Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и обучению грамоте
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

  • Коррекционно-образовательные цели: активизировать  и расширить словарный запас, продолжать совершенствовать грамматический строй речи,  используя  речевые игры;  продолжать развивать навык звукового анализа слов, деления слов на слоги; продолжать совершенствовать умения составлять предложения по опорным картинкам и графическим схемам предлогов, совершенствовать умения определять начальный звук в словах; совершенствовать  умения использовать  специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза)

 

  • Коррекционно-развивающие цели: развивать артикуляторную моторику, общую моторику; развивать фонематический слух, фонематическое восприятие;  развивать  память, внимание, зрительное  восприятие, словесно-логическое мышление;  развивать связную речь; развивать  навыки рефлексии собственной деятельности на занятии (самоанализ, самооценка)

 

  • Коррекционно-воспитательные цели: стимулировать  формирование интереса к учебной деятельности; формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук, аудиозаписи, презентация, карточки для звукового анализа слов, карточки-картинки  для дидактических игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного занятия  по развитию речи и обучению грамоте

занятие в подготовительной группе, конспект занятия в подготовительной группе(подготовительная группа)

 

                                                                                                                         

                                                                                                           

Составила  учитель-логопед

  I  квалификационной категории

                                                                                                       Шафикова Дарья Вадимовна

                                                                       

Кемерово, 2022

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

  • Коррекционно-образовательные цели: активизировать  и расширить словарный запас, продолжать совершенствовать грамматический строй речи,  используя  речевые игры;  продолжать развивать навык звукового анализа слов, деления слов на слоги; продолжать совершенствовать умения составлять предложения по опорным картинкам и графическим схемам предлогов, совершенствовать умения определять начальный звук в словах; совершенствовать  умения использовать  специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза)

  • Коррекционно-развивающие цели: развивать артикуляторную моторику, общую моторику; развивать фонематический слух, фонематическое восприятие;  развивать  память, внимание, зрительное  восприятие, словесно-логическое мышление;  развивать связную речь; развивать  навыки рефлексии собственной деятельности на занятии (самоанализ, самооценка)

  • Коррекционно-воспитательные цели: стимулировать  формирование интереса к учебной деятельности; формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук, аудиозаписи, презентация, карточки для звукового анализа слов, карточки-картинки  для дидактических игр.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент

(Дети входят в зал  под музыку и встают в полукруг)

 Приветствие.

 Логопед: Добрый день, ребята! Посмотрите, сколько к нам пришло гостей! Давайте с ними поздороваемся.

                                                             — Добрый день! — тебе сказали,

       — Добрый день! — ответил ты.

       Как две ниточки связали

      Теплоты и доброты.

  1. Введение в тему занятия:

Логопед: Ребята, вы любите путешествовать?  А куда можно отправиться в путешествие? (перечисление)

Логопед: Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. А как называются люди, летающие в космос? (Космонавты)

  1. Основная часть
  • Д/и  «Скажи наоборот».

Чтобы узнать, каким должен быть настоящий  космонавт, мы поиграем в игру (Дети подбирают противоположное по значению слово).

ленивый – трудолюбивый

злой – добрый

слабый – сильный

медлительный - быстрый

неряшливый – аккуратный

грустный – весёлый

нервный – спокойный

трусливый – смелый

неуклюжий – ловкий

Логопед: Правильно. Молодцы! Я уверенна, что вы обладаете всеми качествами космонавтов, и готовы отправиться в полет!

  • А на чем летают в космос? (На ракете).

Логопед: Совершенно верно. Вот и для вас из конструкторского бюро прислали специальную ракету для юных космонавтов. Экипаж, надеть скафандры! Надеть шлемы! Надеть перчатки! Внимание! Приготовиться к старту! Начинаем обратный отсчет 5-4-3-2-1-пуск! Закройте глаза, сейчас мы летим с огромной скоростью, у вас очень тяжелые руки, ноги, голова. Напрягитесь, почувствуйте эту тяжесть. (Стоя на одной ноге, удерживают равновесие, помогая руками).

     Но вот вырвались мы из притяжения земли, откройте глаза, мы в состоянии невесомости – давайте испытаем это состояние. 

В невесомости плывем

Мы под самым потолком

Логопед: Ну, вот мы и в космосе.

Посмотрите как здесь красиво

                                                                   (на экране  появляется  изображение космоса)

Логопед: В космосе нет кислорода, и чтобы экономно расходовать запас воздуха в ракете, не забывайте в полете правильно дышать. Носом-вдох, ртом-плавный выдох. (Выполняют дыхательную гимнастику).

Логопед: Мы прилетели на планету Меркурий. Займите свои места!

Ребенок: Это самая маленькая планета нашей солнечной системы. Меркурий расположен очень близко к Солнцу, поэтому на этой планете очень жарко.

