Конспект ОД для детей старшей группы на тему: «Праздник Сороков» Образовательная область «Речевое развитие»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ещенко Светлана Владимировна

Цель:  Познакомить детей с традицией празднования прилета птиц на Руси - Сороками.
Программные задачи:

  • продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песнями;
  • познакомить с обычаем русского народа праздновать день птиц; играми и развлечениями на праздниках;
  • создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность;
  • воспитывать уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.

Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: видеопрезентация «Праздник птиц», презентация для игры «Вопрос – ответ», проектор, проекционная доска, компьютер, русские народные костюмы для каждого ребенка, педагога, жаворонки из соленого теста – по числу детей, поднос, искусственное деревце без листьев с яркими ленточками, колокольчик, свистульки – по числу мальчиков, русские народные платки – по числу девочек, сундук, гелиевые воздушные шары – по числу детей, объемные картинки жаворонков.

Методы.
Наглядный, словесный, практический.

Приёмы.
Наглядные: показ, презентации, прослушивание аудиозаписи, рассматривание.

Практические: русская народная закличка птиц, русская народная игра «Жаворонки», хоровод с игрой на музывальных инструментах (свистульках).

Словесные:  беседа, вопросы, пояснения,  художественное слово,  рассказы детей и воспитателя.

Ход образовательной деятельности.

I. Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, какие вы все красивые и нарядные. Я тоже нарядилась перед приходом к вам. Так на Руси одевались в праздники. Русские люди во все времена года любили отмечать праздники. Ребята, какое сейчас время года? Саша, скажи тоже. Оля, а как ты думаешь? Подойдите, присаживайтесь на стулья.

  1. Игра «Вопрос – ответ».

Составление картины по вопросам. Ответы появляются на слайде.

Воспитатель: Что весною голубое, высокое, чистое? (небо)

Что в небе легкое, белое, пушистое? (облако)

Что весною греет, светит, припекает? (солнце)

Что весною на деревьях набухает, лопается, расцветает? (почки)

  1. Мотивация.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая весенняя картина у нас получилась. А в народе говорили так: «Когда солнышко пригреет, тогда и вода разольется тогда и лес зазеленеет, тогда и птицы прилетают. Ребята, а кого на нашей картине не хватает? Кто к нам не прилетел?

Воспитатель: Да, ребята, на нашей картине птиц не хватает. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы птицы появились?

II. Основная часть.

  1. Беседа «Праздник прилета птиц».

Воспитатель: А вы знаете, что на Руси существовала такая традиция – отмечать праздник – прилет птиц. Чтобы птицы прилетели, их надо закликать, зазывать, значит. На Руси в давние времена люди к прилету птиц готовились по - особому. Этот Праздник отмечали  22 марта. Ой, а я и забыла – ведь это же завтра! А вы знаете, как зазывали птиц раньше? А вот как это было – мы сейчас посмотрим. Садитесь удобнее и смотрите внимательно.

  1. Просмотр видеосюжета о традиции празднования Сороков на Руси.
  2. Видеопросмотр – прослушивание произведения музыкального фольклора.

Воспитатель: А еще по обычаю люди играли в народные игры, хороводы девушки водили, песни пели – шумно, весело праздник проходил. Посмотрите, как это было.

Воспитатель: Ребята, так как раньше зазывали птиц? Правильно, пекли жаворонков и зазывали птиц, произносили заклички,  играли в русские народные игры и водили хороводы.

  1. Русская народная закличка.

Воспитатель: Я к вам приехала не с пустыми руками. Испекла жаворонков. Подойдите, пожалуйста. Посмотрите, какие красивые жаворонки. Возьмите себе того, который понравится и  становитесь вокруг дерева – будем весну зазывать, птиц закликать, может, они услышат нас и прилетят.

Дети хотят вокруг дерева с жаворонками, говорят слова:

Жаворонки, прилетите!

Студеную зиму прогоните!

