Конспект ОД по речевому развитию «Пришла волшебница-зима» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Хохлова Ольга Александровна

Занятие посвящено отработке речевых задач по лексической теме "Зима".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_rr_volshentsitsa_zima1.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  НОД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

 «ПРИШЛА ВОЛШЕБНИЦА-ЗИМА»

(подготовительная к школе группа)

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы;
  • упражнять в подборе однокоренных слов;
  • упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласовывать их в роде, числе, падеже;
  • упражнять в составлении предложений по опорным картинкам;
  • развивать логическое мышление, внимание, память;
  • активизировать словарь по теме;
  • воспитывать умение слушать других, не перебивая;
  • работать и играть в коллективе.

Материал: магнитофон, кассета с записью, карточки для составления предложений, игра «Логические цепочки», макеты деревьев, фланелеграф, схема для развития логического мышления, снежинки.

Методические приёмы: загадывание загадок, прослушивание музыкальных произведений, рассказ воспитателя, рассматривание картинок и составление предложений детьми, игры «Логические цепочки», «Закончи предложение», «Снежок», упражнение на релаксацию, сюрпризный момент – появление  сказочного персонажа -  Снегурочки.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети под музыку входят в зал.

Здравствуйте, ребята, сегодня занятие у нас будет необычное - к нам пришли гости, посмотреть, какие вы уже стали большие, чему научились.

В: Отгадать, о чем будет наше занятие вам поможет загадка

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром!

Д: Это зима.

В: Правильно, молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о зиме.

Ребята, Что о какой тройке белых скакунов говорилось в загадке. (Ответы детей). А волшебная царица? Почему ее назвали белокожей и светлолицей?

Каким серебром она все покрыла?

В: В этой загадке зиму сравнили с такой волшебной царицей, а какими словами бы назвали зиму вы? Зима какая?

Дети: суровая, морозная, ветреная, лютая, студеная, холодная, длинная...

Пpo что еще можно сказать:

Холодное… (утро, солнце, небо, мороженое...)

Ледяные... (горки, реки, озера, сосульки, фигуры...)

Морозный… (день, вечер, узор...)

Снежная... (погода, зима, буря, королева, долина, горка…)

В: Ребята, посмотрите, во что превратились наши снежинки?

Дети: в буквы, только неправильные.

В: Помочь исправить и соединить эти буквы в слово нам поможет загадка.

Без рук, без карандаша, а узоры рисует (Мороз).

В: Кто может прочитать это слово?

Давайте разделим это слово на части (на слоги), на какой слог падает ударение?

Перед вами на столе лежит схема этого слова. Анализ слова «Мороз».

В: Ребята, пока мы работали со словом «Мороз» мне  даже холодно стало, давайте встанем и погреемся.  ( Дети встают, проводится игра)

Физминутка

Руки в кулачки сожмем

И немножко подождем.

 На ладошки мы подуем,

Все снежинки мы с них сдуем.

Каждый пальчик мы возьмем,

И немножечко потрем.

Каждый пальчик мы возьмем,

И немножечко потрем.

Мы ладошки растираем

И лицо обогреваем.

Растираем лобик тоже,

Теплым стать ему поможем.

Щечки надуваются.

Губки улыбаются.

 (Дети выполняют соответствующие движения)

В: Согрелись? И я согрелась. Присаживайтесь.

Ребята, зимой на улице холодно, мороз, как же звери переносят зимнюю стужу? Им помогает зимняя шубка.

А птицы? А что помогает деревьям переносить зимний мороз? Снег.

Слайд (Картина И. Шишкина «Зима»)

2 слайд – знак вопроса. Как бы вы назвали эту картину? (ответы детей).

3 слайд – глаза. С каких слов, предложения вы бы начали свой рассказ по картине? (Пришла в лес волшебница зима)

4 слайд – рука. Давайте посмотрим на экран и расскажем, что волшебница зима сделала с сучьями, стволами деревьев, и кустами. (Зима надела на сучья, стволы деревьев и кусты белые шали).

5 слайд – ухо. Что мы слышим в зимнем лесу? (В лесу стало тихо, наверно все уснули и никто не тревожит лесное царство).

6 слайд – снежинка. Какой снег в лесу, на что он похож? (Снег, словно перина: мягкий, пушистый, белый).

7 слайд – облака. Посмотрите, какое небо над лесом? (Небо над лесом белое, морозное).

8 слайд – нос. Вдохните зимнего воздуха, какой он в зимнем царстве? (Воздух в зимнем царстве морозный, свежий, холодный).

9-10 слайды – губы, картина. Чем мы можем закончить рассказ? Что бы вам хотелось сделать в этом лесу? Какое у вас настроение после увиденного? (Хорошо бы в таком зимнем лесу прокатиться вместе с мамой и папой на лыжах, санках, поиграть в снежки).

11 слайд – картина с сенсорно-графическими символами. Рассказывание рассказа полностью по символам.

Рассказ Зима в лесу.

Пришла в лес волшебница зима.

Зима надела на сучья, стволы деревьев и кусты, белые шали.

В лесу  стало тихо, наверно вся природа спит (уснула) и никто не тревожит лесное царство.

Снег, как перина; мягкий, пушистый.

Воздух в зимнем царстве морозный, свежий.

По небу плывут белые ватные облака, похожие на большой корабль.

В таком лесу хорошо поиграть в снежки…

В: Ребята, посмотрите, сколько снега в лесу? Как раньше люди говорили, когда выпадало много снега?

Много снега, много хлеба.

Какие еще пословицы, поговорки знаете о зиме, о снеге.

Шубка зимой не шутка.

В зимний холод всякий молод.

Мороз не велик да, стоять не велит.

Много снега – много хлеба.

Береги нос в большой мороз.

Солнце летом греет, зимой морозит.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю... (снег).

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые… (снежинки).

На поселки, на лужок

 Выпал беленький… (снежок.)

Вот веселье для ребят –

 Все сильнее... (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в… (снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился …(снеговик)

Рядом снежная фигурка

Эта девочка - ... (снегурка).

На снегу-то, посмотри. -

С красной грудкой… (снегири).

Вот и подошло к концу наше занятие.

- О каком времени года мы  говорили? Что учились делать?

Используемые материалы:

  1. Журнал «Ребенок в детском саду» -  2006 г,  № 3
  2. Газета «Дошкольное образование» - 2006г , № 24

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по речевому развитию: «Пришла весна, потекла вода» Образовательная область «Познание развитие». Старшая группа.

Конспект ООД по речевому развитию: «Пришла весна, потекла вода» Образовательная область «Познание развитие».Старшая группа....

НОД "ВОЛШЕБНИЦА - ЗИМА" ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

НОД "ВОЛШЕБНИЦА - ЗИМА" ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА...

Конспект по речевому развитию «Пришла зима»

Конспект по речевому развитию. Составление описательного рассказа "Пришла зима" с опорой на мнемотаблицы. Занятие было подготовлено и проведено для детей подготовительной группы....

Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" "Волшебница зима" (подготовительная группа)

Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" "Волшебница зима" (подготовительная группа)...

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе "В поисках Букваря"

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе "В поисках Букваря"...

Проект "Волшебница-зима" подготовительная к школе группа

Проект  "Волшебница-зима" в подготовительной к школе группе...