«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Тукаева Олеся Владимировна

ТЕМА: «Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин»

 

2021-2022

учебный год

Подготовительная

возрастная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_tukaeva_o.v.docx46.14 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №32»

План по самообразованию

По теме:

«Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин»

Воспитатель:

Тукаева Олеся Владимировна

г.Оренбург

2021-2022 г.

«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»

Тукаева Олеся Владимировна

Ф.И.О. педагога

Воспитатель

должность

                  _

Общий стаж

Пед. стаж

Пед. стаж в данном МДОАУ

Категория

Дата последней аттестации

Дата предполагаемой аттестации

9 год

8 лет

6 мес.

Первая

Декабрь 2021

Декабрь 2026

ТЕМА: «Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин»

2021-2022

учебный год

Подготовительная

возрастная группа

Этап работы над темой: 2021-2022 год

Дата начала работы над темой: Сентябрь 2021 год

Предполагаемая дата окончания работы: Май 2022 год

Самообразование, как эффективная форма повышения профессионализма педагогов.

Понятие «самообразование» состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине.

В.А.Сухомлинский

Самообразование – целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию  имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений. (Педагогический словарь)

    Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности.

  Уровень профессионального мастерства педагогов во многом зависит от конкретных условий. Существуют разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов:

  • курсы повышения квалификации,
  • участие в методических объединениях,
  • учеба в Вузе,
  • конкурсы профессионального мастерства.

   Однако наиболее эффективной формой  является  система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса.

Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

          Тема самообразования: «Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин»

Цель: 

  • Повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. 


Задачи:

  • изучение методической литературы по теме: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»;
  • создать условий для работы с детьми в этом направлении;
  • внедрить и применять в работу методы, приёмы, средства, способствующие созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников. 

 Формы работы.

  • Презентация опыта «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок» на педсовете.
  • Открытый показ ООД по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи». 
  • Картотеки: «Картины для составления рассказов», «Серии сюжетных картинок для составления рассказов», «Играем, связную речь развиваем!»

 Актуальность темы: 

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, логопедам, психологам.

        Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

          Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но у меня особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных, как для детей, так и для педагога.

          Диагностика умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок показала, что большая часть детей старшей группы имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности. Дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден. 

          Присутствует  средний уровень. В рассказах дети допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; словарный запас достаточно широкий. Высокий уровень отсутствует. 

          По результатам диагностики считаю тему своего самообразования актуальной. 

Методы:

 Методы, которые были применены можно подразделить на теоретические и эмпирические.

Теоретические методы:

  • Изучение и анализ лингвистической, психологической и педагогической литературы по теме самообразования «Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин»;
  • Анализ и обобщение материала, полученного при проведении педагогического эксперимента.

Эмпирические методы:

  • Беседы с детьми,
  • Опытно – практическая работа.

База исследования: МДОАУ «Детский сад №32» г. Оренбурга.

Основным достижением в речевом развитии старших дошкольников обусловлены глубокими изменениями в сфере общения. На передней план выдвигается общение со сверстниками.

В старшем дошкольном возрасте трудно переоценить роль наглядности. В частности, рассказывание по серии сюжетных картин оказывает огромное влияние на формирование навыков монологической речи. В этом возрасте дети уже умеют правильно воспринимать содержание картины и создавать по ней связный рассказ.

В подготовительной группе используются все разновидности рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ по одной картине или серии сюжетных картин.

В этом возрасте очень важно учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать «додумывать» предыдущие или последующие события.

В подготовительной группе ведется работа по совершенствованию умения составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

В подготовительной группе  продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине. Выделение существенного наиболее ярко выступает в подборе названия картины, поэтому детям даются задания рода «Как назвал эту картину художник?», «Придумаем название», «Как можно назвать эту картину?».

 Наряду с выделением и характеристикой самого существенного нужно дети должны научиться замечать детали, передавать фон, пейзаж, состояние погоды и т. д.

 Необходимо научить  детей вводить в свои рассказы небольшие описания природы. Большое значение при этом имеет такой методический прием — анализ рассказа педагога. Детям задаются вопросы: «С чего я начала свой рассказ?», «Чем мой рассказ отличается от рассказа Алеши?», «Как я рассказала о времени года, изображенном на картине?»

Постепенно старшие дошкольники должны научиться дополнять свои рассказы но картине описанием изображенного пейзажа, состояния погоды и т. д.

