Конспект
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Якушева Евгения Сергеевна

Зима

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План-конспект72 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта непосредственно организованной образовательной деятельности. «Речевое развитие»

ФИО педагога, должность: Якушева Евгения Сергеевна, воспитатель.

Возрастная группа воспитанников: старшая 5-6 лет.

Наименование образовательной организации МБДОУ «Детский сад №5».

Тема непосредственно организованной образовательной деятельности Составление описательного рассказа на тему «Зима»

Цель: Упражнение детей в умении составлять описательный рассказ о зиме при помощи мнемотаблицы.

Задачи:

  1. Формировать связную монологическую речь у детей;
  2. Закрепить знания детей о зиме;
  3. Упражнять детей составлять  небольшой рассказ о зиме по мнемотаблице;
  4. Развивать умение составлять предложение в игре «Живые слова».
  5. Воспитывать у детей уважение друг к другу, чувство отзывчивости.

Интегрируемые образовательные области: Речевое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие.

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации: коммуникативный

Форма организации детей: фронтальная

Методы и приемы: беседа, рассматривание, указания, пояснения, художественное слово, анализ детских работ, мнемотаблица, образец рассказа воспитателем, лексические упражнения.

Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): видео камера, выставка иллюстраций на тему «Зима»; мнемотаблица.

Планируемый результат: дети будут составлять описательный рассказ о зиме по мнемотаблице, составлять предложение в игре «Живые слова».

Предварительная деятельность с воспитанниками: рассматривание  картин и иллюстраций на тему «Зима», просмотр слайдов, использование в беседах во время прогулок загадок о зиме, наблюдения за зимними явлениями во время прогулок.

Части НООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

            Способы

           Поддержки

              детской

          инициативы

1 чать-вводная

Цель: Привлечение внимания детей к предстоящей деятельности.

Создание образовательной ситуации

Стук в дверь, воспитатель вносит посылку из Африки.

-Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, встретила почтальона, который принес посылку?

-Откуда же эта посылка?

-Это посылка из Африки

-Вам интересно, что в ней?

-И мне интересно. Как же узнать, что у нее внутри.

-Да

-открыть

Создание в группе положительного психологического  микроклимата.

Мотивация детей

на предстоящую деятельность

-Посмотрите, здесь камера, фотография, письмо.  Предлагаю, начать с письма (читаю письмо).

«Дорогие ребята старшей группы, мы – ваши сверстники из Африки.

Нам много рассказывали о вашей стране, и нам часто читают стихи о зиме в вашей стране.

Но мы никак не можем представить зиму.

Что это? Какая она? Помогите, пожалуйста, нам это узнать. В посылку мы кладем видеокамеру, на которую предлагаем вам снять свой фильм с вашими ответами. С нетерпением ждем ваших ответов.

-Вы хотите помочь жителям жарких стран?

-Какие же вы добрые и отзывчивые.

-Тогда предлагаю вам пройти на свои места (напоминаю про осанку).

-Да

Чтение письма из Африки

 2 часть – основная

Цель: упражнение детей в составлении описательного рассказа о зиме по мнемотаблице, закрепление знании детей о зиме, упражнение в умении составлять предложение в игре «Живые слова».

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

-Как вы считаете, для чего Африканцы прислали нам камеру?

-Все верно, ребята. Мы запишем фильм на видеокамеру с ответами на все вопросы жителей жарких стран и отправим им наш фильм  (Ставлю камеру)

-Записать видео

Беседа с детьми

Задавать вопросы, активизировать имеющийся у ребенка опыт.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

Внимательно послушайте стихотворение: «Пришла зима»  И. Черницкая

Пришла зима веселая

С коньками и салазками,

С лыжнею припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На елке разукрашенной

Фонарики качаются.

Пусть зимушка веселая

Подольше не кончается

-О каком времени года говорится в этом стихотворении?

-Правильно о зиме.

-Сегодня мы будем придумывать рассказ о зиме. Вспомните, что бывает только зимой?

-Чем зима отличается от других времен года?

-Какой снег зимой?

-Когда идем по снегу, что с ним происходит?

-Какая погода бывает зимой?

-Что происходит в морозы с водой в реках, озёрах и прудах?

-Что происходит зимой с деревьями?

-Как живется зимой птицам и зверям?

-Как люди должны помогать птицам зимой?

