Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Одежда».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- учить детей различать предметы одежды по сезонам;

- формировать умение согласовывать числительные ДВА, ДВЕ с существительными;

- упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами ;

- развивать умение узнавать предмет по описанию и самому составлять описательные загадки;

- развивать умение образовывать прилагательные от существительных;

- воспитывать у детей аккуратность и бережное отношение к предметам своей одежды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_21_starshaya_gruppa._odezhda.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи  в старшей   логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Одежда». Занятие № 21

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:

- учить детей различать предметы одежды по сезонам;

- формировать умение согласовывать числительные ДВА, ДВЕ с существительными;

- упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами ;

- развивать умение узнавать предмет по описанию и самому составлять описательные загадки;

- развивать умение образовывать прилагательные от существительных;

- воспитывать у детей аккуратность и бережное отношение к предметам своей одежды.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Большая шляпа в сказочном стиле;
  • Предметные картинки с изображением одежды.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, а вы любите сказки? А хотите поучаствовать в одной сказочной истории?

Тогда познакомьтесь с нашей гостьей – БОЛЬШОЙ ШЛЯПОЙ.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Объявление темы.

Сегодня мы послушаем сказочную историю БОЛЬШОЙ ШЛЯПЫ. На своем пути ей приходилось решать сложные задачи. С некоторыми БОЛЬШАЯ ШЛЯПА справиться так и не смогла. .. Поэтому она просит помощи у вас. Поможем БОЛЬШОЙ ШЛЯПЕ?

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Вводная беседа.

Логопед: Послушайте, как появилась одежда и обувь.

ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.

Одежда, обувь и головные уборы возникли в глубокой древности. С их помощью человек спасался  от холода, палящего солнца, дождя. Первые предметы одежды он делал из шкур животных, на которых охотился.  Прекрасная прочная обувь получалась из коры деревьев, головные уборы – из листьев различных растений.

Позже люди научились создавать самые различные ткани – хлопок, шерсть, шелк. Хлопок получают из растений, шерсть – от домашних животных, а шелк – добывают из тутового шелкопряда.

Эти и другие ткани широко используются для пошива одежды и изготовления головных уборов.

Предметы одежды, обуви и головные уборы делятся на женские и мужские. Одежду и обувь, которую мы покупаем в магазинах, шьют на фабриках. Чтобы превратить куски ткани и кожи в предметы одежды и обуви, нужно потрудиться. В этом человеку помогает огромное количество разных умных машин и механизмов.

Люди носят одежду и обувь, чтобы чувствовать себя комфортно: сохранить тепло своего тела в мороз , или наоборот, защититься от летнего зноя. Какую одежду, обувь и головной убор надеть, зависит от погоды и от того, что человек собирается делать.

Социально-коммуникативное развитие    Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Однажды холодным зимним днем вышла БОЛЬШАЯ ШЛЯПА на прогулку. А навстречу ей идут платье, шорты, шуба, куртка, футболка, плащ, шапка. (Логопед выставляет картинки).

Смотрит БОЛЬШАЯ ШЛЯПА и никак не может понять, почему платье, шорты и футболка ежатся от холода?

Игра «Летняя, осенняя, зимняя» .

Дети отвечают на вопросы логопеда.

Логопед: Дети, почему замерзли футболка, платье и шорты: (Потому что эту одежду надевают летом – ЭТО ЛЕТНЯЯ ОДЕЖДА).

А что можно одеть ОСЕНЬЮ? (плащ, пальто, куртку) .

А ЗИМОЙ? (шубу, шапку, дубленку, шарф)

Логопед: Смотрит БОЛЬШАЯ ШЛЯПА и не верит своим глазам: вдруг всех предметов стало в 2 раза больше (добавляются картинки) И теперь, чтобы поговорить с ними БОЛЬШОЙ ШЛЯПЕ пришлось использовать слова ДВА, ДВЕ.

Но она очень часто ошибалась, говорила неправильно, и все над ней смеялись. Давайте расскажем БОЛЬШОЙ ШЛЯПЕ, какое слово к какой одежде подходит.

Игра «ДВА, ДВЕ».

Логопед предлагает детям ответить на вопросы.

- О чем можно сказать ДВА? (ДВА ПЛАТЬЯ, ДВА ПЛАЩА, ДВА ПАЛЬТО)

- О чем можно сказать ДВЕ? (ДВЕ ШУБЫ, ДВЕ ФУТБОЛКИ, ДВЕ ДУБЛЕНКИ, ДВЕ КУРТКИ).

