Занятие "Зимняя одежда"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Гричкоcей Наталья Николаевна

текст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnyayaodezhda.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе (4-5 лет)

Тема: «Составление описательного рассказа по лексической теме "Зимняя одежда"»

Доминирующая образовательная область:речевое развитие

Интеграция областей:социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие

Вид деятельности детей: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательная

Цель:учить составлять описательный рассказ о зимней одежде

Программное содержание:учить давать описания зимней одежды;учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятие "одежда"; учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;учить выделять на слух и правильно произносить звук [ж], изолированный, в словах и фразах; подбирать слова на заданный звук;развивать интерес к речевой деятельности; психические процессы: память, мышление, внимание;воспитывать культуру поведения,  дружелюбие, уважение друг к другу.

Предварительная работа: беседы о предметах одежды, игры «Одень куклу на прогулку»

Материалы и оборудования:кукла Наташа; зимняя кукольная одежда; картинки - жук, ежик, медвежонок.

Планируемый результат:дети составляют описательный рассказ о предметах зимней одежды

Структура занятия

1

Вводная часть

Загадывание загадки и беседа о зиме

2

Основная часть

1.

Появление куклы Наташи. Беседа о зимней одежде.

2.

Описательные рассказы об одежде

3.

Физкультминутка"Пойдем гулять"

4.

Загадывание загадок. Произношение звука Ж.

5.

Игра "Закончите

 предложения"

3

Заключительная часть

Итог

Длительность занятия 20 минут

Ход занятия

Вводная часть. Загадывание загадки и беседа о зиме

Воспитатель загадывает детям загадку.

- Ребята, послушайте загадку и скажите о каком времени года говорится?

Загадка:

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (зимой) 

 

- Почему вы думаете, что это зима?

Конечно, во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла зима.

Кто из вас любит зиму? Почему? (потому что можно лепить снежную бабу, снеговика, Деда Мороза, Снегурочку, можно кататься на санках, коньках, лыжах)

- Зимой на улице тепло или холодно? (холодно)

- А как люди одеваются зимой? (тепло)

Основная часть. Появление куклы Наташи. Беседа о зимней одежде.

- Ребята, наша кукла Наташа собирается на улицу. (Показывает.) Что ей надеть, чтобы не замерзнуть? (дети отвечают)

Воспитатель демонстрирует называемые детьми вещи, спрашивает, что это, и следит, чтобы дети называли цвет одежды, ее отличительные признаки, в том числе и функциональные.

-  Какое это пальто? (зимнее, теплое)

-  Какого цвета?

-  Что есть у пальто? (воротник, карманы, рукава, пуговицы)

Зачем нужен шарф? (чтобы его повязывать на шею, чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы не заболеть)

-  Про что мы скажем - пушистый, меховой, мягкий? (про воротничок) Зимнее, теплое... пальто. Желтая вязаная... шапочка. Теплые, шерстяные черные... рейтузы. Рейтузы, свитер, шуба, шапка, шарф, варежки - это одежда, зимняя одежда.

-  Какая зимняя одежда есть у вас?

Описательные рассказы об одеждетвечают 2-3 ребенка)

Физкультминутка"Пойдем гулять"

- Сейчас мы с вами поиграем и как будто пойдем гулять. Наденем рейтузы, кофту, шапку, шубу, застегнем пуговицы.

(Дети имитируют одевание)

Раз, два, три, четыре, пять -                  

Собираемся гулять.

(Шагают на месте)                                

Завязала Катенька                                    

Шарфик полосатенький.

(Показывают, как завязывают шарф)

Наденем на ножки                                    

Валенки, сапожки.

(Имитируют движения)

И пойдём скорей гулять,                            

Прыгать, бегать и скакать.      

(Шагают на месте)

Воспитатель:

- Пошли гулять! Покажите свои ладошки. Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки, какие легкие, белые снежинки падают на ладошки! Давайте их сдуем!

- А сейчас, давайте представим, что мы с вами легкие снежинки.

"Снежинки"
Закружились, завертелись белые снежинки.

