

-Приготовили свои пальчики и ладошки!

1. Дружно выпрямив ладони,

Правой левую накроем

Получился уголок

    Это буква «Г», дружок. 

2. Пальцы мы дугой согнули,

Руку ловко изогнули.

Что такое? Посмотри –

Это снова цифра «три»?

Нет, дружок на этот раз

Будет буква «З» у нас!
3. Пальцы ловко изгибаем

И к ладони прижимаем.

Чтобы «В» изобразить,

Нужно очень гибким быть.

3. Привезли огромный камень

И поставили фундамент

Дом теперь красив на вид –

Это буква «Д» стоит.

- Молодцы, ребята. Какие буквы мы с вами изобразили? (Г,В, Д,З). Какие звуки обозначают эти буквы? (согласные).

-  А теперь давайте посмотрим. Правильно ли наши Капитаны справились с заданием!

- Команда «Знайки»! Правильно выполнил задание Макар?

- Команда «Грамотеи»! Вы нашли ошибки у Саши при выполнении задания?

Воспитатель: Настроение у всех хорошее? (да) Продолжаем наше путешествие?

-Но сначала вспомним, что мы называем слогом, словом? Предложением?
Восьмая остановка  и восьмой конкурс подготовил нам Говорящий Сверчок и называется он «Мозайка».

-Каждой команде даются контейнеры, в которых спрятаны буквы.Вам нужно найти эти буквы и составить слово.

1 команда «Знайки»: к-н-и-г-а

2 команда «Грамотеи»: п-ч-е-л-а

- Молодцы ребята, слово вы составили. А получится ли у вас составить предложение с этими словами. Подумайте пожалуйста.

Воспитатель:

- Какие Вы молодцы! Вот мы и добрались до нашей страны «Грамматики».

- И царица Грамматики, подготовила тоже для Вас задание. Посмотрите, пожалуйста, на интерактивную доску. Вы видите слова. Вам необходимо догадаться, какое слово написано, и определить какой буквы не хватает.

- Недостающую буквы вы напишите с помощью карандаша. Посмотрите как.. Готовы?

-Первое слово для команды «Знайки»

-Второе слово для команды «Грамотеи».

- Молодцы! Ребята! Вы сегодня очень хорошо играли, отвечали на все вопросы. Вы были дружные, сообразительные, находчивые! 
- Вам понравилась игра? 
- Задания были трудные? 

-Какие задания больше всего понравились?
Воспитатель: А сейчас наступает самый приятный и волнительный  момент. Жюри подводит итоги! А пока идет подсчет полученных баллов. Мы поиграем.

Сказочные герои: Можно! У нас есть такая интересная игра! В неё всегда только мы выигрывали! Она называется «Ку-ку». Давайте поиграем!
- Вот какую интересную игру показали нам Кот Базилио и Лиса Алиса. Понравилась Вам ребятки! Молодцы! Настроение хорошее.

-А теперь, предоставляем слово жюри. 
Жюри объявляет итоги, обосновывает их, побеждает дружба! 
Воспитатель:

- Читать вы научились, теперь нужно научиться писать! И за победу в викторине, за то, что вы такие дружные и находчивые вам вручаются небольшие подарки! (ручки)
Сказочные герои: Ребята вы очень умные и сообразительные дети. 
Воспитатель: Спасибо вам за помощь Кот Базилио и Лиса Алиса! (пожимает руку каждому герою) 
Сказочные герои: Обращайтесь! 
Воспитатель: Ну что ж, ребята, спасибо вам за ваши улыбки и за игру. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну знаний"

Конспектоткрытого занятия по обучению грамотев подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Знаний»Программное содержание:Закрепить умение определять местоположения звука в слове;Упраж...

Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну знаний"

- закрепить у детей понятия: звук и буква. Знать их отличия. - развивать связную речь. - воспитывать умение слушать товарища....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Прогулка в страну Грамматика"

Прогулка в страну ГрамматикиЦели:Обучающие: закрепить знания детей по обучению грамоте, совершенствовать умение в звуковом анализе слов,  графическом изображении конструкций предложений, подборе ...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну Звукляндию"

Данный материал предназначен для закрепления знаний детей по основам первоначальной грамоты...

Конспект итогового интегрированного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну «Пиши-читай»

Цель: воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях гласны...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну «Грамматика»

НОД по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну «Грамматика»...