Конспект занятия по развитию речи
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Браткова Юлия Фёдоровна

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Развитие связной речи через памятники древней письменности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_otkrytoe_zanyatie.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

«Развитие речи через памятники древней письменности»

Цель: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей.

Задачи:

  •  Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослым и сверстниками.
  •  Продолжать развивать монологическую речь детей, речевое творчество, интерес к сочинительству.
  •  Развивать навыки диалогической речи, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на поставленные вопросы.
  • Способствовать составлению связных высказываний - рассуждений, используя сложноподчиненные предложения с союзами.
  •  Продолжать закреплять умение образовывать словосочетания из предложенных картинок.
  •  Продолжать развивать память, логическое мышление, фантазию, воображение.
  • Познакомить детей с рождением алфавита.
  • Сформировать представление о развитии письменности.
  • Учить передавать свои мысли через рисунок.
  • Развивать познавательный интерес.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа: Рассматривание изображений египетских, китайских, шумерских иероглифов, русской кириллицы; составление собственных иероглифов.

Оборудование и материалы: Презентация, ноутбук, картинки с иероглифами, магнитная доска, листы белой бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель:

-  Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

Улыбнёмся мы друзьям,

Улыбнёмся мы гостям.

На занятии не зевать,

На все вопросы отвечать.

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

- Ребята, очень скоро каждый из вас пойдёт в школу, но, чтобы хорошо учиться, вы прежде должны уметь правильно говорить, составлять интересные предложения. Это нужно для того, чтобы люди, с которыми вы будете общаться, вас хорошо понимали. Ведь с грамотным человеком приятно поговорить, не правда ли? Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи. Ещё с самых древних времён человек, научившись говорить, захотел сохранить свои мысли, и передать их другому человеку, так, ребята, зародилась и письменность, ведь правильная речь и письменность очень тесно переплетены между собой. И сегодня на нашем занятии я хочу показать вам эту связь: мы попробуем правильно говорить через памятники древней письменности. 

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, всегда ли люди умели писать?

Дети: - Нет, не всегда.

Воспитатель: - Давным-давно, в каменном веке люди не знали, что слова можно записывать. Они жили рядом и у них не было в этом надобности. Но проходило время, семей становилось всё больше, жить они стали дальше друг от друга и поэтому появилась необходимость делать сообщения друг другу: где можно охотиться, где живут враждебные племена. Вот тогда люди и начали посылать друг другу различные предметы, которые являлись своего рода знаками, на которых они узнавали о любых сообщениях.

- Ребята, а вы слышали такое выражение «Завязать узелок на память»?

Дети: - Слышали.

Воспитатель: - А вы знаете, что оно означает?

Дети: - Нет.

Воспитатель: - Тогда послушайте

- Это выражение к нам пришло с давних времен, когда люди не умели писать. Свои сообщения передавали на узелках. Узелки не передавали саму мысль, а только напоминали о ней. Люди рассматривали, где завязан узелок на веревке, в каком месте, какого цвета, большой или маленький. Так что «узелки на веревке» - это тоже своего рода способ передачи сообщений. Но этот способ тоже был неудобный, разбираться в узелках тоже было нелегко. И тогда люди стали передавать свои мысли при помощи рисунков.

- Давайте представим себе, что мы живём в далёком прошлом, не умеем не читать, не писать. И вот сейчас перед нами появится текст сказки, в котором некоторые слова заменены картинками, я буду читать, а вы попробуете заменить картинки словами.

(сказка «Шарик» см. презентацию)

Воспитатель: - Итак, ребята, как вы думаете, разбираться в рисунках было легко?

Дети: - Нет.

Воспитатель: - А почему?

Дети: - Потому что не все умели хорошо рисовать.

Воспитатель: - Правильно, поэтому сообщения были неточными.

- Итак, постепенно люди от рисунков перешли к другим значкам. Эти значки назывались иероглифы. Давайте вместе скажем ИЕРОГЛИФЫ.

- Давайте вместе рассмотрим таблицу.

(Слайд)

- Это иероглифы древних египтян, люди пользовались ими очень долго. Каждый значок мог обозначать слово, а то и предложение. Давайте придумаем свои иероглифы и попробуем с помощью них рассказать сказку.

На доске появляются заранее приготовленные схематичные

 картинки, при помощи которых дети составят свою сказку:

дом, девочка, ёлки, ёжик, река и т.д. Воспитатель приглашает

двоих детей выполнить задание.

Воспитатель: - А теперь давайте представим, что вам прислали такое письмо в картинках и вам нужно правильно сказать, что «Что из чего сделано?».