(Покружиться на месте)

Вверх взлетели белой стаей лёгкие пушинки.

(Подняться на носочки, руки - вверху)

- Холодно зимой на улице?

Тогда вернемся в группу.

Дети возвращаются на свои места.

- Вам понравилась наша прогулка?

- Сейчас будем отгадывать загадки. Кто это?

Загадывание загадок. Произношение звука Ж.

У него серьёзный вид,
Он усат и деловит:
Вместе с солнышком встаёт,
Из цветка росинки пьёт,
Дом и деток защищает,
А когда куда летает -
Издаёт жужжащий звук
Луговой крылатый ... (Жук)

 

- Как жук жужжит? (дети отвечают)

- Маленькие жуки жужжат тихо. Покажите как? (дети показывают)

- А большие жужжат громко. Покажите как?

- Послушайте слово: ж-ж-жук. Какой звук слышится в этом слове? (дети отвечают)

- А эта загадка о ком?

Шубка - иголки.

Свернётся он - колкий.

Рукой не возьмёшь.

Кто это? (Ёж)

- Какие иглы вы знаете? (швейные, сосновые, еловые, медицинские)

- Чем похожи все иголки? (они острые, тонкие, колючие)

- Какой иглой мы шьем и вышиваем? (швейной)

- Что шьют швейной иглой? (одежду)

- Что делают медицинской иглой? (укол)

 

Есть у ежика и елки

Очень колкие иголки,

В остальном на елку еж

Совершенно не похож.

-  Где живет еж?

- Можно ли ежа погладить рукой?  

Игра "Закончите предложения"

- Ты ежа не трогай лучше,

Потому что он ... (колючий).

- Лиса потрогала ежа и ... (укололась).

- У папы - ежа иголки длинные и толстые, а у ежат ... (короткие и тонкие).

- Иглы на елке еловые, а на сосне ... (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней? (дети отвечают)

- Кто детеныш у ежа?

- Есть в слове ежонок звук [ж]?

А вот еще одна загадка:

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. 
(Медведь)

- Кто детеныши у медведя?

- Послушайте слово: медвеж-ж-жата. Какой звук слышится в этом слове? (дети отвечают)

А в слове медведь есть звук [ж]? (дети отвечают)

- Теперь вспомните слова, в которых есть звук [ж], и скажите их мне тихонько (дети отвечают)

Вы правильно назвали слова со звуком [ж]: ж-жук, медвеж-ж- жонок, еж-ж-жик, ж-ж-жаба, ж-ж-жеребенок, ж-ж-желудь.

Заключительная часть. Итог.

Воспитатель подводит итог, хвалит детей за их речевую активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одежда: какая она бывает и почему одежду для людей не шьют из бумаги

Непосредственная образовательная деятельность с учетом интеграции образовательных областей...

Консультация для родителей по теме недели "Одежда, обувь, головные уборы (сезонная, домашняя, уличная одежда)".

Родителям даны рекомендации в рамках образовательной работы, Предлагаются задания, которые можно выполнить в домашних условиях....

Проект по патриотическому воспитанию «Одежда кубанских и терских казаков» Название проекта «Особенности одежды казаков »

Содержание деятельности:Дать понятие «Казачество» и его значение в роли защитника государстваРассказать об одежде, ее видах и предназначенииПоказать отличия одежды казака – воина и воина армии.А...

Проект: "По одежде встречают, по уму провожают» в рамках лексической темы календарно-тематического плана «Одежда по сезону»

На сегодняшний день важным аспектом жизнедеятельности ДОУ является охрана детского здоровья. В рамках нашего проекта, мы углубленно изучим тему «одежда», для того, чтобы у детей и родителей было сформ...

Конспект по развитию речи в средней группе «Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».

Технологическая карта по развитию коммуникативно-речевых способностей для детей 4-5 лет.«Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».г. Тамбов д/с «Радуга»  Воспитатель:...

Зимняя одежда. Предметы зимней одежды.

Конспект ООД в средней группеТема: Зимняя одежда. Предметы зимней одежды.            Программные задачи: уточнение и активизация предметного слов...