Конспект НОД в средней группе по речевому развитию «Составление описательного рассказа об игрушках»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Ульнырова Наталья Олеговна

Конспект НОД «Составление описательного рассказа об игрушках» с использованием мнемотехники

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ulnyrova.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Ульнырова Н.О.

Конспект НОД в средней группе по речевому развитию «Составление описательного рассказа об игрушках» (с использованием схемы)

Цель: формирование умения детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к выделению существенных признаков;

- в описании - определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним);

Развивающие:

- развивать воображение, наблюдательность, тактильные ощущения;

- развивать выразительность речи, фонематический слух.

Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, умение слушать друг друга;

- воспитывать интерес к родному языку, культуру общения, доброжелательность.

Словарь и грамматика:

-расширить активный словарь за счет качественных прилагательных;

-активизировать в речи слова- действия;

-объяснить значение непонятных слов по словарю («мех»)

Звуковая культура речи:

-упражнять детей в произношении звука З-ЗЬ;

-продолжать отрабатывать правильное произношение звука «С» с помощью чистоговорки; 

-закреплять умение регулировать громкость и силу голоса.

Использованные технологии: здоровьесберегающая (следить за осанкой), игровая, мнемотехника.

Материал:  игрушки для описания: медведь, машина, мяч, кукла, матрешка, и т.д.; схема описания игрушек.

Ход:

1.Вводная часть

садимся на ковёр

-Пусть игрушки дружат с нами,

Обижать мы их не станем,

Поиграем и потом

Все на место уберем.

-Ребята, вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить? (об игрушках)

-А знаете ли вы, откуда берутся игрушки? (Ответы детей)

- Их делают на специальной фабрике, откуда игрушки попадают в магазин, а потом уже их покупают детям.

-Сегодня к нам пришел один гость, и пришел он к нам прямо из магазина игрушек, а знаете кто это? Я сейчас вам загадаю загадку, и вы все узнаете.

В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мёд,
Лапу зиму всю сосёт.
Может  громко зареветь,
А зовут его….( Медведь)

-Правильно, дети, это медведь. Он где-то спрятался, давайте его позовем, только тихо, чтоб он не испугался, шепотом.

-Не слышит он нас. Давайте позовем медведя чуть громче.

- Все равно не слышит он нас. Давайте позовем медведя громко.

Появляется медведь.

            2.Основная часть

-«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Михайло Потапыч. И у меня есть волшебный мешочек, а что-там - узнаете, если отгадаете загадки:»

По дороге мчусь стрелой

Не угнаться вам за мной!

У меня есть руль и шины,

Как зовут меня?… (Машина)

Он бывает баскетбольным,

Волейбольным и футбольным.

Скачет, прыгает, летает

И усталости не знает. (Мяч)

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно. (Кукла)

Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью — во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех — малютка, крошка.
Всё вместе — сувенир …(Матрешка)

-«Ребята, так кто же был у меня в волшебном мешочке, перечислите?»  (машина, мяч, кукла, матрешка).

-«Как можно назвать одним словом все это?» (Игрушки).

-«Ребята, я принес с собой игрушки не просто так. Я хочу, чтоб вы мне объяснили, как с ними играть. Поможете мне?» (Да).

-«Вам надо будет составить рассказы об игрушках. А поможет вам в составлении рассказа схема. Она нам нужна, для того чтобы правильно составить рассказ и ничего не забыть»

-Давайте все вместе составим схему? А Михайло Потапыч нас послушает.

-Давайте начнем. По цвету какие бывают игрушки? (Красные, желтые, зеленые, синие).

-По форме какие игрушки бывают? (Круглые, квадратные, треугольные, овальные, прямоугольные).

-По величине бывают какие игрушки? (Большие, маленькие).

-У игрушек есть части!, например: у машинки - кабина, кузов, колеса.

-Игрушки делают из различных материалов. Из каких? Как отметить? Из пластмассы какие игрушки? (Пластмассовые).