Этапы работы:

Работа по развитию связной речи  у дошкольников в процессе рассказывания по серии сюжетных картин будет проводиться мною в несколько этапов.

На первом - подготовительном этапе будут решаться следующие задачи:

  • обогащать жизненный опыт детей; учить видеть и называть характерные признаки, качества и действия предметов;
  • дать детям представления о последовательности действий персонажей в литературном произведении, персонажей, изображенных на картинке, в игровых ситуациях;
  • учить детей располагать картинки в определенной логической последовательности, в соответствии с развитием сюжета.

В ознакомлении дошкольников со структурой связного высказывания особое место отводится заданиям на пересказ знакомых сказок по иллюстрациям, просматриванию и игровым упражнениям с серией специально созданных картинок с последовательно развивающимися действиями «С утра до вечера».

В результате обучения на первом этапе дети должны проявить большую самостоятельность в последовательном расположении картинок, переносить детские игры и игровые ситуации в самостоятельную деятельность.

На втором этапе будет проведено несколько занятий. Они решат следующие задачи:

  • формировать самостоятельность высказываний, их структурную оформленность;
  • закреплять умения соединять предложения в тексте, используя разнообразные способы связи.

На первых трех занятиях я продолжу знакомить дошкольников со структурой связного повествовательного высказывания. Обращу внимание на разное начало и завершение рассказов, их основную часть. В течение последующих занятий мы закрепим умение строить повествовательное высказывание, соединять отдельные части между собой. С этой целью буду использовать наборы игрушек, из которых дети сами создавали игровые ситуации и тем самым учились развивать сюжетную линию рассказов. Предложу задание продолжить рассказ, начатый взрослым.

На протяжении всего обучения на данном этапе буду использовать логико-синтаксические схемы высказывания, которые помогут освоить детям разные способы внутритекстовых связей. Продолжим работу над всеми сторонами речи, будем учиться подбирать антонимы, синонимы для характеристики объектов, персонажей, действий.

На третьем этапе буду закреплять у детей умение строить связное повествовательное высказывание.

На занятиях дети будут придумывать сюжет и изображать его при помощи игрушек; составлять рассказы по собственным рисункам.

В свободной деятельности полученные умения используем в играх по серии знакомых сюжетных картин.

Реализация всего намеченного содержания с использованием разнообразных методов и приемов обучения положительно повлияет на уровень самостоятельности и связности высказываний детей, обогатит представления детей о структуре связного высказывания, способах соединения отдельных его частей в единое целое.

Работа с родителями:    

  1. Заочное консультирование: общие рекомендации по развитию речи,
  2. Подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях.
  3. Активная беседа на тему: «Дневник наблюдения за рассказами детей по картинам, сериям сюжетных картин, творческими рассказами детей дома для преодоления трудностей речевого развития».
  4. Знакомство родителей с «Игротекой в кругу семьи» для обогащения и развития речи ребенка.

Работа с педагогами:                                                                                                                                                                                                            

  1. Показ презентации «Серии сюжетных картинок  для составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста»,
  2. Презентация  картотеки речевых игр «Играем, связную речь развиваем!»,
  3. Педагогическая гостиная «Игры по развитию речи своими руками»,
  4. Презентация отчёта по самообразованию на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок».

Теоретико-практические основы опыта.

        Моделируя и отлаживая технологию работы по развитию связной речи детей по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок на основе авторских конспектов занятий, я опиралась на следующие достижения педагогической науки и педагогического опыта:

  • Сохин "Развитие речи детей дошкольного возраста";
  • Е. И.Тихеева "Развитие речи детей";
  • О.Ушакова "Развитие речи детей";
  • Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит»
  • Т.А. Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи дошкольников»
  • А.Е. Бражник «Осознанная речевая активность детей 6 – 7 лет. Технология развития».
  • Т.А. Сидорчук, А.Б. Кузнецова. «Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине».

План работы на год.

месяцы

Педагогическая работа. Задачи

Работа с детьми

Работа с родителями

сентябрь

- Постановка проблемы.

- Определение цели и задач над темой.

- Подбор и изучение литературы  по теме: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок».

- Составление перспективного плана направленности действий и содержание работы по данной теме. 

Мониторинг  уровня  развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Установление доброжелательных, сотруднических отношений (беседа).

Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста».

октябрь

Создание картотеки «Картины для составления рассказов»:

- «Мы дежурим»,

- «Корова с телятами. Бык»,

Составление с детьми рассказов по картине «Мы дежурим».

