КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ «ИНТЕРВЬЮ У ЗИМНЕГО ЛЕСА»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Прокофьева Любовь Петровна

   Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Интервью в зимнем лесу40.55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №12»

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

ТЕМА:

«ИНТЕРВЬЮ У ЗИМНЕГО ЛЕСА»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Составила:

Прокофьева Любовь Петровна,

воспитатель  

МБДОУ «Д/с № 12»

г. Сорочинска

2021г

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Пояснительная записка

2-3

II.

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:

1)

Организационно - методическая информация;

4-6

2)

примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей;

 7-9

3)

дальнейшая разработка темы;

III.

Список литературы

IV

Приложения


I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

   Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, К. Д. Ушинский, А. Н. Гвоздев, И. Е. Тихеева и др.). Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей друг с другом как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможности для участия в речевом общения каждого ребенка.

   Творческое рассказывание занимает особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста, играет важнейшую роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Овладение навыками творческого рассказывания знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности, максимально способствует приближению ребенка к тому уровню связной речи, который требуется ему для перехода к учебной деятельности.

   Современные требования к дошкольному образованию ориентируют  на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

   Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Цель:  развитие речевого творчества детей в процессе формирования диалогической и  монологической речи  детей старшего дошкольного возраста на основе использования разнообразных видов творческих рассказов.

Актуальность.

   Детский сад – первая и очень ответственная  ступень общей системы образования. Перед педагогами  дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми  они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.

   Родная культура и речь должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Знакомство с разнообразными видами творческих рассказов пробуждает в детях интерес к родному языку, его истокам, к глубокому пониманию смысла произведений. Активное приобщение детей к языковому богатству способствует развитию их духовности и в конечном итоге определяет личность ребенка. Эта работа способствует созданию благоприятной дружеской атмосферы в группе, а также использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи с учетом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, эмоциональная устойчивость, творчество.

   Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно.

II.КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

1). ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

1.

Тема образовательной деятельности

 «Интервью в зимнем лесу».

2.

Доминирующая образовательная область

Речевое развитие: обучение творческому рассказыванию,  развитие диалогической речи.

3.

Виды деятельности детей

Обращение к личному опыту детей.

Обыгрывание ситуации

Игровая  (Сюрпризный момент).

Коммуникативная  (Свободное общение по  теме ОД)

Двигательная                                  

4

Методы и приемы реализации содержания занятия

4.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания:

- беседа;

- разъяснение;

- сравнение;

-обращение к опыту детей.

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения:

- приучение

- упражнение

- косвенное требование

-  просьба  

Методы стимулирования и мотивации деятельности:

-  наглядность;

-  проблемные;

- занимательные и игровые ситуации;

- ситуации успеха.

3.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

  • Словесный метод обучения (объяснение, беседа,  диалог.)
  • Метод игры (на развитие внимания, памяти)
  • Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
  • Наглядный (с помощью наглядных материалов)

5.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное: взаимодействие со взрослым и сверстниками в процессе общения.

Познавательное развитие: получение информации.

Речевое развитие: формирование мыслительных операций при выполнении заданий, ответы распространёнными предложениями.

Художественно-эстетическое развитие: эстетическое восприятие наглядно-иллюстративного материала.

Физическое развитие: выполнение двигательных заданий и упражнений. 

6.

Возрастная группа

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

7.

Цель

Создание благоприятных условий для речевого  развития детей дошкольного возраста посредством интеграции образовательных областей.

8.

Задачи

Планируемые результаты

8.1

Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.

Развивать  диалогическую  речь: умения формулировать вопросы, высказывать предположения.

Сформировано умение вести диалог, умение формулировать вопросы, высказывать предположения.

8.2

Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе. Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников.

 Сформировано интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

 8.3

Активизировать словарь:  журналист, диалог, интервью .

Активизация пассивного и активного словаря детей новыми словами.

8.4

Развивать внимание, память, воображение; умение действовать по заданию.

