Проект "Год театра"
проект по развитию речи (старшая группа)

Ирина Владимировна Мещерякова

Материал может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений для реализации краткосрочного проекта с детьм страшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_god_teatra_.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Год театра»

(старший возраст)

Тема проекта: «Год театра»

Тип проекта: познавательно-творческий

Вид проекта: краткосрочный, групповой

Сроки реализации проекта: 3 недели

Участники: дети старшего возраста, воспитатели, родители.

Обоснование выбора темы, её актуальность.

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.

В театральной деятельности ребёнок раскрепощается, передаёт свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребёнка, его индивидуальности, творческого потенциала. У ребёнка появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Реализация проекта позволила сделать жизнь детей интересной, насыщенной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Цель: приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

Задачи:

1. Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях, о людях, которые работают в театре, об артистах; показать значимость и необходимость каждой профессии в театре;

2. Вызвать у детей интерес к театру, желание учавствовать в театральной деятельности;

3. Содействовать развитию творческой активности у детей, эмоциональности и выразительности в речи и движениях;

4. Создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей и педагогов ДОУ;

5. Формировать в ДОУ художественно-эстетическую творчески развивающую среду;

6. Формировать у детей умение налаживать и регулировать контакты в совместной и самостоятельной деятельности;

7. Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);

8. Способствовать формированию эстетического вкуса;

9. Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием;

10. Приобщать взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности;

11. Приобщать родителей к театрально-культурной деятельности ДОУ.

Принципы:

  • Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учётом индивидуальных возможностей — принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
  • Принцип интеграции — содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
  • Принцип координации деятельности педагога — деятельность специалистов согласована с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
  • Принцип возрастной адресованности — содержание деятельности выстраивается в соответствии и учётом возраста детей.
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи — родители поддреживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

Методы и приёмы:

  • творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детский музыкальных инструментах);
  • игры-драмматизации;
  • беседы после просмотра спектаклей;
  • упражнения по дикции;
  • игры-превращения;
  • упражнения на развитие мимики, детской пластики, элементы искусства пантомимы;
  • театральные этюды;
  • репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.

Использование разнообразных средств: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, DVD, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок.

Работа с родителями:

Ведущая идея — активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.

Задача — заинтересованность родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

Формы взаимодействия работы с родителями:

  • устный опрос «Играете ли вы с ребёнком в театр» (на начало и конец проекта);
  • индивидуальные беседы;
  • наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов; памятки «Организация театральной деятельности в старшей группе», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности»;
  • посещение театра всей семьёй;
  • выставка-презентация разных видов театра «Поиграйте с нами»;
  • совместная деятельность;
  • помощь в изготовлении костюмов и декораций.

Работа воспитателей:

Ведущая идея - создание системы перспективного планирования для развития театрализованной деятельности в детском саду.

Задача – разработать ряд перспективных планов взаимодействующих по разделам: совместная деятельность, игра, кружковая работа, работа с родителями.

Формы работы:

  • консультации;
  • создание картотеки театрализованных игр;
  • помощь в организации предметно — пространственной среды;
  • работа с учебными наглядными пособиями;
  • праздники и развлечения;
  • выставки, фотоальбомы.

Дети:

1. В основе проекта идея формирования заинтересованности детей в потребности заниматься театрализованной деятельностью не только с педагогами, но и самостоятельно в свободное время.

2. Идея – не навреди.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • создание благоприятных условий для раскрытия личности ребёнка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности;
  • развитие речи, мимики, жестов;
  • развитие инициативы, активности, самостоятельности.

Для воспитателей:

  • повышение профессионализма;
  • внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
  • личностный профессональный рост;
  • самореализация.

Для родителей:

  • повышение уровня личностного сознания;
  • укрепление взаимоотношений между детьми и родителями;
  • самореализация.

Для группы:

  • создание качественной предметно-развивающей среды для расширения представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях;
  • создание системы перспективного планирования по театрализованной деятельности;
  • создание картотеки театрализованных игр.

План реализации проекта:

1 этап. Подготовительный.

  • Определение темы проекта.
  • Составление плана работы.
  • Выявление предварительных знаний детей по теме проекта:

Что мы знаем о театре, о том, кто ставит спектакль? Театр – это большое, красивое здание, там показывают спектакли. В театре есть артисты, они репетируют роли и играют в спектаклях. Спектакли бывают детские и для взрослых. Театры бывают разные (у нас в группе есть кукольный театр, пальчиковый и т.д.)

Что мы хотим узнать? Какие ещё бывают театры, чем они отличаются? Как артисты готовятся к постановке спектакля? Трудно ли быть артистом? Кто работает в театре и помогает ставить спектакли? Как зрители узнают, какой будет спектакль? Что такое декорации?

Что сделать, чтобы узнать? Поискать в Интернете. Встретиться с теми, кто работает в театре, с артистами, и спросить у них. Спросить у мамы и папы. Сходить в театр. Рассмотреть иллюстрации.