Задачи:

- формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием, составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план;

-  упражнять в подборе слов, близких по значению и слов обозначающих действия предметов.

Составление рассказов по картине «Корова с телятами. Бык»:

- внимательно рассматривать картину; 

- рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя);

- составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план;

- подбирать слова, близкие по значению и слова, обозначающие действия предметов.  

Родительское собрание онлайн на тему «Развитие связной речи дошкольника через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок».

Папка-передвижка «Идём тропинкой красивой речи»

Памятка «В игры играем - речь развиваем» 

ноябрь

Создание картотеки «Серии сюжетных картинок для составления рассказов»:

- «Медведица с медвежатами»,

- «Как мы играем»,

Составление с детьми рассказов по картине «Медведица с медвежатами», «Как мы играем».

Задачи:

-  формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием,

 - составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого плана;

- упражнять в подборе слов, близких по значению; в отгадывании описательных загадок на заданную тему;

- воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его,

- развивать внимание, память.

Составление рассказов по картине «Медведица с медвежатами», «Как мы играем»:

- внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя);

- рассуждать над её содержанием;

- составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана; 

- внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его;

- оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор. 

Стендовая консультация «Давайте научим ребёнка, внимательно рассматривать картину»

«Мастер-класс «Играя, развиваем речь детей»

декабрь

Создание презентации «Картины для составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста»

Составление с детьми рассказов по сюжетным картинкам  - «Наряжаем елку».

Задачи:

- формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу);

- упражнять в подборе прилагательных к существительному и в подборе слов, обозначающих действие;

-  развивать память, внимание.

Составление рассказов по сюжетной картинке «Наряжаем елку»:

- составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу);

-  подбирать прилагательные к существительному, слова обозначающие действие;

- выделять «зимние» слова.

- Игра «Послушай и запомни;

- Игра «Отгадай задуманное слово».

Картотека практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях.

январь

Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Петя и волк».

Задачи:

- формировать умение составлять рассказ по сюжетным картинкам, выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; 

- составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений.

-  упражнять в подборе слов близких по значению;

- воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарищей, следить за повествованием, во время вступать для продолжения рассказа; - Развивать внимание память.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Петя и волк»:

- составлять рассказ по сюжетным картинкам, выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; 

- составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений;

- подбирать слова близкие по значению;

- внимательно слушать рассказ товарищей, следить за повествованием, во время вступать для продолжения рассказа. 

Круглый стол на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

февраль

Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Удачная рыбалка».

Задачи:

-  продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинки, выделять главную мысль (с помощью вопросов воспитателя); 

- формировать умение выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; 

- формировать умение составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений;

-  воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Удачная рыбалка»:

- внимательно рассматривать картинки, выделять главную мысль (с помощью вопросов воспитателя);

- выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; 

- составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений;

- слушать друг друга, не перебивая.

- Упражнение «Соедини по точкам»;

-  Игра «Предложения в шкатулке».

Мастер – класс «Приёмы обучения детей рассказыванию».

Памятка «Играем вместе с ребёнком»

(речевые игры).

март

Составление с детьми рассказов по картине «В огороде».

Задачи:

- Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием;

- формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст; 

- упражнять в подборе слов, близких по значению и в образовании окончаний прилагательных; 

-  воспитывать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей.

Составление рассказов по картине «В огороде»:

-  внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя);

- рассуждать над её содержанием;

-  составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст;

- подбирать слова, близкие по значению; 

-  слушать друг друга, дополнять ответы товарищей.

- Игра «Умное эхо».

Гостиная «Заботливые родители – хорошие успехи».

Памятка «И снова поиграем!».

апрель

Составление с детьми рассказа по сюжетной картине «Попугай Петруша».

Задачи:

-  продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её;

- формировать умение составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений;

- побуждать детей к придумыванию окончания рассказа; 

- упражнять в подборе слов на заданную тему; - воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания; 

-  договариваться и приходить к общему мнению.

Составление рассказа по сюжетной картине «Попугай Петруша»:

-  отгадывать загадки, аргументируя свой ответ;

- внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль и озвучивать её; 

-  составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений; 

- придумывать окончание рассказа;

- подбирать слова на заданную тему;

- выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания; договариваться и приходить к общему мнению.

- Отгадывание загадок;

- Игра «Доскажи словечко».

