Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Поздняя осень.».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- расширить  представления детей  об изменениях, происходящих в природе осенью;

- уточненить, расширить  и активизировать  словарь по теме «Поздняя осень», 

- совершенствовать  навыки словообразования;

- развивать  связную речь;

- развивать  силу и длительность  выдоха;

- развивать  мышление, внимание, коммуникативные навыки, эмоциональную  сферу;

- развивать  общую, мелкую моторику детей;

- формировать  навыки содружества, взаимопонимания, доброжелательности, сплочённости группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_11starshaya_gruppa._pozdnyaya_osen._predzime.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей   логопедической группе для детей с ОНР

по теме: «Поздняя осень.». Занятие № 11

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

- расширить  представления детей  об изменениях, происходящих в природе осенью;

- уточненить, расширить  и активизировать  словарь по теме «Поздняя осень»,  

- совершенствовать  навыки словообразования;

- развивать  связную речь;

- развивать  силу и длительность  выдоха;

- развивать  мышление, внимание, коммуникативные навыки, эмоциональную  сферу;

- развивать  общую, мелкую моторику детей;

- формировать  навыки содружества, взаимопонимания, доброжелательности, сплочённости группы.

 Оборудование: картинки с изображением одежды, обуви, мяч, изображения луж.

Ход НОД.

Образова-тельная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Физическое развитие

Двигательная деятельность, коммуникативная деятельность

  1. Организационный момент.

Пальчиками правой руки по очереди необходимо поздороваться с пальчиками левой руки:

         Здравствуй, солнце золотое!

         Здравствуй, небо голубое!

         Здравствуй, вольный ветерок!

         Здравствуй, маленький дубок!

         Мы живём в одном краю,

         Всех я вас приветствую!!!

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

2. Введению в тему.

- Ребята, отгадайте загадку:

               В парках листья пожелтели,

               Птицы к югу полетели,

               Дождь холодный бьёт в окно…

               Что за время к нам пришло?

                                                 (осень)

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

3. Объявление темы

- Правильно! Ребята, вы, наверное, догадались, что мы с вами будем сегодня беседовать об осени.

4. Игра «Повтори, не ошибись»:

сентябрь – октябрь,

октябрь – ноябрь,

сентябрь – октябрь – ноябрь,

ноябрь – сентябрь – октябрь.

Логопед: - Какие слова вы повторяли? (Это названия месяцев)

- К какому времени года относятся эти месяцы? (К осени)

- Сколько осенних месяцев мы назвали? (Три)

- Сколько месяцев длится осень? (Три)

- Какой месяц обозначает начало осени? (Сентябрь)

- Какой месяц обозначает середину осени? (Октябрь)

- Назовите месяцы осени по порядку( Сентябрь – октябрь – ноябрь)

- Назовите последний осенний месяц (Ноябрь)

- Ноябрь – какой по счёту осенний месяц? (третий)

- Как про этот месяц сказать по -другому? (Это последний месяц осени).

- Ноябрь – это поздняя осень.

Речевое развитие

Продуктивная деятельность, коммуникативная деятельность

5. Работа с демонстрационным материалом (повторение признаков осени с одновременной демонстрацией каждого признака).

  • Картинка «Солнце». (Поздней осенью солнце светит и греет совсем мало.)
  • Символы дня и ночи – чёрная и жёлтая полоска разной длины. (В ноябре день становится ещё короче, а ночь ещё длиннее.)
  • Зонтик чёрного цвета, над ним – капли дождя и снежинки. (В ноябре идут холодные дожди со снегом.)
  • Большая снежинка. (По ночам бывают заморозки.)
  • Дерево почти без листьев. (В ноябре листьев на деревьях почти уже не осталось.)
  • орова (Человек кормит домашних животных сеном , т.к они уже не пасутся на лугах)

Логопед: Про это время осени (в ноябре) говорят «поздняя осень, предзимье, перед зимой».

Физическое развитие

Двигательная деятельность

6. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья »:          Ветер по лесу летал,                   

Ветер листики считал:                

Вот дубовый,                              

Вот кленовый,                             

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой,

И последний лист с осинки        

Ветер бросил на тропинку.

- сжимание и разжимание пальцев

 

- загибание по одному пальцу на обеих   руках одновременно на каждое название

Физическое развитие

Двигательная деятельность

7. Дыхательное упражнение «Ветерок»

Дети сдувают с ладошки листики, вырезанные из картона.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

8. Игра «Назови лишний признак, лишнюю картинку»:

- улетели птицы, зеленеет травка, голые деревья, низкие тучи;

- холодные дожди, бегут ручейки, листопад, снег с дождём;

- три картинки с изображением осени и одна с изображением лета.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

9. Коммуникативная игра «Сапожки»

Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего ребёнка. По команде ведущего дети должны пройти по дорожке. Главная задача играющих – не разорвать единую цепь, не наступить на «осенние лужицы», вырезанные из бумаги.

           Нарядили ножки в новые сапожки,

           Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке,

           Вы шагайте, топайте, по лужам не шлёпайте,

           В грязь не заходите, сапожки не рвите.

Речевое развитие, социально-коммуника-тивное развитие

Коммуникативная деятельность, Продуктивная деятельность, игровая деятельность

10. Игра «Признаки осени»

У каждого ребёнка альбомный лист, разделённый на 6 частей. Логопед произносит предложение (признак осени), каждый ребёнок рисует картинку – опору в соответствующем прямоугольнике листа.

Логопед:

  • Поздней осенью солнце светит и греет совсем мало.
  • В ноябре день становится ещё короче, а ночь ещё длиннее.
  • В ноябре идут холодные дожди со снегом.
  • По ночам бывают заморозки.
  • В ноябре листьев уже почти не осталось.
  • Человек кормит домашних животных.

Речевое развитие,

Коммуникативная деятельность

11. Составление рассказа – описания.

Дети составляют рассказ – описание о признаках поздней осени сначала по цепочке, а затем одним (двумя, тремя детьми) ребёнком.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

12. Итог.

Ритуал прощания: Дети берутся за руки и говорят: «Мы молодцы!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с онр по теме «ДЕРЕВЬЯ»

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи  в старшей   логопедической группе для детей с онр по теме:  «ДЕРЕВЬЯ»...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Детский сад».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Познакомить детей с нахождением, назначением и названием комнат и групп в детском саду,Закрепить названия и назначение предметов, находящихся в групповой комнате,Выучить имена, отчества ...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Игрушки».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними;научить выделять составные части, форму, цвет, материал;образовывать существительные родительного падежа, существитель­ные с у...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Моя семья».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:расширить знания детей по теме: «Семья»,закрепить понятие о родственных отношениях в семье,учить согласовывать существительные с прилагательными, образовывать и правильно упо...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Продукты питания».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Закрепить знания детей о том, что пищу готовят повара на кухне, названия блюд завтрака, обеда, ужина;Закрепить названия продуктов, из которых готовят первые, вторые и третьи блюда,Активи...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Посуда».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- закрепить знания детей названий посуды;- учить называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; называть части посуды и внешние признаки;- учить детей образовывать слова с умен...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Профессии».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей называть профессии по месту работы или роду занятия;- закреплять у детей употребление имен существительных в творительном падеже;- упражнять в образовании имен существитель...