Осознанно контролируют выполнение собственного задания и задания соседа. Расширение кругозора детей.

8.5

 Воспитывать у детей интерес к диалогу, эмоциональную отзывчивость. 

9.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Составление интервью.

10.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Материалы и оборудование: микрофон, атрибуты: елочки, зайца, дятла, берёзки.

11.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Дидактические игры: «Разговор по телефону»;  беседы о зиме, диких животных; экскурсия в зимний сад.


2).ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

- Ребята у кого дома есть телефон?

Дети для чего нужен телефон?

Кому  звоните по телефону?

Телефон замечательная вещь. Набираешь номер и можешь разговаривать с кем захочешь.

- Ребята  как нужно разговаривать по телефону?

Дети: По телефону можно разговаривать вежливо.

- Какие вежливые слова вы знаете?

Здравствуйте, скажите пожалуйста, будьте добры, спасибо.

- Сейчас мы послушаем ваши диалоги.

Две подружки Оля и Катя  будут звонить друг другу.

Ваня позвонит своему другу.

Люда и Марина поиграют. Люда будет бабушка, а Марина внучка. Внучка соскучилась

 по бабушке и решила ей позвонить по телефону.

- Молодцы ребята, разговаривали по телефону очень вежливо. Марина не забыла пожелать

бабушке доброй ночи. Катя поблагодарила Олю  за  игру, которую она ей подарила.

Ваня договорился с Мишей о совместной  прогулке.

1.1

Введение в тему

 Звонок телефона.

- Алло, добрый день, ребята, я приглашаю вас на прогулку в зимний лес.

Звучит музыка сильного ветра.

Какой сильный ветер, холодно. Не испугаетесь пойти в лес?

1.2

Мотивация деятельности детей

Желание детей отправиться в зимний лес и справиться со всеми заданиями.  Стать настоящим журналистом.    

1.3

Целеполагание

 Чёткое выполнение игровых заданий поможет нашему путешествию в зимний лес.

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Начало путешествия:

На дворе метели студёные

Спят под снегом сосны зелёные.

А ребятам хочется погулять

И в снежки на улице поиграть.

А я ветром северным засвищу

Вас гулять на улицу не пущу!

А у нас ребята удаленьки

Мы наденем шубки да валенки.

А я снегу сыпаться повелю,

Снегом вашу улицу замету!

А мы снег лопатами разгребём

И дорожки метлами разгребём.

А я встречу вас на дороженьке

Заморожу рученьки ноженьки.

А мы по дорожке затопаем,

Да ещё в ладоши захлопаем.

Надеваем лыжи, и идём в лес.

Вот мы и добрались до леса. Сегодня у нас не простая прогулка, мы как журналисты пришли в лес, чтобы взять интервью в зимнем лесу.

- Что такое интервью?

- Беседа двух людей: один задаёт вопросы,  второй отвечает.

У кого в зимнем лесу можно взять интервью?

Интервью можно взять у ёлочки, зайца, берёзки, синички.

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

  Предлагаю детям разделиться на пары: «журналисты» и обитатели зимнего  леса.

«Журналисты задают вопросы, обитатели зимнего леса, рассказывают о своих заботах. Дети надевают атрибуты елочки, зайца, берёзки, синички. Журналисты берут микрофоны.

Интервью с ёлочкой.

Здравствуй елочка. Как ты себя чувствуешь в зимний денёк?

Мне сегодня хорошо, солнышко светит.

С кем ты дружишь?

Друзей в лесу много. Зайчик прибегал, прятался от лисы. Прилетают птицы.

Я рад за тебя елочка! До свидания!

Интервью с зайцем.

Добрый день зайчик! Остановись не спеши, поговори со мной.

Остановлюсь ненадолго, под ёлочкой спрячусь.

От кого ты прячешься?

Меня многие обидеть могут волк и лиса. Только и спасают сильные лапы и белый мех.

