Конспект НОД по сказке "Репка" для детей младшей группы с ТНР
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Васина Светлана Алексеевна

Конспект  НОД по сказке "Репка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по сказке «Репка»

Составила воспитатель С.А. Васина, младшая речевая группа

Цели: Обогащать глагольный словарь на основе упражнений в соотнесении действия с персонажем; формировать семантическую сторону речи; развивать мыслительные процессы на основе упражнений в исключении, обобщении и сериации предметов; развивать ритмическую сторону речи на основе упражнений координации речи и движений (хлопков); развивать зрительную память на основе упражнений в запоминании образа слова. Формировать грамматический строй речи через практическое употребление предлога у в значении у кого.

Оборудование: фигурки персонажей сказки «Репка» из настольного кукольного театра, курочка Ряба, карточки для чтения со словами: «дед», «баба», картинки: репка, морковка, свёкла. Круги разного размера для игры «Мал мала меньше», шапка «репка».

Ход:

  1. «Кто пришёл из другой сказки»

Воспитатель предлагает внимательно посмотреть на фигурки выставленных персонажей сказки «Репка», среди фигурок курочка Ряба.

- Какая сказка пришла в гости? (Репка) Кто пришёл из другой сказки? (Курочка) Из какой сказки она пришла? (из сказки Курочка Ряба) Кого позовём на место курочки? (бабу)

«Баба, иди репку тянуть!»

  1. «Потерялись слова».

Воспитатель показывает детям две карточки со словами «баба», «дед».

- Что здесь написано? (дед, баба).

- Где баба? Где дед? Кому дадим слово «баба» Иди дай. Скажи: «На, баба!» Кому дадим слово «дед»? Иди дай. «На, дед!» «Ребёнок подставляет карточку со словом «дед» к персонажу сказки. «Баба» - карточка подставляется к персонажу «баба».  

- Давайте споём песенку со словами «баба, дед». Дети стоят у стульчиков. Воспитатель раздаёт жёлтые шарики, которые они ритмично под музыку перекладывают из одной руки в другую, пропевая слова: баба, баба, баба, дед под музыку песни «Я пеку, пеку, пеку…»   (Обращаем внимание на то, чтобы ребёнок координировал и соотносил действия с речью, таким образом мы развиваем ритмическую сторону речи)

(слог накладывался на ритм).

3. Дети сидят на стульчиках.

Посмотрите на всех персонажей сказки.

«Кто из них мяукает? Как? (мяу) Правильно, кошка мяукает! Аналогично прорабатываются слова-действия «лает», «пищит».

Игра «Да – нет»

«Кошка лает? Собака мяукает? Мышка пищит?»

Что все вместе делали с репкой? (тянули)

Что тянули? (репку)

А кто репку посадил? (дед)

Что ещё можно посадить в огороде на грядке? Обобщение: Что это? Назовите одним словом (овощи). Где растут овощи? (в огороде, на грядке)

А что это у репки внизу? (пространственные предлоги) (хвостик) а у кого ещё есть хвост? (У мышки, у кошки, у собачки)

  1. Физ.минутка 

Поиграем в репку «Репка, репонька» (ритм с выраженным ударением. На логоритмике мы прохлапываем ритм та-та-ти-ти)

Какая сначала была репка? (напряжение) А потом?  Она росла, росла и выросла большая-пребольшая. (расслабление)

  1. «Кто за кем»

Посмотрите на персонажей сказки и расскажите, кто идёт впереди всех?

Кто идёт за дедом?

Кто идёт за бабкой?

Кто идёт за внучкой?

Кто идёт за Жучкой?

Кто идёт за кошкой?

Кто идёт последним?

  1. Развитие зрительного внимания

Внимательно посмотрите на фигурки персонажей сказки. А теперь отвернитесь (воспитатель убирает одну фигурку). Попросите детей повернуться и внимательно посмотреть на фигурки: «Кто спрятался?»

  1. Сериация. Игра «Мал мала меньше»

Дети сидят за столами. Перед детьми на подносах находятся жёлтые круги разные по величине. «Сначала репка была по величине какая?» (маленькая) «Расположите репки в ряд – от самой маленькой до самой большой»

Покажите репку про которую скажем «репонька»? а про какую – «репа?» правильно, самая маленькая – «репонька». Самая большая – «Репа».

Выберите ту, которую тащил дед». «Вспомните, кто помогал деду тянуть репку?»

6 . Вывод: только вместе, дружно смогли вытянуть репку.

   

Дополнительный материал:

1. В занятии можно использовать упражнения на развитие зрительно-конструктивной деятельности, такие как «Выложи репку», «Собери мышку», где дети выкладывают изображение мышки и репки из палочек методом наложения на готовый образец. В изображении мышки не хватает глаза и уха. Воспитатель предлагает детям пуговицы, значительно отличающиеся друг от друга размером, дети должны сообразить, какая пуговица подойдёт для уха, какая для глаза мышки.

2. Пальчиковая гимнастика «Разыгрались мыши»

Сказка «Репка» интегрируется в разные виды совместной деятельности.

В образовательной области «Познание» формируем сенсорные эталоны: форма, цвет, величина. Какой формы репка, найди в группе предметы  такой же формы.

Что бывает жёлтым и круглым?

На математике дети считают героев, сравнивают кого больше репок или героев. Кто выше бабка или внучка и т. д.

В образовательной области «Коммуникация» отрабатываем упражнения на формирование грамматического  строя речи.

У каких овощей сверху листики растут? Какие овощи можно выдёргивать как репку?

В группе есть различные репки: резиновая, вязанная, шапка-репка, из настольного театра. Попутешествуйте с детьми и найдите репки. Тем самым мы развиваем контрастность восприятия, умение узнавать предмет в разном его проявлении.

В образовательной области «Художественное творчество»

На рисовании представляем ряд героев, среди них отсутствует кошка. «Кто убежал из сказки». За кем стояла кошка? А кто был за кошкой?  (практическое использование предлога  за). Смогут вытянуть репку без кошки. Вернём кошку. Дети рисуют пальчиками.

Таким образом, поставленные задачи с использованием сказочных сюжетов позволяет специалистам группы успешно преодолевать ОНР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей младшей группы «Праздник воздушных шариков» сценарий развлечения в 1 младшей группе.

Развлечение для детей младшей группы «Праздник воздушных шариков»сценарий развлечения в 1  младшей группе. Цель: создать радостное, веселое настроение.Задачи: воспитывать активность, любозна...

Открытое занятие в младшей группе. Образовательная область «Речевое развитие». Организованная образовательная деятельность – Развитие речи. Тема: «Петушок в гостях у детей младшей группы»

Цели: Способствовать развитию речи как средства общения, развивать у детей все функции тесно связанные с речью: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение...

Занятие по экспериментированию «Зайка в гостях у детей младшей группы». Первая младшая группа. Воспитатель Лобыкина Е.В.

развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с камнями и ватой....

Итоговое родительское собрание во второй младшей группе. «Успехи детей младшей группы».

Младший возраст – важней период в развитии вашего ребенка, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отно...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей младшей группы по лепке (рельефной) «Бусы для мамы» II младшая группа

1.Воспитывать умение слушать стихотворение, умение сопереживать, воспитывать заботливое отношение к маме.2. Учить детей составлять целое из частей.3. Воспитывать интерес к лепке, учить налеплять на ос...