- А вот про ШОРТЫ нужно сказать ДВОЕ – ДВОЕ ШОРТ.

Игра «Назови ласково».

Логопед: И все таки БОЛЬШОЙ ШЛЯПЕ удалось найти общий язык с одеждой. А все потому, что она называла их ласковыми словами. Угадайте, как она называла предметы одежды.

Платье – платьице;

Шорты –шортики;

Куртка – курточка;

Пальто – пальтишко;

Футболка – футболочка;

Шуба – шубка;

Плащ – плащик;

Дубленка – дубленочка.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка.

Шапка.

Шапка шерстяная, наверху помпон (изображают шапку и помпон)

Круглый, словно мячик, и пушистый он. (круглый мячик)

Есть еще у шапки отворот цветной. (показывают отворот ушей у шапки),

В этой шапке можно бегать и зимой. (бегут)

Бабушка вязала шапку не спеша (вяжут спицами),

Шапка шерстяная вышла хороша. (руки на поясе, а затем показывают воображаемую шапку).

Социально-коммуникативное развитие     Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Игра «Какой, какая, какое».

Логопед: БОЛЬШОЙ ШЛЯПЕ стало интересно, из какого материала сделана одежда, и она решила спросить об этом своих новых друзей. Оказалось, что никто этого не знает. Давайте расскажем БОЛЬШОЙ ШЛЯПЕ, из чего и какие бывают предметы одежды.

Шляпа из фетра – фетровая шляпа

Платье из ситца – ситцевое платье

Платье из бархата – бархатное платье

Платье из шелка – шелковое платье

Платье изо льна – льняное платье

Кофта из шерсти – шерстяная кофта

Перчатки из кожи – кожаные перчатки

Шуба из меха – меховая шуба

Куртка из джинсы – джинсовая куртка

Пальто из драпа -  драповое пальто

Футболка из хлопка – хлопчатобумажная футболка

Дубленка из замши  - замшевая дубленка

Социально-коммуникативное развитие     Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Игра «Узнай по описанию».

На прощание друзья решили загадать друг другу загадки.

Вот какую загадку загадала БОЛЬШАЯ ШЛЯПА:

- КРАСИВОЕ, ДЛИННОЕ, ВЕЧЕРНЕЕ, БАРХАТНОЕ. ЧТО ЭТО? (платье)

А платье загадало загадку БОЛЬШОЙ ШЛЯПЕ:

- ТЕПЛАЯ, МЕХОВАЯ, ПУШИСТАЯ, ДЛИННАЯ. ЧТО ЭТО? (шуба)

Логопед: А вы ребята, придумайте свои загадки.

Дети придумывают, используя картинки.

Например:

Вязаная, зимняя, теплая, пушистая, шерстяная, мягкая (ШАПКА).

Теплый, пушистый, длинный, вязаный, шерстяной, мягкий (ШАРФ)

Летняя, льняная, легкая, мужская, разноцветная. (РУБАШКА).

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Итог занятия. Оценка работы детей.

Логопед: Кто приходил к нам в гости со сказочной историей? Назовите предметы одежды ЛЕТНЕЙ, ОСЕННЕЙ, ЗИМНЕЙ. Для чего нам нужна одежда? Что нужно сделать для того, чтобы одежда служила нам долго?

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

Трудовая деятельность во время НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с онр по теме «ДЕРЕВЬЯ»

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи  в старшей   логопедической группе для детей с онр по теме:  «ДЕРЕВЬЯ»...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Детский сад».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Познакомить детей с нахождением, назначением и названием комнат и групп в детском саду,Закрепить названия и назначение предметов, находящихся в групповой комнате,Выучить имена, отчества ...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Игрушки».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними;научить выделять составные части, форму, цвет, материал;образовывать существительные родительного падежа, существитель­ные с у...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Моя семья».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:расширить знания детей по теме: «Семья»,закрепить понятие о родственных отношениях в семье,учить согласовывать существительные с прилагательными, образовывать и правильно упо...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Продукты питания».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Закрепить знания детей о том, что пищу готовят повара на кухне, названия блюд завтрака, обеда, ужина;Закрепить названия продуктов, из которых готовят первые, вторые и третьи блюда,Активи...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Одежда, обувь и головные уборы».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- формировать у детей умение подбирать и согласовывать глаголы с именами существительными в форме единственного и множественного числа;- активизировать словарь детей по теме, развивать с...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Зима: обобщение по теме».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - обобщить  знания детей о зиме, её приметах, уточнить названия зимних месяцев.- формировать знания детей о приметах зимы с опорой на дидактическую игру «Что бывает зимо...