НОД по развитию речи «Как лисичка бычка обидела»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Насырова Эльвира Ахнафовна

 Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_eskimoskoy_skazki_kak_lisichka_bychka_obidela.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи

Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела».

Старшая группа

Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

Образовательные:

-Формировть умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.

Развивающие :

-Развивать диалогическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность жестов и мимики;

-Приобщать детей к фольклору.

Воспитательные :

-Воспитывать навыки сотрудничества на занятии, активность, самостоятельность.

Словарная работа:

Активизация словаря: аукнется, перо

Обогащение словаря: рыбка «Бычок»,

методы и приемы :

-Наглядные: схемы для пересказа, иллюстрации героев из сказки

-Словесные: объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, чтение поговорки

-Игровые: упражнение «Скажи наоборот», речевая игра « Ходят волны на просторе», драматизация сказки

Предварительная работа: работа с мнемотаблицами, драматизация знакомых сказок, заучивание пословиц и поговорок

Оборудование: Плоскостные изображения героев сказки, элементы костюмов и атрибуты для драматизации, мнемотаблица, карточки 2-х значных слов, магнитики.

Ход:

1. Оргмомент

Встанем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте», друг другу

Нам здороваться не лень -

Всем «Привет» и «Добрый день»

Воспитатель- Сегодня, дети, вы услышите чудесную сказку, которая называется «Как лисичка бычка обидела».

– Кто кого обидел?

А кто это такой – бычок?

Как он выглядит?

(Обычно дети начинают рассказывать, как выглядит телёнок).

Вы рассказали о телёнке.

Ребята, я вам открою секрет. Слово бычок имеет два значения: домашнее животное бычок, теленок А второе.. Послушайте загадку

Вильнет хвостом

Туда-сюда-

И нет ее,

И нет следа. (рыбка)

Правильно, это морская рыбка под названием «бычок» (показ иллюстраций)

2. Упр. с картинками

В: Посмотрите, на столе лежат предметы, которые имеют два значения. Вы должны к картинкам подобрать предмет. Например: У меня картинка родник или говорят, бьет ключ, то на столе я нашла ключ, которым открывают дверь. (Дети переходят к столу, на котором лежат предметы и картинки с двухзначным значением и подбирают картинки к предметам).Оружие лук со стрелами — репчатый лук, ручка перо — перо от птицы, кран для умывания -машинка подъемный кран, кисть руки – кисточка, ёжик – иголка, ноги – ножка у гриба и т. д.

3. Чтение сказки «Как лисичка бычка обидела»

Воспитатель: Так кого лисичка и обидела? Хотите знать, где это случилось и как?

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбёшка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидела лисичка бычка и запела:

Бычок, бычок.

Пучеглазый.

Бычок, бычок.

Большеротый.

Бычок, бычок,

Колючий бочок!

А бычок ей говорит:

- А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

Лиса-мать спрашивает:

- Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?

- Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает:

- А ты ему ничего не говорила?

- А я ему только сказала, что он пучеглазый и большеротый. – Вот видишь, - сказала мать- лисица, - ты первая его и обидела…

4. Беседа по сказке

Вопросы:

- Как называется сказка?

- Где шла лисичка?

- Кто высунулся из воды?

- Какие обидные слова лисичка пропела бычку? Если запела, значит, эти слова надо не говорить, а петь. Давайте споём лисичкину дразнилку вместе… споём ещё раз.

-А какие чувства испытывал бычок, когда лиса его обзывала? (Ему

было грустно, больно, обидно).

-Какие обидные слова бычок сказал лисичке?

- А что сделал бычок от обиды? (Наговорил тоже много плохих слов, обидел лисичку).

-Помните, что мама-лисичка сказала дочке?

-А как вы думаете, кто был прав в этом споре?

-Вот и вы, друзья, прежде чем жаловаться на кого-нибудь, подумайте, не поступаете ли так, как лисичка из сказки.

- Так что же надо делать, чтобы тебя не обижали? (Не обижать других).

5. Работа над смыслом поговорки:

Воспитатель: Есть такая поговорка«Как аукнется, так и откликнется».

Как вы думаете что это значит?

(Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других)

6. Упражнение «Скажи наоборот»

Весело- грустно

Дружба – вражда, ссора.

Друг – враг.

Грубая – ласковая.

Добрая – злая.

Хитрая – простодушная.

Обижать – утешать.

Дразнить –хвалить.

Плакать – радоваться, смеяться.

7. Координация речи с движением:

Ходят волны на просторе. (Идут по кругу, плавно машут

Вы узнали? Это – море. руками.)

Рыбки весело резвятся (Делают произвольные движения.)

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся, (Приседают и встают.)

То зароются в песке. (Ложатся на спину, руки и ноги

вверх, трясут ими.)

8. Повторное чтение сказки воспитателем (схемы)

Воспитатель:

Присаживайтесь на стульчики. Ещё раз внимательно прослушайте сказку. И постарайтесь запомнить все слова, которые сказала лиса бычку, что бычок ответил лисичке. Что мама – лиса спросила у лисички. Что лисичка ответила маме. И нам помогут в этом картинки – схемы.

9. Пересказ сказки детьми по частям.

Одного ребенка приглашает воспитатель, а другого приглашает ребенок: «… ты хочешь рассказать сказку вместе со мной (хочу) Спасибо,.» (2 пересказа)

Дети«Ш-ууууу» набегает волна (после каждого пересказа)

«Шуршим, шуршим, шуршим»- шуршат камушки.

10. Драматизация сказки.

Воспитатель напоминает действия персонажей: бычок, высунулся из воды, лисичка бежит и поёт. Мама-лиса – дома, значит, она что-нибудь делает, а не сидит, сложа руки и т. п.

12. Итог

Как называется сказка которую вы сегодня слушали?

Кто главные герои?

Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем –то отличается от окружающих? Почему?

Что значит пословица «Как аукнется, так и откликнется»?

Подчёркивает, что сегодня они не только послушали сказку, но и учились пересказывать её.

Кто больше всех вам понравился?

Согласны ли вы с концовкой сказки?

Как бы вы закончили сказку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ сказки "Как лисичка бычка обидела"

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»....

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: «Как лисичка бычка обидела»

Тема: «Как лисичка бычка обидела»Цель: Формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки.Задачи:Образовательные: Расширять кругозор детей. Дать понятие о том,...

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе "Как лисичка бычка обидела"

Организационный момент. Знакомство с экимосской сказкой "Как лисичка бычка обидела". Познакомить детей с жителями крайнего севера. Показ иллюстрации морского бычка.Составить вместе с детьми ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: "Пересказ эскимоской сказки "Как лисичка бычка обидела"

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти , внимания. Усваиваются нормы построения предложений и целого текста....

Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела». План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа).

Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела». План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)....

конспект ООД по развитию речи в старшей группе " Пересказ эскимосской народной сказки "Как лисичка бычка обидела"

1. Помочь детям понять и запомнить содержание сказки.2. Формировать умение детей связно, последовательно пересказывать не большое произведение.3. Пополнить и активизировать словарь детей.4. Расширить ...