Логопед: Посмотрите, какие необычные цветы на Меркурии. Да это же зеркальные цветы, они умеют повторять все движения. Давайте проверим, смогут ли эти необычные цветы повторить за нами наши движения. (Проводится артикуляционная гимнастика)

  • Упражнения «Заборчик», «Хоботок», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Лошадка»

Логопед: А теперь давайте оставим цветы на их планете, а сами отправимся путешествовать дальше.

Логопед: На нашем пути три планеты – «Слогознайки». (Деление слов на слоги)

 Логопед: На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах картинки, посмотрите на них внимательно и произнесите это слово, определите количество слогов в этом слове. Закрепите картинки  на доске под нужной планетой.

1) Дом, луг, дождь.

2) Небо, космос, Земля, звезда, Луна, спутник.

3) Планета, ракета, комета, телескоп, космонавт, астроном.  

Логопед: Молодцы, помогли словам вернуться домой.

Логопед: А мы отправляемся дальше. На нашем пути отгадайте что:

Всё ракета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора -

Это чёрная….. (дыра)

Звуковой анализ слова.

     Но сначала давайте вспомним:

- Скажите, какие звуки мы называем гласными?

Ребенок:                                 

Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки гласные.

- Скажите, а какие звуки мы называем согласными?

Ребенок:                                     А СОГЛАСНЫЕ … согласны

Шелестеть, рычать, скрипеть,

Даже фыркать и хрипеть

Но не хочется им петь.

- Какие бывают согласные звуки?  (твердые-мягкие, звонкие-глухие)

- Как  мы обозначаем  твердые согласные звуки? Согласные мягкие звуки?

     Логопед: Молодцы, ребята! Про звуки вы все знаете!

Логопед: Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. Откройте ваши бортовые журналы, выложите звуковую схему слова. (Анализ слова дыра)

Логопед: Благополучно пролетели мимо чёрной дыры и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели.

Логопед: Мы прилетели на планету Сатурн. Это самая красивая и необычная планета. Ребята, а чем необычен Сатурн, чем эта планета отличается от других планет? (Ответы)

Логопед: Правильно. Кольцо вокруг Сатурна чем – то напоминает беговую дорожку. Наверное, это очень спортивная планета. Нам пора немного отдохнуть. Давайте на ней порезвимся и поиграем.

   Физкультминутка «Танец зебрика»

Логопед: Ну а нам пора отправляться в путь. Мы прилетели на планету Венера. Это очень красивая планета. Планета получила своё название в честь богини красоты - Венеры. На  нашем пути следующее испытание. Очень интересная  игра, которая называется «Узор из звуков». 

Логопед: Ребята, возьмите конверт. Достаньте карточку  с картинками, определите, на какой звук  начинаются названия картинок. Затем нужно к каждой картинке подобрать квадрат, название цвета которого начинается с того же звука, что и название картинки. Если все цветные квадраты будут разложены правильно, то получится узор. 

Логопед:  Молодцы! Вы и с этим заданием справились! Нам пора в путь!

Логопед: На нашем пути следующее испытание.

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его – полоска света,

А зовут объект…

Дети  (хором): Комета

Логопед: Возьмите карточку с изображением кометы, на хвосте которой  разместилась картинка

 и графическая схема маленького слова. Составьте предложение. (Д/и «Составь предложение»)

Логопед:  Назовите предложение. Сколько слов в предложении?  Какое маленькое слово есть в предложении?

Логопед:  Молодцы! Вы и с этим заданием справились!

Логопед: Ребята, нам пора возвращаться домой. Чтобы поскорей очутиться дома, мы совершим стремительный перелет. Мы с вами закроем глаза, вслух сосчитаем до трех, и окажемся на Земле. (Считают до трех).

IV. Итог занятия.

Логопед: Мы прилетели с вами на нашу родную планету – Земля. Вот и завершилось наше космическое путешествие. Вам понравилось путешествовать в космосе (Ответы).

  • Ребята, скажите, что вам понравилось больше всего?
  • С  каким  заданием  вы  справились  легко?
  • Какие трудности испытали сегодня на занятии?
  • С каким настроением вы уходите с занятия?

 Логопед: Вы мне тоже очень понравились, были настойчивыми, внимательными,   сообразительными Я благодарю вас. Спасибо!

Логопед: Ребята, вы дружный и смелый космический экипаж! И за ваши умения и старания вы награждаетесь медалями и сладкими угощениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в средней группе по программе 2100.

Самоанализ к занятию по развитию речи и обучению грамоте.  Тема занятия "Мебель для домика на крыше"....

Конспект открытой НОД по развитию речи и обучению грамоте (старшей) группе "Волшебница - Зима"

Непосредственно - образовательная деятельность проводилась с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по теме "Волшебница - Зима". В конспекте включены различные развивающие игры, загадки, сюрп...

Конспект открытого мероприятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Грамота, мой лучший друг!»

Открытое мероприятие для родителей старшей группы в образовательной области " Речевое развитие" - Обучение грамоте на конец учебного года.Речевое развитие включает владение речью как средством общения...

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Осеннее путешествие»

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осеннее путешествие"...