Конспект ОД по речевому развитию «Пришла волшебница-зима» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Занятие посвящено отработке речевых задач по лексической теме "Зима".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
«ПРИШЛА ВОЛШЕБНИЦА-ЗИМА»
(подготовительная к школе группа)
Цель:
- обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы;
- упражнять в подборе однокоренных слов;
- упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласовывать их в роде, числе, падеже;
- упражнять в составлении предложений по опорным картинкам;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- активизировать словарь по теме;
- воспитывать умение слушать других, не перебивая;
- работать и играть в коллективе.
Материал: магнитофон, кассета с записью, карточки для составления предложений, игра «Логические цепочки», макеты деревьев, фланелеграф, схема для развития логического мышления, снежинки.
Методические приёмы: загадывание загадок, прослушивание музыкальных произведений, рассказ воспитателя, рассматривание картинок и составление предложений детьми, игры «Логические цепочки», «Закончи предложение», «Снежок», упражнение на релаксацию, сюрпризный момент – появление сказочного персонажа - Снегурочки.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети под музыку входят в зал.
Здравствуйте, ребята, сегодня занятие у нас будет необычное - к нам пришли гости, посмотреть, какие вы уже стали большие, чему научились.
В: Отгадать, о чем будет наше занятие вам поможет загадка
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!
Д: Это зима.
В: Правильно, молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о зиме.
Ребята, Что о какой тройке белых скакунов говорилось в загадке. (Ответы детей). А волшебная царица? Почему ее назвали белокожей и светлолицей?
Каким серебром она все покрыла?
В: В этой загадке зиму сравнили с такой волшебной царицей, а какими словами бы назвали зиму вы? Зима какая?
Дети: суровая, морозная, ветреная, лютая, студеная, холодная, длинная...
Пpo что еще можно сказать:
Холодное… (утро, солнце, небо, мороженое...)
Ледяные... (горки, реки, озера, сосульки, фигуры...)
Морозный… (день, вечер, узор...)
Снежная... (погода, зима, буря, королева, долина, горка…)
В: Ребята, посмотрите, во что превратились наши снежинки?
Дети: в буквы, только неправильные.
В: Помочь исправить и соединить эти буквы в слово нам поможет загадка.
Без рук, без карандаша, а узоры рисует (Мороз).
В: Кто может прочитать это слово?
Давайте разделим это слово на части (на слоги), на какой слог падает ударение?
Перед вами на столе лежит схема этого слова. Анализ слова «Мороз».
В: Ребята, пока мы работали со словом «Мороз» мне даже холодно стало, давайте встанем и погреемся. ( Дети встают, проводится игра)
Физминутка
Руки в кулачки сожмем
И немножко подождем.
На ладошки мы подуем,
Все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем,
И немножечко потрем.
Каждый пальчик мы возьмем,
И немножечко потрем.
Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем.
Растираем лобик тоже,
Теплым стать ему поможем.
Щечки надуваются.
Губки улыбаются.
(Дети выполняют соответствующие движения)
В: Согрелись? И я согрелась. Присаживайтесь.
Ребята, зимой на улице холодно, мороз, как же звери переносят зимнюю стужу? Им помогает зимняя шубка.
А птицы? А что помогает деревьям переносить зимний мороз? Снег.
Слайд (Картина И. Шишкина «Зима»)
2 слайд – знак вопроса. Как бы вы назвали эту картину? (ответы детей).
3 слайд – глаза. С каких слов, предложения вы бы начали свой рассказ по картине? (Пришла в лес волшебница зима)
4 слайд – рука. Давайте посмотрим на экран и расскажем, что волшебница зима сделала с сучьями, стволами деревьев, и кустами. (Зима надела на сучья, стволы деревьев и кусты белые шали).
5 слайд – ухо. Что мы слышим в зимнем лесу? (В лесу стало тихо, наверно все уснули и никто не тревожит лесное царство).
6 слайд – снежинка. Какой снег в лесу, на что он похож? (Снег, словно перина: мягкий, пушистый, белый).
7 слайд – облака. Посмотрите, какое небо над лесом? (Небо над лесом белое, морозное).
8 слайд – нос. Вдохните зимнего воздуха, какой он в зимнем царстве? (Воздух в зимнем царстве морозный, свежий, холодный).
9-10 слайды – губы, картина. Чем мы можем закончить рассказ? Что бы вам хотелось сделать в этом лесу? Какое у вас настроение после увиденного? (Хорошо бы в таком зимнем лесу прокатиться вместе с мамой и папой на лыжах, санках, поиграть в снежки).
11 слайд – картина с сенсорно-графическими символами. Рассказывание рассказа полностью по символам.
Рассказ Зима в лесу.
Пришла в лес волшебница зима.
Зима надела на сучья, стволы деревьев и кусты, белые шали.
В лесу стало тихо, наверно вся природа спит (уснула) и никто не тревожит лесное царство.
Снег, как перина; мягкий, пушистый.
Воздух в зимнем царстве морозный, свежий.
По небу плывут белые ватные облака, похожие на большой корабль.
В таком лесу хорошо поиграть в снежки…
В: Ребята, посмотрите, сколько снега в лесу? Как раньше люди говорили, когда выпадало много снега?
Много снега, много хлеба.
Какие еще пословицы, поговорки знаете о зиме, о снеге.
Шубка зимой не шутка.
В зимний холод всякий молод.
Мороз не велик да, стоять не велит.
Много снега – много хлеба.
Береги нос в большой мороз.
Солнце летом греет, зимой морозит.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (снег).
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые… (снежинки).
На поселки, на лужок
Выпал беленький… (снежок.)
Вот веселье для ребят –
Все сильнее... (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в… (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился …(снеговик)
Рядом снежная фигурка
Эта девочка - ... (снегурка).
На снегу-то, посмотри. -
С красной грудкой… (снегири).
Вот и подошло к концу наше занятие.
- О каком времени года мы говорили? Что учились делать?
Используемые материалы:
- Журнал «Ребенок в детском саду» - 2006 г, № 3
- Газета «Дошкольное образование» - 2006г , № 24
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по речевому развитию: «Пришла весна, потекла вода» Образовательная область «Познание развитие». Старшая группа.
Конспект ООД по речевому развитию: «Пришла весна, потекла вода» Образовательная область «Познание развитие».Старшая группа....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/19/picture-1052691-1579465456.jpg)
Конспект по речевому развитию «Пришла зима»
Конспект по речевому развитию. Составление описательного рассказа "Пришла зима" с опорой на мнемотаблицы. Занятие было подготовлено и проведено для детей подготовительной группы....
Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" "Волшебница зима" (подготовительная группа)
Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" "Волшебница зима" (подготовительная группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/01/picture-798616-1614612758.jpg)
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе "В поисках Букваря"
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе "В поисках Букваря"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/16/picture-1070572-1539707950.jpg)
Проект "Волшебница-зима" подготовительная к школе группа
Проект "Волшебница-зима" в подготовительной к школе группе...