Мне пора, прощайте.

До новой встречи зайка.

Интервью с берёзкой.

Здравствуй берёзка?

Здравствуйте.

Как тебе живется в зимнем лесу?

От мороза холодно, но пушистый снежок согревает мои веточки.

О чем ты мечтаешь?

Мечтаю о весеннем теплом солнышке. Оно согреет почки на веточках, и появятся

зелёные листочки.

До свидания бёрёзка!

До свидания.

Интервью с дятлом.

Добрый день птичка!

Здравствуйте.

Как тебя зовут?

Я дятел.

Расскажи, чем ты занят?

Я летаю по лесу и ищу  корм.

Чем ты питаешься?

Достаю личинки  из - под коры, долблю шишки и достаю вкусные семена.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Ребята в зимнем лесу живут и другие животные. Отгадайте загадки о них.

1.Кто с высоких толстых сосен

   В ребятишек шишку бросил?

   А в кусты через пенёк

   Промелькнул как огонёк?          (белка).

2. Серовато зубовато,

    По полю рыщет

    Добычу себе ищет?                     (волк).

3. Всех зверей она хитрей,

    Шубка рыжая на ней,

    Пышный хвост – её краса,

    Этот зверь лесной…                  (лиса).

4. Хозяин лесной

    Просыпается весной,

    А зимой под вьюжный вой.

    Спит в избушке ледяной!          (медведь).

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Ребята сегодня мы узнали, как живут в зимнем лесу елочка, берёзка, заяц и дятел.

Пора нам в обратную дорогу. Посмотрите, какие большие снежные сугробы.

Игра «Сугробы и снежинки»

Мы мороза не боимся

Мы внимательны во всём,

Скажу «сугробы» - мы садимся,

Скажу «сосульки» - все встаём.

Как скажу  «снежинки» кружимся,

«Ёлочка» хлопаем в ладоши.

Кто у нас внимательный

Мы сейчас узнаем!

Ребята, в память о нашей встрече, я хочу вам подарить вот такие волшебные снежинки.

Сладкое угощенье для детей.

III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Г.Я. Затулина. Развитие речи дошкольников. Подготовительная к школе группа.   Методическое пособие - М.: Центр педагогического образования, 2015.-144с.
  2. Гербова В.В. Развитие речи в дет саду. Подготовительная к школе  группа. –М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-96с.
  3. Развитие речи детей 5 -7 лет. 3-е изд., дополн./Под ред.О.С.Ушаковой. –М.: ТЦ Сфера, 2015.-192с.-(Развиваем речь).
  4. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология».2-е изд.-М.: Просвещение, 1981.-255


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей ТЕМА: «Волшебная Осень»

Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту вокруг), развитие желания детей познать тайны и законы мироздания - одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. В...

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей ТЕМА: «Зимушка - Зима»

Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.     Актуальность про...

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей ТЕМА: «Сказку создаём сами"

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который  даёт широкий простор детскому творчеству. Реа...

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА «КАКИЕ БЫВАЮТ ДЕНЬГИ И ДЛЯ ЧЕГО ОНИ НУЖНЫ?»

laquo;Всё преимущество иметь деньги,заключается в возможности ими пользоваться»Бенджамин ФранклинФинансовая грамотность-это психологическое качество человека, показывающее степень его осв...

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА: «ПРИКЛЮЧЕНИЯ МУХИ-ЦОКОТУХИ»

В методической разработке конспекта организованной образовательной деятельности представлена очень актуальная на сегодняшний день тема – финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного воз...

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА: «Куда спрятались лесные жители?» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (речевое развитие)

Целью. занятия является : Расширение словарного запаса детей, формирование представлений об осенних изменениях в природе....

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ по речевому развитию НА ТЕМУ: «В гости к сказке» с использованием ТРИЗ-технологии «Круги Луллия»

Круги Луллия развивают фантазию детей, обучают мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Они представляются дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги, тем самым...