Итоговое занятие на тему "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Анастасия Михайловна Панова

Цель:

Формирование устной речи и навыков речевого общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_osen.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

«В гости к Лесовичку»

Конспект итоговой интегрированной ООД в подготовительной группе

Цель:

Формирование устной речи и навыков речевого общения

Задачи

Образовательные:

Систематизировать представление детей о характерных признаках осени.

Обогащать и активизировать словарь детей по теме «осень»

Закреплять умение составлять рассказ на тему «Осень».

Закреплять знания о деревьях, умение узнавать их по характерным признакам и называть их.

Формировать грамматически правильную речь

Совершенствовать умение детей подбирать однокоренные слова.

Упражнять в подборе определений к существительным и образовании определений с заданным словом вроде, лице, падеже.

Упражнять в составлении предложений.

Продолжать учить изображать дерево в ветреную погоду со склоненной верхушкой с прижатыми к стволу ветками с одной стороны; передавать разную толщину ветвей и ствола, расширять ствол и ветви неотрывной вертикальной штриховкой.

Развивающие:

Развивать мышление, память, воображение, внимание.

Продолжать работу по развитию мелкой моторики рук.

Развивать артикуляционную моторику.

Формировать речевое дыхание.

Развивать интонационную выразительность речи.

Развивать умение вносить в рисунок свои дополнения, обогащая его содержанием.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе.

Воспитывать умение слушать воспитателя и ответы детей.

Воспитывать эстетический вкус.

Интеграция образовательных областей.

«Речевое развитие».

«Познавательное развитие»;

«Художественно – эстетическое развитие»;

«Социально – коммуникативное развитие»;

«Физическое развитие».

Оборудование.

Демонстрационный материал:

Мольберт.

Иллюстрации с изображением птиц: перелетные, зимующие, кочующие.

Картинки с изображением деревьев: дуб, клен, береза.

Схема для составления рассказа.

Образцы с изображением осеннего дерева под ветром и дождем.

Компьютерная презентация.

Раздаточный материал:

Карточки с изображением птиц.

Цветные карандаши.

½ альбомного листа, тонированного в серый цвет.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы:

«Ёжинька и белочка», М. Рапов;

«Спокойной ночи», О. Иваненко;

«Осень», К. Авдиенко;

«Разноцветный ветер», А. Степанов и др.

Игры:

«Не ошибись»;

«Назови правильно»;

«Назови дерево»;

«Угадай, какой наш дом» и др.

Структура ООД:

1.  Вступительная часть.

2.  Беседа о жизни леса осенью.

3.  Дидактическая игра «Кто лишний?».

4.  Игра «Осенние слова».

5.  Дидактическое упражнение «Однокоренные слова».

6.  Составление рассказов об осени.        

7.  Дыхательное упражнение «Ветер».

8.  Физкультминутка «Осенние листики»

9.   Игра «Найди свое дерево»

10. Игра «Составь предложение»

11. Рассматривание образца по рисованию

12. Пальчиковая гимнастика «Осень»

13. Самостоятельная работа детей.

14. Итог занятия.

Ход ООД:

Вступительная часть.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня на занятие к нам придет гость, а кто, вы догадайтесь:

Деревянный мужичок

Вместо носика – сучок

Ручки – палочки крючки

А на ножках лапотки

Кто это?...( Лесовичок)

 - Правильно, Лесовичок.

Лесовичок:

- Здравствуйте! А вы знаете где я живу? Послушайте загадку:

Дом со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем!

Что это за дом? (Ответы детей).

Лесовичок:

- Правильно, я пришел из леса.

Мой дом – лес.

Я серьезный мужичок,

Старичок - Лесовичок

Я в своем лесу живу,

Охраняю здесь траву,

Все деревья и кусты,

Берегу жучков, цветы

Каждой птичке и зверьку

Помогаю как могу

Воспитатель:

- Дети, вы познакомились с Лесовичком. Он для вас приготовил вопросы и хочет услышать, что вы знаете об осени и он приглашает вас к себе в лес

Беседа о жизни леса осенью.

Воспитатель:

- Ребята, скажите какое время года в лесу сейчас? (Ответы детей).

-Как вы догадались, что осень в лесу? (Ответы детей.)