Стендовая консультация «Красивая речь – залог успеха»

май

Составление с детьми рассказов по (выбранной индивидуально ребёнком из картотеки) картине. 

Задачи:

-  продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием;

- формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. 

-  воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений.

Подготовка отчёта по самообразованию на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок».

Составление рассказов по (выбранной индивидуально ребёнком из картотеки) картине:

-  внимательно рассматривать картину;

- рассуждать над её содержанием; 

-  составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план; 

- слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений.

- Игра «Опиши предмет».

Открытый показ ООД по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи»

Долгосрочные целевые ориентиры

         

  1. Повышение своего профессионального уровня по вопросу развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок.
  2. Создание картотек: «Картины для составления рассказов», «Серии сюжетных картинок для составления рассказов», «Играем, связную речь развиваем!» (речевые игры).
  3. Устойчивый интерес детей к составлению рассказов по картине и серии картинок.
  4. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по

развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок.

Методическая литература.

  1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду/А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. 
  2. Гербова В. «Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок», N 8, 1998 г.;
  3. Гербова В. «Занятия по развитию речи», N 12, 1999 г.;
  4. Гризик Т. «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи», N 6, 2000 
  5. Методические советы к программе «Детство»;
  6. Статьи журнала «Дошкольное воспитание»;
  7. Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста»;
  8. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей»;
  9. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников/ Е. И. Удальцова. – Минск, 1976. 
  10. Ушакова О. «Развитие речи детей»;
  11. Ушакова О., Щадрина Л. «Развивайте речь дошкольника», N 2, 1997 г.;
  12. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников.
  13. Ушакова О. С., Струнина Е. М.- М.: ТЦ «Сфера», 2007. 
  14. Ушакова О. С.Программа развития речи детей дошкольного возрастав детском саду/  О. С.Ушакова. — М.: ТЦ «Сфера»,2004. 

 

Игротека в кругу семьи.

        Мною родителям предлагаются игры, которые помогут ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь ребёнка богаче и разнообразнее.

        Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.

        Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности.

Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

"Только весёлые слова".

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.

Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

"Автобиография".

Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю и становится темно не только в душе...". (Лампочка).

Или: "Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался..." (Пятачок).

"Волшебная цепочка".

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться?

Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.

"Слова мячики".

Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

"Антонимы в сказках и фильмах".

Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истинное название - антоним, а Ребёнок должен будет угадать истинное название Сказки.

Примеры заданий:

"Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");

"Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");

"Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");

"Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");

"Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");

"Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");

"Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино");

"Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине");

"Деревянный замочек" - ("Золотой ключик");

"Если вдруг..."

        Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, Если вдруг на Земле исчезнут:

Все пуговицы;

Все ножницы;

Все спички;

Все учебники или книги и т. д.

Что произойдёт?

Чем это можно заменить?

Ребёнок может ответить:

"Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д."

Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:

Живая вода;

Цветик-семицветик;

Сапоги-скороходы;

Ковёр-самолёт и т. д.

"Подбери слово".

        Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).

        "Кто что умеет делать".

Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прагать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).

        "Антонимы для загадок".

Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем Взрослый загадывает Ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема         "Животные".

Обитает в воде (значит, на суше);

Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);

Хвост очень длинный (значит, короткий);

Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);

Очень любит солёное (значит, сладкое).

Кто это?

        "Весёлые рифмы".

Играющие должны подбирать к словам рифмы.

Свечка - .... печка;

Трубы - ... губы;

Ракетка - пипетка;

Слон - ...поклон;

Сапоги - ...пироги и т. д.

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию педагога «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ С СЕМЬЕЙ»

 Очень важна роль семьи в воспитании ребенка, особенно для ребенка с особыми потребностями в обучении. Наличие у родителей опыта систематических самостоятельных занятий является одним из важных услови...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов «Как оформить план по самообразованию педагога»

Консультация для педагогов«Как оформить план по самообразованию педагога»            В начале учебного года каждый педагог разра...

Консультация для педагогов «План по самообразованию педагога»

Работа педагога по теме самообразования – это самостоятельная (индивидуальная) деятельность педагогического работника по преодолению профессиональных затруднений в организации профессиональной д...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА на 2019 - 2022 уч.г. на тему «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога ДОУ»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАна 2019 - 2022 уч.г.на тему«Здоровьесберегающие  технологии в  работе педагога – психолога ДОУ»...

Консультация для педагогов "Как оформить план по самообразованию педагога"

Консультация для педагогов«Как оформить план по самообразованию педагога»В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный ...