КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ по речевому развитию НА ТЕМУ: «В гости к сказке» с использованием ТРИЗ-технологии «Круги Луллия»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Галина Александровна Демина

Круги Луллия развивают фантазию детей, обучают мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Они представляются дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги, тем самым мотивируя детей к выполнению заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_no12_demina_krugi_lulliya_skazki.docx50.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №12»

г. Сорочинска

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

НА ТЕМУ:

«В гости к сказке»                                                        

с использованием ТРИЗ-технологии  «Круги Луллия»

Образовательная область: «Речевое развитие»

                                                       

  Составила: Демина Г. А.

 первой квалификационной категории

 воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12»  

г. Сорочинска.

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка…………………………………………….

3

II.

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:…………………………….

5

1)

организационно-методическая информация…………………….

5

2)

примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей……………………...

7

3)

дальнейшая разработка темы……………………………………..

9

III.

Приложение………………………………………………………...

11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема развития связной речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра.

Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому педагог должен искать интересные детям и в тоже время несложные способы развития ребенка.

Одним из занимательных методов обучения является игровое пособие «Круги Луллия»

«Кольца Луллия» - это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи. Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффективным механизмом развития связной речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи.

Данное пособие рекомендовано для работы с дошкольниками 3-7 лет. Оно многофункционально и формирует навыки взаимодействия и самостоятельности.

Круги Луллия развивают фантазию детей, обучают мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Они представляются дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги, тем самым мотивируя детей к выполнению заданий.

Используются круги Луллия 2-х типов:

1-ый типкруги закрыты специальной планкой, в центре вырезан ромб, который фокусирует внимание детей на том, что хочет воспитатель, остальные картинки на круге не видны;

2-ой тип: классический – в виде пирамиды, когда все круги открыты и все картинки видны ребенку.

При применении данной методики соблюдаются следующие условия:

1) в представлении детей круги Луллия должны выступать в роли «волшебных» кругов;

2) количество используемых в работе кругов зависит от возраста ребенка

3) задания, содержащие в своей основе методику кругов Луллия,преимущественно используют:

- на подгрупповых и индивидуальных занятиях по формированию связной речи;

- в игровой деятельности вне занятия;

- в самостоятельной деятельности детей.

4) содержание секторов кругов Луллия должно быть подчиненно определенной теме; наглядный материал подбирается с учетом возрастного и речевого развития детей;

В результате подобной работы дети учатся самостоятельно придумывать реальные и фантастические истории; составлять рассказы о практической значимости объектов с несвойственными им признаками.

Техника выполнения заданий, с использованием колец Луллия ,может включать в себя следующие виды работ:

1. Раскладка предметных картинок по всем секторам и кругам;

2. Постановка задачи;

3. Раскручивание кругов;

4. Познавательная деятельность детей:

4.1. Установка соответствия путём поворота кругов таким образом, чтобы под стрелкой расположились требуемые изображения. Составление правдивого рассказа или формулировка ответа;

4.2. Составление фантастического рассказа по случайно «выпавшим» под стрелкой изображениям.

5. Рефлексия и подведение итогов.

Данная методика универсальна - применяя лишь несколько кругов, можно получить разные варианты игры. Дошкольники вовлечены в игру, они самостоятельно заменяют круги, а также придумывают новые варианты выполнения заданий.

Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала

Таким образом, методика «Кольца Луллия» соответствует Стандарту дошкольного образования и вполне успешна может применятся в детском саду, делая процесс обучения увлекательным и интересным для наших детей. Говорить о плюсах этой техники можно бесконечно. Но ведь всегда лучше один раз попробовать. А попробовав один раз, поверьте, уже не сможет остановиться.

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия) 

  1. Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1.1

Доминирующая образовательная область

Речевое развитие

Согласно ФГОС ДО

1.2

Вид деятельности детей

«Социально-коммуникативное развитие»«Познавательное развитие»«Физическое развитие».

  1. Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«В гости к сказке».

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

 Практические:. Показ, самостоятельная деятельность детей, игра, физминутка

Наглядные: Колокольчик,кукла сказочница, свиток, волшебные цветы, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, сундучок с авторскими и народными сказками, элемент технологии ТРИЗ - «круги Луллия»,презентация «В гостях у сказки»,смайлики: грустный и веселый. 

Словесные:  объяснение, беседа, диалог,  оценка

3.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

4.

Возрастная группа:

Подготовительная к школе группа №3 (6 – 7 лет)

5.

Цель:

обучение детей составлению текстов сказочного содержания, в зависимости от введения новых объектов, используя круги Луллия.

6.

Задачи:

6.1

  • учить детей составлять текст сказочного содержания, используя круги Луллия, формировать связную речь; учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения; закрепить в памяти детей сюжеты знакомых сказок, умение узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т. д.

Дети знают русские народные сказки, сказки авторские.

 

Дети умеют отвечать на поставленные вопросы по прослушанному тексту.

6.2

развивать фантазию, интерес к жанру сказки, диалогическую и монологическую связную речь;

Дети умеют спокойно сидеть на стульчиках во время занятия, отвечают на вопросы воспитателя, ведут диалог с педагогом.

6.3

воспитывать интерес и любовь к сказкам способность и желание понимать красоту и выразительность русской речи;  воспитывать  умение работать в команде,  взаимопомощи;

Дети внимательно слушают педагога, активно отвечают на заданные вопросы. Проявляют любовь к авторским и русским народным сказкам.

7.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

7.1

Затруднения с поиском правильного ответа при отгадывании загадок про сказки

 Дидактические игры на закрепление и повторение знаний о сказочных героях («Найди и назови», «Кого не хватает», «Чей это предмет?»)

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Колокольчик, кукла сказочница, свиток, волшебные цветы, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, сундучок с авторскими и народными сказками, элемент технологии ТРИЗ - «круги Луллия», презентация «В гостях у сказки»,смайлики: грустный и веселый. Компьютер, телевизор, аудиозапись.

9

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Чтение  сказок (обогащение словаря детей)

Рассматривание иллюстраций к  сказкам.

 Раскрашивание картинок по мотивам русских народных сказок

 Обыгрывание сказки «Теремок», «Красная шапочка» с помощью настольного театра.

Проведение дидактических игр: «Узнай сказку по картинкам», «Чей головной убор?», «Из какой сказки герой» и т. д.

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть

Звенит колокольчик, дети подходят к воспитателю.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Приветствие.

Воспитатель:

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Давайте возьмемся за руки, почувствуем теплую ладошку друга и улыбнемся друг другу.

-Хороший сегодня день, ребята. Я рада видеть вас. А день сегодня не просто хороший, он удивительный, как удивителен каждый новый день, ведь он несёт много открытий и приключений. (Звучит волшебная музыка) И сегодня мы приглашены в страну СКАЗОК, но как же мы туда попадем? (варианты детей – до Клубка) Как же я позабыла, есть у нас такой клубочек! (достает)

1.2

Мотивация деятельности детей

- Ребята, что же это - размотался клубок! Что же делать, как вернуть его волшебную силу? (высказывания детей)

                                                 

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Воспитатель: я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.

II.

Основная часть:

Игра «Назови сказки» 

Воспитатель: - Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей).

- Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. Беритесь за ниточку, посмотрим, куда он нас приведет.

Воспитатель: и правда, наш клубок волшебный, посмотрите, куда он нас привел. здесь какой-то сундучок. интересно, что в нем может быть? (ответы) посмотрим? (открыли) - Посмотрите, тут разные книги со сказками. Кто сочинил эти сказки?

Дети:  Автор и русский народ.

Воспитатель: расставьте книги по полочкам, вам помогут картинки. (На книжной полке 2 картинки – русский народ и автор)

Воспитатель: ребята, вы правильно распределили сказки на авторские и народные. Какие сказки подарил нам сундучок? (ответы детей)

- Ребята, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).

- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).

- Вы отвечали правильно и поэтому получаете звания «Знатоки сказок» (медальки трех цветов, для трех команд)

Презентация .Викторина «В стране сказок».                                        

-Клубочек нас дальше зовет! (подходят к кукле «сказочнице». в руках у нее текст сказки) к сказочнице нас привел клубок, что –то не веселая она? Что ее могло огорчить? (рядом с куклой лежит свиток- сказочный текст, читает)

Игра «Салат из сказок» 

- Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: “Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю”. Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: “Алёнушка, я тебя съем!”.А она отвечает: “Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню!» Только скажи: “По щучьему веленью, по моему хотенью”. Желание исполнилось: поутру проснулся Иванушка со своим верным Сивкой-Буркой в расписных палатах. До сих пор он со своей матерью в своём дворце живёт, хлеб жуёт. Вот и сказке начало. А кто пел - молодец!

Воспитатель: - Вот оказывается почему сказочница загрустила, что за путаница? Будем ошибки исправлять и сказки называть. (Дети высказывают свои предположения: «здесь герои из разных сказок, но они все не в своих сказках») - Снова нас зовет клубок, куда теперь нас приведет? (Приходят на веселую поляну, там волшебные цветы.)

Воспитатель: - Клубочек нас привел на веселую полянку для разминки

Физкультминутка с проговариванием чистоговорок

Ой, ой, ой – повторяйте все за мной

Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги).

Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни).

Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе).

Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).

Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками).

Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах).

Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам).

Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)

Дети называют сказки, а воспитатель наматывает клубок 

Дети идут друг за другом, держась за нитку клубочка и вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!» (клубочек покатился к сундучку, звучит сказочная музыка).

(звучит веселая музыка) 

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Воспитатель: - (Звучит волшебная музыка) Дети вместе с воспитателем подходят к сказочному домику с «Кругами Луллия»). - Ребята, посмотрите, что же это? - Нам предстоит стать авторами новой книги. А помогут нам эти «волшебные круги», посмотрите на них. (На нижнем круге сказочное место действия, на среднем круге сказочные герои, на верхнем круге сказочные предметы). Вам уже знакомы эти сказочные герои, где они живут и их сказочные предметы.

Достают пустую книгу с чистыми страницами – называется «НОВАЯ СКАЗКА»

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Что бы у нас получилась не одна сказка, разделимся на три команды (по цвету медалей). Участники каждой команды выберут героя при помощи стрелки «волшебных кругов». Раскрутите нижний круг и посмотрите, что оказалось под стрелкой. Назовите героя и его новое место жительства. (Царевна – лягушка живет в домике бабы яги.) Дальше раскручиваете верхний круг, стрелка укажет новый сказочный предмет (у нее есть корзинка с пирожками).

Дети раскручивают круги, стрелка указывает на героя сказки.

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Ваша команда должна подумать и рассказать, как в этом случае будет развиваться сюжет сказки. Не забывайте, с каких слов начинаются сказки и как они заканчиваются.

Команды выполняют задания и представляют свои придуманные сказки.

III.

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, вы справились, придумали новые сказки, нам с вами осталось только оформить книгу иллюстрациями, вы их нарисуете на следующем занятии. Наше путешествие заканчивается. - Ты клубочек помоги, из сказки нас домой верни. 

- Ребята, как вы думаете, когда ваша книга сказок будет готова, рядом с какими сказками вы ее поставите? С народными, или авторскими?

Дети(Авторскими)

Воспитатель: - Кем вы сегодня были?

Дети(Авторами сказки)

Дети идут за клубочком на стульчики

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Воспитатель:

- Сказки любят все на свете.

Любят взрослые и дети.

Сказки учат нас добру

И прилежному труду.

Рефлексия: - Вам понравилось наше приключение? (Ответы.) А теперь, у кого были затруднения в выполнении задания, подойдите к грустному смайлику, кому было все легко, к веселому. (если есть дети возле грустного смайлика, разбираем, в чем были трудности.) Если сегодня что-то не получилось – не беда. Вы же стараетесь, учитесь, а если есть старание, дружба и взаимопомощь, то всё обязательно получится.

IV.

Дальнейшая разработка темы

4.1

Чтение художественной литературы

Чтение стихов авторских и русских народных  сказок

  Выполняется в детском саду

4.2

Проектная деятельность

«Сказочный театр»

Выполняется в детском саду

Примечание: Время занятия было распределено рационально, в соответствии с санитарно - гигиеническими требованиями и возрастными особенностями детей. Разнообразные виды заданий обеспечивали занятость всех детей с учётом их способностей. Деятельность детей носит познавательно - развивающий характер.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Чистоговорки

Ой, ой, ой – повторяйте все за мной

Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги).

Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни).

Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе).

Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).

Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками).

Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах).

Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам).

Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)

Стихотворение

1.Сказки любят все на свете.

Любят взрослые и дети.

Сказки учат нас добру

И прилежному труду.

2.Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.