- Назовите осенние месяца? (Ответы детей).

- А какие периоды осени вы знаете?  (Ответы детей).

- Правильно, осень бывает ранней, золотой, поздней.

- Ребята, а почему так тихо стало в лесу? (Ответы детей).

- Да, дикие звери готовятся к зиме. Перелетные птицы улетели.

- Кто из зверей делает запасы на зиму? (Ответы детей.).

- А какие дикие животные меняют окраску шерсти? Какая у всех зверей становится шерсть? (Ответы детей).

- А какие птицы остаются зимовать? (Ответы детей).

Дидактическая игра «Кто лишний?».

(На доске расположены зимующие и перелетная птица).

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите сюда и скажите какая из птиц лишняя?

(Дети убирают лишнюю картинку и объясняют почему).

                

Воспитатель:

-Ребята, а Лесовичок пришел к нам не один, а со своим другом Листочком. И он с вами хочет поиграть.

Игра «Осенние слова».

Воспитатель:

- Ребята нужно будет передавать листочек друг другу и называть осеннее слово.

Дети:  

- Золотая,

- Печальная,

- Хмурая,  

- Красивая,

- Разноцветная,

- Дождливая,  

- Теплая,  

- Скучная,

- Грустная,

- Таинственная,  

- Пестрая,

- Унылая,  

- Задумчивая,  

- Тихая,

- Холодная,  

- Дивная,

- Грибная,  

- Ранняя,

- Пестрая,

- Волшебная,

- Очаровательная.

Воспитатель:

- Молодцы, сколько много слов вы сказали об осени. Листочек остался доволен.

                

Дидактическое упражнение «Однокоренные слова».

Воспитатель:

- Как называется дом Лесовичка? (Лес).

- Ребята, что делает в лесу Лесовичок? (Ответы детей)

- Правильно следит за порядком.

- Как называется человек, который смотрит в лесу за порядком? (Лесник).

-А, как называется маленький лес? (Лесок, лесочек).

- Каким словом называют тропинку в лесу? (Лесная).

- Вот сколько разных слов вы назвали: лесная, лесок, лесочек, лесник, Лесовичок. И во всех этих словах есть одинаковая часть. Назовите ее? (Ответы детей).

- Молодцы, все слова образованы от слова «лес».

Составление рассказов об осени.

(Выставить схему для составления рассказов о временах года)

Воспитатель:

- Ребята, а кто хочет рассказать об осени.

(Дети составляют рассказ опираясь на схему).

Ребёнок:

- Сейчас осень.

Солнце греет не так, как летом. Небо затянуто тучами. Часто идут холодные дожди.

Листья на деревьях пожелтели и облетели. Деревья стоят голые.

Осенью собирают урожай овощей и фруктов.

Люди надевают теплую одежду.

Звери готовятся к зиме. (можно рассказать как)

Птицы улетают в теплые края.

Дети осенью собирают листочки и делают из них разные поделки.

 (Спросить ещё 1-2 детей)

                

Дыхательное упражнение «Ветер».

Воспитатель:

- Ребята, как можно назвать ветер ласково?

Дети:

- Ветерок.

Воспитатель:

- Подул слабый ветер

 Дети (тихо):

- У-у-у.

Воспитатель:

- Подул сильный ветер.

Дети (громко):

- У-у-у.  

Физкультминутка «Осенние листики»

Воспитатель:

- Давайте представим, что мы осенние листики.

Дети:

Мы листики осенние

На веточках сидели

Дунул ветер полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Закружились, полетели

И на землю тихо сели

Игра «Найди свое дерево»

(В разных местах группы размещены картинки на которых нарисованы: дуб, береза, клен и разбросаны листочки от этих деревьев)

Воспитатель:

- Вот какой сильный ветер!Он сорвал с деревьев последние листочки и они опали. Давайте соберем каждый по одному листочку и отнесем их к своему дереву.

(Дети подбирают листочки и бегут к своим деревьям)

Воспитатель (подходя к каждому дереву):

- Как называется дерево к которому вы подошли? (Дуб, береза, клен).

- Какой у тебя лист?(Дубовый, кленовый, березовый).

- О каком   листочке мы сейчас говорим? (О дубовом, о кленовом, о березовом).