Теплую весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Воспитатель: Давайте рассадим  жаворонков на дерево.  Если кто-то захочет, можно посадить и в гнездышко, и на веточку, а можно и под деревце. Смотрите, какое красивое дерево у нас получилось.

  1. Народная игра «Жаворонок».

Воспитатель: Посмотрите, ребята, а птицы – то не появились – нигде их не видно. Ребята, а как ещё в старину на Руси  зазывали птиц? Правильно, играли в народные игры. Какие народные игры Вы знаете?

У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит

Выходи - ка детвора

Поиграть пришла пора….

Воспитатель: Я вас сегодня познакомлю с народной игрой, которая называется «Жаворонок». А правила игры будут такие: я проговариваю слова и звоню в колокольчик. Когда я остановлюсь между детьми, эти дети бегут в разные стороны и кто первым возьмет колокольчик из моих рук, тот и будет водящим. Разрешите, я начну – я буду водящей?

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел

Тот, кто песенку найдет,

Будет счастлив целой год!!!!

Воспитатель: Ну что, ребята, прилетели птицы? Не видно, не слышно птиц! Что ещё делали в старину на Руси, чтобы птиц зазвать?

  1. Хоровод.

Воспитатель: Так давайте заведём хоровод. По русскому обычаю девочки хоровод водили, а мальчики выбегали на улицу со свистульками и свистели, а птицы откликались на свистульки своими голосами и прилетали. Мальчики, подойдите, возьмите свистульки, станьте рядом – будете нам помогать, птиц зазывать. Девочки, возьмите платки и становитесь в хоровод вокруг нашего красивого деревца. 

III. Заключительная часть.

  1. Итог мотивации.

Воспитатель: Слышу, слышу, птицы защебетали. Давайте положим на место платки и свистульки и пойдем птиц встречать. А вот и птицы прилетели.

На картине, которая была в игре «Вопрос – ответ», появляется анимация птиц.

Педагог незаметно выпускает из сундука, стоящего в углу групповой, гелиевые воздушные шары, к концам ниточек которых прикреплены объемные картинки жаворонков. 

Воспитатель: Ой, сколько птиц! Рассмотрите, какие они все красивые, разные.

  1. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, у нас получилось птиц зазвать? Кому вы расскажите об этой традиции? Подойдите, возьмите понравившуюся птицу на память о нашем занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_ptits.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  Познакомить детей с традицией празднования прилета птиц на Руси - Сороками.
Программные задачи:

  • продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песнями;
  • познакомить с обычаем русского народа праздновать день птиц; играми и развлечениями на праздниках;
  • создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность;
  • воспитывать уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.

Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: видеопрезентация «Праздник птиц», презентация для игры «Вопрос – ответ», проектор, проекционная доска, компьютер, русские народные костюмы для каждого ребенка, педагога, жаворонки из соленого теста – по числу детей, поднос, искусственное деревце без листьев с яркими ленточками, колокольчик, свистульки – по числу мальчиков, русские народные платки – по числу девочек, сундук, гелиевые воздушные шары – по числу детей, объемные картинки жаворонков.

Методы.
Наглядный, словесный, практический.

Приёмы.
Наглядные: показ, презентации, прослушивание аудиозаписи, рассматривание.

Практические: русская народная закличка птиц, русская народная игра «Жаворонки», хоровод с игрой на музывальных инструментах (свистульках).

Словесные:  беседа, вопросы, пояснения,  художественное слово,  рассказы детей и воспитателя.

Ход образовательной деятельности.

I. Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, какие вы все красивые и нарядные. Я тоже нарядилась перед приходом к вам. Так на Руси одевались в праздники. Русские люди во все времена года любили отмечать праздники. Ребята, какое сейчас время года? Саша, скажи тоже. Оля, а как ты думаешь? Подойдите, присаживайтесь на стулья.

  1. Игра «Вопрос – ответ».