  • Анкетирование родителей.
  • Наблюдение за детской театрализованной деятельностью — выявление проблемы, подбор информации по выявленным проблемам.
  • Подбор наглядного материала, подготовка презентаций.

2 этап. Практический.

Ход проекта:

Первая неделя «Мы пришли в театр»

1. Знакомство с понятием театр: (показ слайдов, картин, фотографий). Виды театров (музыкальный, кукольный, драматический, театр зверей и др.).

Цели: дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.

2. Знакомство детей со сказочными героями.

Цель: развитие интереса к театральной деятельности.

3. Тема: «Знакомство с театральными профессиями» (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).

Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.

4. Показ иллюстраций, фотографий московских театров.

Цель: познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. с разными видами театров.

5. Сюжетно – ролевая игра «Мы пришли в театр».

Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения)

6.Просмотр видеофрагментов о различных видах театров.

7.Оформление альбома «Театры для всех» о различных видах театров. 8.Организация совместной деятельности в форме «Творческая мастерская» на тему «Театр своими руками», обязательно использовать кулисы, театральную кассу, афишу, буфет и гардероб.

9. Беседы о правилах поведения в театре, дать понятие пословицы «Зрительская культура».

Цель: Дать детям представление о правилах поведения в общественных местах; формировать личностное отношение к несоблюдению и нарушению правил.

10. Показ театра (по выбору воспитателя).

Цель: пробудить эмоциональный отклик у детей на просмотр сказки.

Совместная образовательная деятельность:

1. Игры-беседы, чтение сказок с показом театра: «В гостях у сказки», «Здравствуйте герои сказок»; «Что я видел? » (из личного опыта детей о посещении театра).

2. Худ. творчество «Мой любимый герой».

Цель: Учить в рисунке передавать образ любимого персонажа.

Работа с родителями:

  • Оформление информационного стенда (папки-передвижки) «Театр и дети».
  • Беседы с родителями по теме недели.
  • Презентация альбома на тему «Театральные профессии» (театральная труппа: актёры, художник по костюмам, художник-оформитель, гримёр, режиссёр и др.)

Вторая неделя «Куклы — артисты»

1. Знакомство с видами театров для детей (настольный, театр кукол бибабо, куклымарионетки).

Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.

2. Рассматривание с детьми кукол би-ба-бо. Беседа о том, как правильно пользоваться куклами, что является инструментом для вождения кукол би-ба-бо.

3. Чтение русской народной сказки (по возрасту детей).

4. Показ прочитанной сказки с использованием игрушек би-ба-бо (по выбору воспитателя).

5. Театральное кукольное представление.

Цель: Развивать у детей интерес к сценическому творчеству.

6. Психогимнастика. «Разные лица».

Цель: Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты). Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой.

7. «Знакомство с куклами-марионетками».

Цель: Совершенствовать приемы кукловождения, закреплять знания о правилах манипуляции театральными куклами.

8. Самостоятельная деятельность детей в театральном уголке. Этюды с настольными куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказках. Цель: Совершенствовать приемы кукловождения, закреплять знания о правилах манипуляции театральными куклами разных систем.

Совместная образовательная деятельность:

  • «Куклы-игрушки и куклы-артисты» (беседа с детьми по плану воспитателя).
  • "Веселые сочинялки". Пересказ одной из знакомых сказок с использованием элементов кукольного театра.

Цель: Побуждать детей сочинять несложные истории с героями знакомых произведений. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей.

Работа с родителями: 

  • консультация для родителей: «Что бы сказка не стала скучной…».
  • Рекомендации родителям по выбору художественной литературы для домашнего чтения.

Третья неделя «Наши руки не для скуки».

1. Знакомство детей с пальчиковым театром, театром- рукавичкой, театром теней.

Цель: дать представления детям об особенностях данного вида театров.

2. Пальчиковая гимнастика «Птичка», «Сова» и другие.

Цель: речевое развитие, развитие сообразительности, пространственного мышления, творческих способностей детей.

3. Работа с одним из видов театров: - рассматривание персонажей; - диалоги: волк - лиса, волк - медведь, мышка – волк.

Цель: Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей, расширять образный строй речи. Следить за выразительностью образа.

4. Игра «Придумай веселый и грустный диалог между Мышкой и Зайчиком». Цель: Развивать коммуникативные качества; разнообразить интонационную выразительность; обращать особое внимание на дикцию детей.

5. Игры детей со звучащими инструментами.

Цель: дать представление детям о музыкальном оформлении спектаклей.

6. Вечер загадок по произведениям «Сказка о рыбаке и рыбке», «Красная шапочка», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Колобок», «Теремок», «Репка».

7. Игра «Попробуйте сами». Пальчиковый театр «Курочка Ряба» (по выбору воспитателя).

Цель: развивать умение детей использовать пальчиковый театр в свободной деятельности; распределять персонажей; передавать характерные особенности героев сказки.

8. С/р игра «Поездка в кукольный театр».

Цель: Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. Обогащать словарь детей.

Совместная образовательная деятельность:

  • изготовление игрушек – самоделок оригами-сказки.