-Вы правы, в народе говорят: «Не так страшен птицам холод, как голод». Снег плотным покрывалом укрывает траву и кустарники, которые «угощали» птиц своими семенами, поэтому многие птицы в поисках корма перебираются ближе к жилью человека.

-Вы молодцы, не забываете приносить для птичек семечки и крупу.

-Какими словами можно сказать о зиме, какая она?

 

-Много назвали разных красивых слов о зиме, о зимней погоде.

- Сегодня вы вспомнили и сказали много разных слов о зиме: холодная, морозная, снежная; о снеге: пушистый, белый, искристый.

-Послушайте и догадайтесь, о чем  я буду говорить – о зиме или о снеге.

-Падает пушистый белый…

-Про что я сказала?

-Что я сказала про снег?

-Ребята, вы умеете играть с куклами, машинами.

 -А знаете ли вы, что со словами тоже можно играть?

-Хотите я вас научу?

-Эта игра называется «Живые слова», потому что в ней словами становятся дети.

-Кто хочет быть словом? (По желанию вызываются трое детей.) раздаю детям слова: « деревья» «покрыты» «снегом» и предлагаю построить предложение.

Далее  предлагаю малоактивному ребёнку проверить, правильно ли построились живые слова. Игра проводится два раза. Если живые слова допускают ошибку, дети с мест их исправляют.

-Вот вы и познакомились с игрой «Живые слова». –

-Почему так называется игра?

-Правильно, потому что «словами» были дети: они громко произносили свои слова, брали друг друга за руки , расходились по группе и снова вставали по порядку.

-В следующий раз мы снова будем так играть.

-Ребята, чтобы нам легче было рассказать детям из Африки про зиму, я вам повешу в помощь картинки.

Рассказ по мнемотаблице «Зима».

Наступила холодная зима. На небе темные тучи и падает на землю пушистый снег. Дует холодный ветер. Все вокруг засыпало белым снегом. Река накрылась ледяным покрывалом. На деревьях серебристый иней. К нам прилетели самые красивые птицы – снегири. Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Они любят зиму, потому что можно кататься на санках и лепить снеговиков. Зимой мы наряжаем ёлку и Дед Мороз приносит нам на праздник подарки.

-Ребята, вам понравился мой рассказ?

-Тогда теперь вы сами расскажите детям из Африки о зиме.

 -Но сначала мы немного отдохнем

Физминутка

Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)

Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый,  (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)

Иней серебристый (встаем, поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки,  (имитируем движения лыжников конькобежцев)

И на елке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»

-о зиме

-Зимой холодно, мороз, идет снег.

-Хрустит, скрипит.

-Холодная, снежная.

-Вода превращается в толстый прозрачный лёд, замерзают реки, укрыты снегом и льдом...

-Они отдыхают, спят.

-Вешать кормушки, кормят птиц

-Снежная, морозная, вьюжная, красивая.

Ответы детей

Формировать умение у детей вне ситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, информационно – познавательная инициатива.

Этап осуществления самостоятельной работы детьми

-Арина расскажи пожалуйста про зиму.

-Молодец Арина, ты так красочно описала зиму.

-Ребята, кто еще хочет рассказать про зиму детям из Африки. Давайте по цепочке: сначала начнет Матвей рассказывать, далее Ксюша, потом Дима, потом Лера…

-Молодцы ребята все справились

-Давайте еще послушаем Женю.

Молодец Женя, ты все правильно рассказал.

   

Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.

3 часть – заключительная

Цель: Подведение итогов занятия.

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей

Посмотрим на наше письмо, что же написано в нем дальше.

Ребята, оказывается мы дали ответы на все вопросы жителей Африки. С уверенностью можно сказать, что наш фильм готов и пора выключать камеру.

-Чем мы сегодня с вами занимались?

-Для кого был фильм?

-О чем он? 

-В какую игру мы играли?

-Как она называется?

-Что тебе больше всего понравилось?

А мне сегодня понравились ваши рассказы, ваша готовность придти на помощь и ваша сообразительность и для вас приготовила книгу об обитателях Африки, мы ее с вами обязательно прочтем и рассмотрим.

Побуждение детей к формированию привычки выражать собственную оценку воспринимаемого

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

Я обещаю, что сегодня же отправлю наш фильм жителям Африки, но прежде предлагаю вам нарисовать рисунки о зиме и отправить их вместе с фильмом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....