- Из железа? (Железные).

- Из дерева? (Деревянные).

- Из меха? (Меховые). Всем понятно слово  «мех»? Где мы можем посмотреть, что означает слово? (в словаре)

Можете потрогать мех, он настоящий. Мягкий, пушистый. А это-  плюш. Это искусственный мех, у него не такой длинный ворс, он короткий.

А такие игрушки называют плюшевые. Давайте все вместе скажем: плюшевые.

-Следующая схема- рука. Что означает у нас рука? (брать, отдавать, гладить, и т.д.) А сейчас рука будет обозначать «как можно играть игрушками», это новое значение. Например, с куклой как можно играть? (Катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать).

-А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо описывать игрушку: цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть.

- Сейчас послушайте, как  правильно надо рассказать об игрушке, пользуясь схемой. По какую игрушку мне рассказать?

- Ребята, прежде чем вы начнете рассказывать, давайте немного отдохнем. Знаете ли вы физминутку про Мишутку?

Наш Мишутка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Лапы в стороны развел –

Видно, меда не нашел.

Мишка в улей влез, и вот

Каплет с лапы сладкий мед.

Мёд в лесу медведь нашел:

Мало мёду- много пчел. Ззззззз

(Когда пчел много, они гудят: «Зззз-зззз-зззз» (дети повторяют). Одна пчела поет ласково: «Зь-зь-зь»)

-А вы знаете, что Михайло Потапыч в магазине дружит с лисой. Я знаю про лису чистоговорку, а вы, пожалуйста, повторяйте за мной:

Са-са-са - будет в доме жить лиса.
Сы-сы-сы - дом просторный у лисы.
Су-су-су - дом порадует лису.

-Итак, кто хочет рассказать об игрушке, пользуясь этой схемой? 

рассказы детей

- Михайло Потапычу так понравилось вас слушать. И рассказы об игрушках у вас интересные  получились. Послушав ваши рассказы, он научился играть с игрушками. Он говорит вам большое спасибо. И ему с игрушками пора возвращаться в магазин.

      3. Заключительная часть

-Скажите пожалуйста, у всех ли получилось составлять рассказ об игрушке?

-А с помощью чего вы составляли рассказ? (с помощью схемы)

-Зачем нам нужна эта схема? (Затем, чтобы правильно составить рассказ и ничего не забыть)

-Что вам больше всего запомнилось и понравилось на занятии?

-А сейчас Михайло Потапыч просит вас нарисовать вашу самую любимую игрушку в альбоме. Ему очень хочется посмотреть, чем вы любите играть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию «Составление описательного рассказа по игрушке» в средней группе

Программное содержание:Связная речь: продолжать учить детей при описании животных  называть их характерные особенности и  признаки, действия, связывать между собой предложения;Словарь и грам...

Конспект образовательной ситуации по Речевому развитию "Составление описательного рассказа по игрушке"

Учить составлять описательный рассказ об игрушке совместно с воспитателем....

Нод по речевому развитию«Составление описательных рассказов об игрушках».

Нод по речевому развитию«Составление описательных рассказов об игрушках»....

ОД в старшей группе по речевому развитию "Составление описательного рассказа по теме "Дикие животные""

Задачи:1.Активизация словаря детей по теме «Дикие животные».2. Расширение словаря прилагательных.3. отработка практического построения простого предложения.4. Развитие связной речи.5.Разви...

Конспект НОД с детьми средней группы по речевому развитию «Составление описательного рассказа о питомцах»

Конспект НОД с детьми средней группы по речевому развитию «Составление описательного рассказа о питомцах» с презентацией...

Конспект НОД в средней группе по речевому развитию «Составление описательного рассказа об игрушках»

Цель: Формировать знание детей о нетрадиционной техники аппликации из шерстяных ниток, расширять знания об изобразительном искусстве, прививать интерес к декоративному творчеству.Задачи: Уч...