Цель: Развивать умение детей самостоятельно изготавливать персонажей к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой. Развивать память, внимание, творчество и фантазию.

  • Аппликация коллективная «Стоит в поле теремок».

Цель: совершенствовать умение детей вырезать круги из квадратов разного размера, развивать мелкую моторику пальцев, развивать творческое начало; составлять композицию; дополнять различными элементами.

  • Аппликация коллективная «Колобок».

Цель: совершенствовать умение детей наклеивать готовые формы; развивать творческое начало; составлять общую композицию.

Работа с родителями: 

  • Предложить родителям познакомиться с афишами театров, в репертуаре которых есть детские спектакли.

Реализация плана (по центрам активности в группе):

Центр искусства:

  • Изготовление билетов в театр.
  • Изготовление афиши.
  • Коллаж «Кто учавствует в постановке спектакля?» (режиссёр, артисты, костюмер, осветитель и т. д.).
  • Изготовление настольных театров.
  • Выставка творческих работ «Каким я вижу своего героя?»

Центр речи/книги/театра:

  • Рассказы детей «Что я видел в театре?», «Чем мне понравился спектакль?», «Любимый герой спектакля».
  • Оформление новых сценариев (сказок).
  • Встреча с артистом. Мастер-класс по выразительности речи.
  • Разучивание ролей совместно с родителями.

Центр познания:

  • Исследовательский проект «Разные театры» (альбом).
  • Экскурсия в театр, просмотр спектакля.

Театральный уголок:

  •  Драматизация сказки «Репка» совместно с родителями.
  • Настольный театр сказки «Гуси – лебеди» («Три поросёнка»).
  • Пальчиковый театр по сказке «Заюшкина избушка» («Теремок»).
  • Схемы правил поведения в театре.

Центр игры:

  • Сюжетно-ролевая игра «Театр».
  • Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Театр» (шапочки, элементы костюмов, декорации и т.п.).
  • Обыгрывание этюдов «Солёный чай», «Кто съел варенье?», «Изобрази доброго (ленивого, грустного, злого)».

Центр строительства:

  • Постройка декораций для драматизации сказки.
  • Конструирование здания театра.

Центр музыки:

  • Подготовка музыкальной сказки «Кошкин дом».
  • Прослушивание песенок из мультфильмов и сказок.

3 этап. Заключительный.

Подведение итогов проекта.

Анализ результатов работы.

В ходе реализации проекта:

  • Речь детей более развита (обогащен словарь, сформировано умение строить предложения, произношение более правильное и четкое);
  • Детьми освоены первичные навыки в области театрального искусства: использование мимики, жестов, голоса, кукловождение;
  • Дети проявляют устойчивый интерес к музыкально-театральному искусству;
  • Они овладели необходимыми элементарными знаниями, умениями и навыками юного актера;
  • Родители и дети познакомились с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания;
  • Возросло желание родителей заниматься театральной деятельностью дома с детьми, посещать театр;
  • Многие родители приобрели и изготовили для домашнего использования театры;
  • Увлечённое использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актёрского мастерства» для детей 6-7 лет.

Практическая значимость проекта:

Для детей: - активизация желания и умения самостоятельно творить, переживая радость творчества.

Для родителей: - проявление творческих способностей в разных областях; – установление партнёрских отношений с ребёнком.

Для педагогов: - повышение профессионального мастерства, самообразование.

 Литература:

1.Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1991. – 127с.

2.Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] / Т.И.Ерофеева, Зверева, О.Л. - М.: Просвещение, 1994. – 128с.

3.Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов [Текст] / М.Д.Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128с.

4. Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания [Текст] / О.В. Гончарова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

5. Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду. [Текст] / Е.В.Мигунова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)

6. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. [Текст] / Е.А.Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)

7. Антипина, Е.А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением. [Текст] / Е.А.Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Детский сад с любовью).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Детско-родительский проект "Театр! Театр! Театр!"

В проекте  рассказывается об истории создания кукольного театра С.В.Образцова.О работе ребят в группе, показ сказки "Заюшкина избушка",коллективной поделки "Афиша"и создании макета часов с ф...

"Театр! Театр! Театр!" Социальный проект развитие коммуникативных способностей, через театрально - игровую деятельность в соответствии с ФГТ

       Не редко приходится слышать, как дошкольник 6-7 лет обращается ко взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет»; или как разгорается...

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.

Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази...

Лэпбук "Театр, театр, театр"

Консультация для воспитателей старшей группы...

В ГБОУ ШКОЛА 2075 прошёл конкурс «Театр,театр, театр! »

В этом учебном году одной из приоритетных задач детского сада является театрализованная деятельность.Этой задаче посвящались консультации для родителей, педагогов, семинар, открытые мероприятия и смот...

Консультация "Лэпбук "Театр,театр, театр""

КОНСУЛЬТАЦИЯЛэпбук «Театр, театр, театр».Выполнила: Калинкина Н. А. Театр — это волшебный край, в котором ребёнок                  ...