Культура речи педагога
консультация по развитию речи

Копычева Елена Васильевна

Практический материал для проведения семинаров-практикумов для педагогов по культуре речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechi_pedagoga.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Давайте рассмотрим основные ошибки, которые чаще всего допускают люди:

  1. Ударение

Нарушения в произношении слов, связанные с постановкой ударения, и причины этого явления объясняются его особенностями. В русском языке ударение разноместное, то есть свободное. Это значит, что оно не закреплено за каким-то определенным слогом или за какой-то определенной частью слова, например, за основой или окончанием. Оно может падать на любой слог слова: во́лос, воло́сик, волоса́тый, волосяно́й. Оно также подвижное. Это значит, что при образовании разных грамматических форм слова ударение часто перемещается с одного слога на другой. Например, слово кни́га во всех падежных формах единственного и множественного числа сохраняет ударение на основе: кни́ги, кни́ге, кни́гу, кни́гой, кни́гам, кни́гами, о кни́гах. Однако при склонении слова нога́ ударение падает и на окончание: нога́, ноги́, ноге́, но́гу, ного́й, о ноге́; но́ги, нога́м, нога́ми, о нога́х. Поэтому говорящему необходимо точно знать место ударения в слове.

Почему происходит нарушение ударения? Причина проста: так как в русском языке нет единых правил постановки ударения, а в устной речи существует большое количество колебаний. Еще одной из причин, вызывающих колебания в ударении, надо считать наличие в нашем языке большого количества иностранных (заимствованных слов). Читая газеты и книги, где ударение обычно не обозначается, некоторые люди запоминают иностранное слово с ударением, свойственным подобным словам в русском языке. В результате чего они говорят жа̀люзи вместо жалюзѝ. Конечно, если в языке ничего не меняется, значит, язык этот мертв. В живом языке постоянно рождаются новые варианты и умирают старые; бывает так: то, что вчера было недопустимо, сегодня становится возможным, а завтра - единственно верным. Раздел языкознания, изучающий особенности и функции ударения, называется акцентологией (от лат.accentus – ударение и греч. logos – слово, учение). 

1 задание: расставьте ударение в предложенных на листочках словах.

А теперь проверим себя по слайду (обсуждение ошибок).

  1. Орфоэпические нормы: 

ЧН

Сочетание чн, как правило, произносится в соответствии с написанием, т. е. [чн]: то[чн]ый, про[чн]ый, поро[чн]ый, Мле[чн]ый путь и т. д.

Однако в некоторых словах чн произносится как [шн]. Вот самые частотные слова, где произносится [шн]: конечно – коне[шн]о, скучно – ску[шн]о, нарочно – наро[шн]о, яичница – яи[шн]ица, пустячный – пустя[шн]ый, скворечник – скворе[шн]ик. Произношение этих слов нужно запомнить. Кроме того, [шн] на месте чн произносится в женских отчествах на -ична: Никити[шн]а, Ильини[шн]а. В некоторых словах возможны варианты: булочная – було[чн]ая и було[шн]ая, прачечная – праче[чн]ая и праче[шн]ая.

Необходимо отметить, что в русском языке наблюдается тенденция к замене произношения [шн] произношением [чн]. Число слов, где чн произносится как [шн], неуклонно сокращается. Раньше говорили кори[шн]евый (сейчас такое произношение уже не допускается), моло[шн]ый, гре[шн]евая (каша), сливо[шн]ый (сейчас такое произношение признается устаревшим, но пока еще допустимым). В новых словах на месте чн произносится только [чн].

 Е или Э

Еще одна из главных трудностей русского произношения — это выбор между [э] и [е] в заимствованных словах. Проще всего решить, что «правильного ответа не существует». Или что надо произносить так, как нам кажется благозвучнее. Да и вообще, какая разница, бутЕрброд или бутЭрброд? СвитЕр или свитЭр? Главное, чтобы бутерброд был вкусным, а свитер тёплым. Но правильный ответ есть, и он зафиксирован в словаре.  Давайте посмотрим на слайд, и разберем наиболее часто встречающиеся слова.

Неоправданный пропуск или вставка гласных (или согласных) звуков или их замена

Какие ошибки часто допускают в представленных словах на слайде?

  1. Словообразовательные нормы: согласование существительных с числительными, с прилагательными.

Согласование существительных с числительными (или образование Р.п. мн.ч.) следует просто запомнить!

Все знают, что имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже. Но часто род существительных определяют неправильно. Работа со слайдом.

Правила склонения числительных.

У числительных от пятидесяти до восьмидесяти, от пятисот до девятисот, двести, триста, четыреста склоняются обе части. Перечислим их в таблице (на слайде). У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово. 

Задание: Склонение числительного 200573, 2325.

  1. Лексические ошибки:
  • Это ваша (роспись или подпись) на справке?

(Подпись - на документе, роспись - на стенах храма).

  • Я (надеваю, одеваю) шапку.
  • Я (надела, одела) пальто на Свету.

(У глаголов "надеть" и "одеть" разный объект. Глагол "надеть" применяется к одежде, а "одеть" – к человеку. Мы надеваем что-то, мы одеваем кого-то.)

  • (Ложи, клади) свои вещи в кабинку. (Положить - глагол совершенного вида, отвечает на вопрос "что сделать?" Нужно запомнить, что этот глагол не употребляется без приставок или возвратного суффикса -ся. Примеры: положить, выложить, ложиться)
  • Он полный невежа в вопросах искусства. (Невежа — невоспитанный, некультурный человек. Невежда — необразованный или имеющий поверхностные знания человек).
  • Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу. (Избыточность).
  • Оплатите за проезд. (оплатить что? (проезд, телефонные переговоры) - заплатить  за что? (за проезд, за телефонные переговоры); 
  • Что вы будете кушать? (есть)
  • Сколько лап  у курицы? (ног)
  • Сядь на стул, ляг на кровать. (Предпочтительнее: садись, ложись)
  • Возьми мяч обоими руками. ( имя числительное ОБА (ОБОИХ, ОБОИМ, ОБОИМИ) употребляется только с именами существительными мужского и среднего рода: оба брата, в обоих креслах; имя числительное ОБЕ (ОБЕИХ, ОБЕИМ, ОБЕИМИ) употребляется только с именами существительными женского рода: обе сестры, к обеим сёстрам.)

Заключение.

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи, придерживаться литературных норм произношения, и при наличии недочётов в ней стремиться к их устранению.

Перед воспитателем стоит серьёзная задача: язык воспитателя должен быть для ребят эталоном. Именно поэтому к речи педагога ДОУ сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Конечно, НЕВОЗМОЖНО    запомнить правильное произнесение всех слов русского языка, но ВОЗМОЖНО  не допускать грубых ошибок!

Не нарушать нормы в заранее подготовленных выступлениях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультирование для педагогов "Культура речи педагога".

Развитие грамотной речи и повышение её культуры в педагогическом коллективе....

Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"

Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"...

Рекомендации для педагогов "Культура речи педагога"

В данных рекомендациях определены требования, предъявляемые к речи педагога, предложены основные "правила" слушания собеседника, а так же советы психологов Р.С. Немова, А.И. Новикова по овла...

консультация для педагогов "Культура речи педагога"

          Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в пов...