« Кот, петух и лиса» с применением карт Проппа».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пестова Ирина Валерьевна

Пересказывание сказки с опорой на карты Проппа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2konspekta_po_proppa.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи

для детей старшего возраста

на тему: «Пересказ сказки « Кот, петух и лиса»  с применением карт Проппа».

 Цель: учить пересказывать сказку с опорой на карты Проппа.

 Задачи.  

 Образовательные: 

1.  Закрепить знания о строении сказок, их характерных особенностях.      

2.  Закрепить названия и назначение некоторых карт Проппа.

3. Связная речь: учить связанно, последовательно и выразительно пересказывать сказку без пропусков и повторений с опорой на карты Проппа, используя слова и речевые обороты из текста.

4. Словарь и грамматика: систематизировать знания о способах словообразования.

 Развивающие.

1. Развивать у детей коммуникативные способности, умение высказать свою точку зрения. 2.Развивать память, внимание, мышление. 3. Развивать творчество и фантазию детей.

Воспитательные.

1.  Воспитывать любовь к сказкам.

2. Воспитывать человечность: способность переживать судьбу сказочных героев, как свою.

3. Способствовать через сказку развитию общения со сверстниками, воспитывать умение дружно, согласованно работать в команде.

Предварительная работа с детьми.

Чтение детям русских народных и авторских сказок, рассматривание иллюстраций к ним, знакомство с картами Проппа, подготовительные игры «Чудеса в решете», Волшебные слова», «Что в дороге пригодится?», «Узнай героя», «Что общего», « «Решение сказочных задач», «Бюро находок», «Сказочный словарь»; фантазийные рисунки детей.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки Проппа, мольберт,  сундучок, перо жар-птицы, ковер.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Так вот сегодня я предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие. Вы согласны?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Тогда, давайте подойдем к книжной полке и выберем сказку для нашего путешествия (подходят, а полка пуста...).  Ребята, посмотрите, на полке нет книг, но здесь лежит письмо.  Интересно, от кого оно? Давайте его прочтем.

Содержание письма: «…Я верну вам книги, если во время сказочного путешествия вы будете внимательны, будете помогать друг другу и преодолеете в пути все трудности.  Королева сказок»

Ребята, это письмо от «Королевы сказок». Нелегко нам будет в пути, возможно, нам предстоит преодолеть какие-то препятствия, ответить на сложные вопросы.

Воспитатель: Может быть не будем возвращать сказки? Без них обойдемся?

Дети: Нет, будем. (Объясняют почему хотят вернуть сказки)

Воспитатель: Тогда удачного путешествия!( идут по группе, и воспитатель обращает внимание на сундучок) А вот и волшебный сундучок, я думаю,  в нем спрятаны задания. Давайте его откроем и прочитаем задания. Усаживайтесь поудобнее и внимательно слушайте. (Садятся за столы, открывают, смотрят, читают вопросы, отвечают).

1. У всех сказок есть начало, середина и конец. А как обычно начинаются сказки, с каких слов?

2.  А какими словами заканчиваются сказки?

3. А что ждет героев в середине сказки? (Дети: трудности, приключения, погоня, испытания).

4. Ребята, как вы думаете, кто или что указывает дорогу в сказочном путешествии?

 Ответы детей:  Колечко∙  Клубок∙  Перышко∙

5. Назовите помощников, которые нужны, чтобы задержать погоню? Ответы детей:  Гребешок – лес∙  Полотенце – речка∙  Щетка, зуб – горы∙  Другие средства: ∙куколка, топор (обухом вверх или вниз)∙

6. Каких животных чаще всего можно встретить в сказках?

Давайте на этих животных посмотрим? (медведь, лиса, заяц, волк.)

 Какой медведь в сказках?Какая бывает лиса?

7. Героем каких сказок является заяц?8.Ав каких сказках встречается петушок?

Воспитатель: Молодцы ребята, на вопросы ответили. Пора отправляться в сказку. Но нам необходим волшебный предмет, который поможет нам попасть в сказку. (звук «Волшебство») Ребята, посмотрите что это? (достает из сундучка перышко)

Дети: Мы перышко нашли!!!

Воспитатель: Какое яркое и красивое! Кто же его мог обронить? (Дети: Жар-птица) Вот оно нам и поможет попасть в сказку.

Воспитатель: Ребята, а какие волшебные средства передвижения вы знаете? Ответы детей: ковер-самолет, летучий корабль, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, серый-волк, ступа и т.д.

Воспитатель: Молодцы, как много вы знаете. Смотрите ребята, волшебное перышко привело нас к ковру самолету, он и перенесет нас в сказку. Становимся на ковер и полетели.

Физкультминутка.

Воспитатель: Вот мы и попали в сказку.

Заставка сказки «Кот, лиса и петух».

Воспитатель: Дети, а в какую сказку мы попали? Мы попали в сказку «Кот, лиса и петух».  А хотите узнать, о чем эта сказка?! (Просмотр презентации.  Слушание сказки).

Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? А вы хотели бы ее рассказать дома (родителям, братьям, сестрам, друзьям)? В этом нам помогут волшебные карточки , с ними мы уже знакомы. Алеша, что означает эта карточка? И т.д. Дети называют карточки, воспитатель выставляет их на доске. Воспитатель: А теперь давайте начнем пересказ.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, вы справились с пересказом сказки? Что было трудным для вас во время пересказа?  Что было самым интересным? Где бы вы еще хотели побывать?

Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад. Взмахивает перышком (звук «волшебство»).  Ребята, вот мы снова оказались в детском саду. Понравилось вам путешествие? Кого мы спасали? А кто нам в этом помогал? ( волшебные карты) (стук в дверь).

Воспитатель выносит из-за двери связку книг и письмо. Читают послание о возвращении книг: «Ребята,  вы молодцы! Вы справились с заданием! Ваша отзывчивость, желание помочь, а также дружная работа в команде помогла вам сегодня! Я возвращаю вам сказки.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта (конспект) тематического занятия по картам Проппа

laquo;Речь – удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы пользоваться им»Г. Гегель...

Пересказ русской народной сказки "Кот, петух и лиса", с помощью карт Проппа для детей старшего дошкольного возраста.

Этот конспект НОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Цель: формировать умение пересказывать сказку с использованием инновационной технологии « Карты Проппа»...

Конспект НОД «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с применением карт Проппа»

Закрепление знаний о строении сказок, их характерных особенностях. Закрепление названия и назначения некоторых карт Проппа....

Карты Проппа (изображение карт)

Что такое карты Проппа? Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.П...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...