Конспект занятия по развитию речи на тему: «Осень»
план-конспект занятия по развитию речи

Григорьева Марина Николаевна

Конспект  занятия по развитию речи  на тему: «Осень»

Цель:

- Закрепить полученные знания по теме: «Осень».                                           

Задачи:

1. Формировать  умение выразительного чтения стихов об осени; умение описывать предметы, изображённые на картине.                                                                                                                                                                  2. Совершенствовать умение подбирать слова с противоположным значением.                                                                                                                                                                                                                                          3. Развивать умение передавать свои чувства, ощущения в высказываниях.                                                                                                                                                                                                                                                  4. Воспитывать чувство прекрасного; бережное отношение к природе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска                                          

                                                                                                                                           Составил:                                                                                                              Воспитатель: Григорьева М.Н.

Конспект  занятия по развитию речи  на тему: «Осень»

Цель:

- Закрепить полученные знания по теме: «Осень».                                            

Задачи:

1. Формировать  умение выразительного чтения стихов об осени; умение описывать предметы, изображённые на картине.                                    2. Совершенствовать умение подбирать слова с противоположным значением.                                                                                                               3. Развивать умение передавать свои чувства, ощущения в высказываниях.                                                                                                        4. Воспитывать чувство прекрасного; бережное отношение к природе.

Методы: Слушание и восприятие музыки об осени. Беседа. Выразительное чтение стихов. Составление рассказа по картине.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, сегодня всё занятие мы будем говорить об осени.

Осень - это очень красивое время года. Многие композиторы сочиняли музыку об этом времени года, с помощью звуков они передавали характер осени и своё отношение к ней.

 Сейчас  мы свами послушаем музыкальное произведение композитора Вивальди под названием «Осень» и постараемся понять, какая по характеру музыка в этом произведении. ( звучит музыка)

Дети: Это очень грустная музыка.

Воспитатель: Какой вам представилась осень, когда вы слушали это произведение?

Дети: Идет дождь, падают листья, птицы улетают на юг, сыро, холодно, холодно т.д.

  

Воспитатель: Да, в ней сожаление об увядающей природе. Вот такой видел осень композитор  Вивальди.  А вот поэты и писатели своё отношение к осени выражали через слово. У А.С. Пушкина осень- это любимое время года, и ей он посвятил очень много стихов. Я вам сейчас прочитаю  стихотворение «Уж небо осенью дышало» ,а вы его послушаете.

Воспитатель: Назовите приметы осени, которые звучат в стихотворении.

Дети: Реже солнышко блистало, короче становился день; ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу и т.д.

Воспитатель: Молодцы, а вот поэт Н. Рубцов в своём стихотворении «У сгнившей лесной избушки» рисует чудесную картину осени. Сейчас Ксюша  расскажет нам это стихотворение, а мы с вами закроем глаза и мысленно нарисуем эту  картину.( дети закрывают глаза и слушают стихотворение)

Воспитатель: Так что же вы нарисовали бы на своей картине, прослушав это стихотворение?

Дети: Лесная опушка, избушка, белые берёзы, синие небеса, журавли,  лодка, плывущая по каналу, падающие жёлтые листья и т.д.

Воспитатель: Вот видите, какая красивая картина у нас с вами получилась, но мы с вами мысленно рисовали её ,а вот есть люди-художники, которые рисуют картины красками и передают своё отношение к осени - цветом. Посмотрите, как  много у нас сегодня иллюстраций, и все они о каком времени года?

Дети: Об осени.

Воспитатель: По одной из них мы постараемся составить красивый рассказ, но прежде сделаем небольшую разминку

     Физкультминутка:  « Листочки»

Мы листики осенние,                                                                                                На ветках мы сидим (присесть).                                                                       Дунул ветер - полетели,                                                                                        Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)                                                            И на землю тихо сели (присесть).                                                                       Ветер снова набежал,                                                                                              И листочки все поднял (легкий бег по кругу).                                             Закружились, полетели,                                                                                             И на землю тихо сели (присесть).

Воспитатель: А теперь внимательно посмотрите на эту иллюстрацию. Какое время года изображено на картине?

Дети: Осень.

Воспитатель: А как мы узнали, что это осень?

Ответы детей:

Воспитатель: Кто изображён на переднем плане картины?

 Ответы детей:

Воспитатель: Как вы думаете, нравится детям гулять в осеннем лесу? Почему?

Ответы детей:

Составление рассказа по картине, рассказы детей.

Воспитатель: Ребята вы сегодня молодцы! Много говорили об осени, слушали музыку, читали стихи, составляли рассказы по картине, а давайте сейчас поиграем.

Игра «Скажи наоборот»

Дети встают в круг на ковре, воспитатель бросает им мяч,  называя слово, тот, кто поймал, называет слово наоборот. (холодный-тёплый; красивый-страшный; сырой-сухой; печальный-весёлый; тусклый-яркий и т.д.)

Воспитатель: А сейчас мы еще свами  поиграем  в одну игру.

Игра «Собери  картинку»                                                                                    ( 4 команды, на столах у каждой команды лежат картинки- пазлы, которые нужно собрать. На доске образцы этих картин.)

Воспитатель: Молодцы, все команды справились с заданием.  А  какое время года изображено на картинках?

Ответы детей:

Воспитатель: Сейчас мы с вами вспомним  загадки  об осени.                     (дети  отгадывают загадки)

           ***                                                                                                               Утром мы во двор идём -                                                                            Листья сыплются дождём,                                                                              Под ногами шелестят,                                                                                         И летят, летят, летят…(Осень)

Рыжий Егорка,                                                                                                   Упал на озерко,                                                                                                    Сам не утонул,                                                                                                           И не всколыхнул. (Осенний лист)

Мочит поле, лес и луг,                                                                                     Город, дом и всё вокруг!                                                                         Облаков и туч он вождь,                                                                                Ты же знаешь,- это…(Дождь)

Тучи нагоняет,                                                                                                      Воет, задувает.                                                                                                   По свету рыщет.                                                                                        Поет да свищет (Ветер).

Осень в гости к нам пришла.                                                                              И с собою принесла…                                                                                  Что? Скажите наугад!                                                                                          Ну, конечно (Листопад).

Солнца нет, на небе тучи,                                                                             Ветер вредный и колючий.                                                                               Дует так, спасенья нет!                                                                                    Что такое? Дай ответ ( Поздняя осень).

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались, играли. А что вам понравилось больше всего?

Ответы детей:

Воспитатель: А сейчас посмотрите на выставку, которая называется «Дары осени». Чего тут только нет: и овощи, и фрукты, и соленья, и варенья.

Воспитатель: За то, что вы так много знаете об осени, и так хорошо рассказывали о ней, она угощает вас сладкими фруктами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие ( ознакомление с миром природы) и Художественно-эстетическое развитие (рисование) Тема: «Осень»

Сформировать представление о листьях и деревьях осенью; воспитывать интерес к природным изменениям, любознательность....

Итоговое занятие по развитию речина тему "Найди и назови"

Итоговое занятие по развитию речи в первой младшей группе...

Развитие речина тему: «Где прячется здоровье? »

Развитие речи на тему: «Где прячется здоровье? »...

конспект НОД развитию речи и познавательному развитию, на тему: "Осень глазами художников"

Конспект НОД по развитию речи и позновательному развитию  к презентации  , на тему : "Осень глазами художников"...