Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. «Листопад».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Стахеева Ирина Юрьевна

-познакомить детей с осенним явлением природы – листопадом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_9.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.

«Листопад».

Программное содержание:

Образовательные задачи:

-познакомить детей с осенним явлением природы – листопадом.

-расширять представления детей о деревьях на участке детского сада.

-закрепить названия деревьев, их отличительные признаки.

-закрепить знания детей о строении листа.

  • о взаимосвязи объектов живой  и  неживой природы;

-формировать умения делать выводы на основе практического опыта.

Развивающие задачи:

-развивать внимание, связную речь (черешок, кромка, хлорофилл).  

 закреплять и расширять знания о наиболее  характерных признаках осени.

-развивать умение видеть и чувствовать красоту родной русской природы.

-развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

-развивать творческие способности.

-развивать у детей любознательность.

Воспитательные задачи:

-воспитывать бережное отношение к живой природе и разумное использование ее даров.

Методические приемы:

-словесные  - беседа-рассуждение, объяснение, уточнение, пояснение заданий.

- наглядные  - показ, демонстрация материала.

-практические - работа с раздаточным счетным материалом, игровые упражнения.

Оборудование: 

Листья, лупы, иллюстрации деревьев, названия деревьев, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.

Предварительная работа: 

-наблюдения, беседы, чтения художественной литературы, заучивание стихов об осени, рассматривание картин и иллюстраций на осеннюю тематику.

-сбор листьев разной формы и окраски.

-поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Деревья».

Ход занятия.

Организационный момент.

Сядьте по удобнее: спинки прямые, ноги вместе, руки на колени. Сегодня я хочу рассказать сказку

Стоял теплый летний день. Светило солнце, и дул легкий ветерок. По лесу шла девочка. Она собирала ягоды и слушала звонкое птичье пение. Птицы весело переговаривались друг с другом. Девочка подумала: "Интересно, а могут ли разговаривать растения друг с другом?" Тут она увидела заросли брусники под сосной и стала рвать ягоды. Потом она устала и села под березкой, которая стояла рядом, и незаметно для себя задремала. И вдруг она услышала разговор. Это разговаривали три подружки: сосна, береза и брусника. Их голоса были похожи на шелест листьев.
Сосна сказала: "Не хочу, чтобы наступали холода. У березки опадут листья, и она не сможет разговаривать. А брусника, хотя и не сбросит листья, будет покрыта снегом, и я не услышу ее голоса. Послушай, подружка береза, не сбрасывай листву!" "Не могу, - отвечает березка, - Как только кончается лето, во мне начинают происходить изменения. В моих листьях разрушается хлорофилл, а желтое красящее вещество в хлоропластах клеток остается и становится заметным. Поэтому мои зеленые листья превращаются в желтые. А еще в клетках листьев накапливаются ненужные и даже вредные вещества, и я сбрасываю листья. И еще я это делаю потому что, если я оставлю листья, им понадобиться много влаги, а мои корни не могут всасывать холодную воду, и листья все равно погибнут" Тогда сосна обратилась к бруснике: " А почему ты не сбрасываешь листья?" Брусника ответила: " А потому, что листья у меня мелкие и очень плотные, и поэтому они не испаряют влагу, а сохраняют ее в себе. И под снегом мне тепло".
Тут девочка проснулась и посмотрела на трех подружек, но они только шумели от ветра, и больше ни одного слова девочка не услышала.

О каком времени года и явлении природы рассказывалось в сказке?

Дети – Эта сказка об осени.

Почему листья желтеют и опадают?

Листопад – это когда деревья  сбрасывают листву,  готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотниться, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.

они

-Я предположила что, листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают

Физкультминутка Листики осенние

Мы листики осенние
На ветках мы сидели. (Покачиваемся )
Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны)
Мы летели, мы летели (Покачиваем руками над головой)
И на землю тихо сели. (Присели)
Ветер снова набежал и
Листочки все поднял. (Встали)
Закружились, полетели (Кружимся и машем руками)
И на землю тихо сели. (Сели по местам

- А вы, ребята, как считаете?

Дети высказывают мнения

Воспитатель: Что нужно сделать чтобы ответить на вопросы?

Ответы детей - Нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории

Воспитатель –Тогда мы отправимся в нашу лабораторию!

Воспитатель – Ну вот мы с вами в нашей лаборатории «

А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?

ДетиЛистья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.

Воспитатель - А вам интересно узнать, как устроен лист?

Дети- Интересно!

Воспитатель -- Давайте рассмотрим. А что нам понадобится для наших исследований:

(Лупа, микроскоп, зелёные листья)

Чтобы получше рассмотреть мы воспользуемся увеличительным прибором — лупой.

- Опыт №1: Исследование строения листа с помощью лупы

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод.

Дети- У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой

Воспитатель «Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»

А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Опыт№2«Почему лист зеленый

- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?

-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта (Дети: На ткани появились зеленые пятна).

- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.

Воспитатель -Давайте теперь возьмем желтый листок, рассмотрите его. Как вы думаете есть ли там это зеленое вещество.

Дети- (рассматривают желтый лист, также трут его кубиком, делают вывод)

Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …

Воспитатель - Какого цвета бывают листья у деревьев осенью?

Дети- Оранжевые, красные, коричневые.

Опыт№3: Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.

Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки.

Воспитатель – Как вы думаете, что будет если подует лёгкий ветерок?

Дети- Листочки оторваться и опадут.

Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Воспитатель На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Эксперимент «Как листья опадают»

Воспитатель- Ребята возмите листочки, которые мы приготовили и выдете на середину нашего зала. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев,внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Воспитатель-Ребята одинаково ли падали ваши листочки?

Дети-(высказывают свои мнения)

Воспитатель Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Дети формулируют вывод- Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).

Воспитатель-А сейчас ребята я предлогаю записать наши исследования на нашем волшеном экране, с помощью условных обозначений.

-Из каких частей состоит лист?

(Черешок и листовая пластинка)

-Почему листья зелёные?

(зеленый кружочек(«большое солнышко»)

-Почему листья меняют свою окраску и опадают?

(«маленькое солнышко»-уменьшение светового дня. Желтый кружочек)

-Как листья опадают(листок с перегородкой от веточки)

Воспитатель-Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осеннем явлении «Листопад».

А сейчас я предлагаю вам с помощью осенних листьев создать осенние узоры. (дети отправляются рисовать с помощью отпечатков осенний листьев.)

Итог организованной образовательной деятельности:

-Вспомните, что мы сегодня делали?

-Какие деревья вы знаете?

-Что больше всего понравилось и запомнилось?

-Молодцы! Вы все справились. Какое у вас настроение?

-Наше занятие закончено.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Методическая разработка «Космические просторы» Познавательно – исследовательский проект для детей подготовительной группы.

формирование у детей подготовительного дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми....

Познавательно-исследовательский проект для детей подготовительной группы: «Огородное царство - овощное государство»

Повышение качества образовательного процесса по экологическому и трудовому воспитанию через организацию совместной деятельности родителей, детей, воспитателей....

Конспект НОД по познавательно – исследовательскому развитию для детей подготовительной группы на тему: «Чудо - снег».

Цель: способствовать расширению и углублению представлений о зиме, совершенствование мелкой моторики средствами дидактических игр и упражнений....