На экране появляются картинки, детям нужно из картинок

 составить словосочетание

- Лиса из пластилина - пластилиновая лиса.

- Шляпка из соломы – соломенная шляпа.

- Бумага и змея – бумажный змей.

- Сахар и вата – сахарная вата.

- Ложка и дерево – деревянная ложка.

- Мех и шапка – меховая шапка.

- Бумага и кораблик – бумажный кораблик.

- Ну что ж, ребята молодцы, справились с заданием. Но, ребята, почему же мы до сих пор не пишем картинками? Правильно, это было неудобно, ведь одна картинка могла иметь разный смысл, поэтому у разных народов начали появляться буквы, которыми они и стали записывать свои мысли. В нашей стране родоначальниками письменности считают двух братьев Кирилл и Мефодий. Они создали старинный славянский алфавит. Давайте рассмотрим его на слайде.

(Слайд)

- В этом алфавите каждая буква имела свое имя. И для того, чтобы написать любое слово, нужно было написать большое предложение. Вот посмотрите, слово «дети». Люди долго пользовались этим славянским алфавитом.

Воспитатель: - И вот, ребята, этот старинный славянский алфавит лег в основу современной азбуки. Только здесь уже буквы назывались просто без имени.

Воспитатель: - Давайте немного отдохнем. Сейчас представьте себе, что вы стали буквами из алфавита. Сделаем небольшую разминку.

Физкультминутка «Алфавит»

Скажем медленно звук А – азбуку учить пора (тянем звук, а)

Скажем Б – бежим вперед, будто кто-то нас зовет (бег по кругу)

Скажем В – мы быстро встали, руки высоко подняли (поднимаем руки вверх и тянемся)

Скажем Г – мы все нагнулись и коленок коснулись (нагибаемся и достаем руками до коленочек несколько раз)

Скажем Д – давай, давай, выше ноги поднимай (шаг на месте с высоким поднятием колен)

Е и Ё сестрички вместе: ходят, топают на месте (шаг на месте)

Ж – как жук мы поползем, жук ползет в свой новый дом (опускаем руки на пол и ходим как жуки)

З – комариком летим, как комарики звеним (бег с расставленными руками, как самолетики)

И с Й краткой – приседаем и коленки сгибаем (приседания)

К – коленкой достаем до локтей мы все согнем (перекрестные движения колено-локоть)

Л – летаем мы как птицы, прилетели подкрепиться (бег с поднятием и опусканием рук)

М – мотаем головой, вправо, влево пред собой (наклоны головы в разные стороны)

Н – носочки потяни, вот другие, вот одни (вытягивание носочков каждой ноги по очереди)

О – опустим руки ниже, потрясем их к полу ближе (наклон к полу, расслабленные движения рук)

П – пойдем пешком по кругу, улыбаемся друг-другу (спокойная ходьба по кругу)

Р – расту, расту, расту, тянем руки к потолку (поднятие рук вверх во время ходьбы)

С – присели и привстали, до носочков мы достали (приседание, наклон с опущенными к коленям руками)

Т – тихонько потянулись, вправо, влево оглянулись (наклоны тела в стороны)

У – умеем мы скакать, раз, два, три, четыре, пять (прыжки)

Ф – фигура закрутилась, раз, два, три, остановилась (повороты вокруг себя)

Х – хотим мы бросить мяч, сами пустимся мы вскачь (движения рук, как при кидании мяча)

Ц – как цапли шагаем, выше ноги поднимаем (шаг с прямыми ногами)

Ч – ползем мы червячком, на коленках ползком (шаг на коленях)

Ш – шагаем широко, нам шагается легко (широкий шаг)

Щ – щекотим мы друг друга (легкое щекотание соседа)

Э – берем за руку друга

Ю – кружимся как юла (повороты вокруг себя)

Я – я снова начала

Воспитатель: - Ребята, про нашу современную азбуку мы будем говорить на следующем занятии, а сейчас я предлагаю вам опять ненадолго вернуться в древние времена, когда люди писали иероглифами и попробовать самостоятельно написать предложение «Мама, я тебя люблю!».

Дети на листах бумаги схематично рисуют фразу

«Мама, я тебя люблю!»

Воспитатель: - Ну, что ж, ребята, вот и подошло к концу наше интересное занятие, теперь вы знаете, как могли древние люди, не умея писать, передавать свои мысли друг другу, сами попробовали нарисовать иероглифы и составить с их помощью сказки, но это только начало нашей работы, нам предстоит ещё многое узнать и я думаю, что эти знания помогут вам не только красиво говорить, но и правильно писать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...