- А сейчас спрячьте листочек за спину. Какого листочка не стало? (Дубового, березового, кленового).

Игра «Составь предложение»

Воспитатель:

- Дети, от сильного осеннего ветра опали не только листья, но и слова в предложении запутались и потеряли свои места. Давайте поставим слова на свои места. Слушайте внимательно:

- На, желтеют, листья, деревьях.

Дети:

– На деревьях желтеют листья.

Воспитатель:

- На, листьев, много, земле.

Дети;

- На земле много листьев.

Воспитатель:

- Юг, улетают, на, птицы.

Дети:

– Птицы улетают на юг.

Воспитатель:

- К, звери, зиме, готовятся.

Дети:

- Звери готовятся к зиме.

Рассматривание образца по рисованию

(Обращаю внимание детей на картинку, где деревья наклонились).

Воспитатель:

- Ребята, почему деревья наклонились? (Ответы детей).

- Правильно, потому что дует сильный ветер. Сегодня мы будем учиться рисовать осеннее дерево, склонённое под ветром. Посмотрите, на картинке видно, как ветер срывает листья с ветвей и несет их по воздуху.

Воспитатель (показывая, приёмы рисования такого дерева):

- Сначала надо нарисовать ствол дерева со склонённой верхушкой. С одной стороны ветер прижал ветки к стволу, с другой – отклонил в сторону. Чтобы ствол получился толще веток, его следует расширить неотрывными штрихами сверху вниз. Так же следует расширить и ветки, но необходимо, чтобы они были тоньше ствола. Затем на ветках надо нарисовать ответвления и на них немного осенних листиков.

- Ребята, дерево мы будем рисовать черными карандашами. Рисовать нужно с сильным нажимом, чтобы дерево четко выделялось на сером фоне бумаги. Листьев на дереве должно быть немного, сорванные листья должны лететь в ту сторону, куда дует ветер и куда склонилось дерево. Кору дерева нужно изобразить штриховкой и ее направлениедолжно быть не наклонным, а прямым, сверху вниз вдоль ствола.

        

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер листики считал(Плавные движения рук впередк груди).

Вот дубовый,

Вот кленовый

Вот рябиновый резной

Вот с березки золотой

Вот последний лист с осинки(Загибают пальцы)

Ветер бросил на тропинку.(Встряхнуть кисти рук).

Самостоятельная работа детей.

(Дети садятся за столы и рисуют. Воспитатель проводит индивидуальную работу с затрудняющимися детьми)

(В конце занятия выбираются рисунки, на которых дерево изображено при слабом ветре и где изображён ветер сильный).

Воспитатель (показывая рисунки детям):

- Согласны ли вы с тем, что на этом рисунке ветер сильнее, а на этом слабее? (Ответы детей).

Итог занятия.

Воспитатель:

- Ребята, давайте вспомним, чем же мы занимались?

Дети:

- Встретились с Лесовичком.

- Рассказывали об осени.

- Придумывали родственные слова.

- Играли в игру «Что лишнее?»

- Составляли предложения.

- Рисовали осеннее дерево.

Воспитатель:

- Давайте поблагодарим Лесовичка за прекрасное путешествие в лес. И на этом наше занятие окончено. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект занятия "Итоговое занятие о зиме"

 Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе  на тему:: «Итоговое занятие о зиме»...

Занятие по математическому развитию «В гости к Бабе-Яге» контрольно-итоговое занятие в старшей группе.

Цель:Ø Закрепить названия геометрических фигур – многогранников (ромб, трапеция, пятиугольник и т.д.);Ø Развивать у детей настойчивость в достижении цели, умение сосредотачиваться, логическое мышление...

Конспект итогового занятия в первой младшей группе Итоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"

Конспект итогового занятия в первой младшей группеИтоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"...

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее»

Составила воспитатель: Попова СГ Цель: Закрепление знаний, умений и навыков воспитанников подготовительной группы.Задачи:1. Различать «звук», «слог», «слово», ...

Итоговое родительское собрание "Мы знаем, мы можем" (просмотр итогового занятия для родителей)

Итоговое интегрированное занятие в средней группе «Всё мы знаем и умеем»Тема: «Всё мы знаем и умеем»Цель: выявить уровень сформированности знаний и представлений дете...