Составление картины по вопросам. Ответы появляются на слайде.

Воспитатель: Что весною голубое, высокое, чистое? (небо)

Что в небе легкое, белое, пушистое? (облако)

Что весною греет, светит, припекает? (солнце)

Что весною на деревьях набухает, лопается, расцветает? (почки)

  1. Мотивация.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая весенняя картина у нас получилась. А в народе говорили так: «Когда солнышко пригреет, тогда и вода разольется тогда и лес зазеленеет, тогда и птицы прилетают. Ребята, а кого на нашей картине не хватает? Кто к нам не прилетел?

Воспитатель: Да, ребята, на нашей картине птиц не хватает. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы птицы появились?

II. Основная часть.

  1. Беседа «Праздник прилета птиц».

Воспитатель: А вы знаете, что на Руси существовала такая традиция – отмечать праздник – прилет птиц. Чтобы птицы прилетели, их надо закликать, зазывать, значит. На Руси в давние времена люди к прилету птиц готовились по - особому. Этот Праздник отмечали  22 марта. Ой, а я и забыла – ведь это же завтра! А вы знаете, как зазывали птиц раньше? А вот как это было – мы сейчас посмотрим. Садитесь удобнее и смотрите внимательно.

  1. Просмотр видеосюжета о традиции празднования Сороков на Руси.
  2. Видеопросмотр – прослушивание произведения музыкального фольклора.

Воспитатель: А еще по обычаю люди играли в народные игры, хороводы девушки водили, песни пели – шумно, весело праздник проходил. Посмотрите, как это было.

Воспитатель: Ребята, так как раньше зазывали птиц? Правильно, пекли жаворонков и зазывали птиц, произносили заклички,  играли в русские народные игры и водили хороводы.

  1. Русская народная закличка.

Воспитатель: Я к вам приехала не с пустыми руками. Испекла жаворонков. Подойдите, пожалуйста. Посмотрите, какие красивые жаворонки. Возьмите себе того, который понравится и  становитесь вокруг дерева – будем весну зазывать, птиц закликать, может, они услышат нас и прилетят.

Дети хотят вокруг дерева с жаворонками, говорят слова:

Жаворонки, прилетите!

Студеную зиму прогоните!        

Теплую весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Воспитатель: Давайте рассадим  жаворонков на дерево.  Если кто-то захочет, можно посадить и в гнездышко, и на веточку, а можно и под деревце. Смотрите, какое красивое дерево у нас получилось.

  1. Народная игра «Жаворонок».

Воспитатель: Посмотрите, ребята, а птицы – то не появились – нигде их не видно. Ребята, а как ещё в старину на Руси  зазывали птиц? Правильно, играли в народные игры. Какие народные игры Вы знаете?

У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит

Выходи - ка детвора

Поиграть пришла пора….

Воспитатель: Я вас сегодня познакомлю с народной игрой, которая называется «Жаворонок». А правила игры будут такие: я проговариваю слова и звоню в колокольчик. Когда я остановлюсь между детьми, эти дети бегут в разные стороны и кто первым возьмет колокольчик из моих рук, тот и будет водящим. Разрешите, я начну – я буду водящей?

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел

Тот, кто песенку найдет,

Будет счастлив целой год!!!!

Воспитатель: Ну что, ребята, прилетели птицы? Не видно, не слышно птиц! Что ещё делали в старину на Руси, чтобы птиц зазвать?

  1. Хоровод.

Воспитатель: Так давайте заведём хоровод. По русскому обычаю девочки хоровод водили, а мальчики выбегали на улицу со свистульками и свистели, а птицы откликались на свистульки своими голосами и прилетали. Мальчики, подойдите, возьмите свистульки, станьте рядом – будете нам помогать, птиц зазывать. Девочки, возьмите платки и становитесь в хоровод вокруг нашего красивого деревца.  

III. Заключительная часть.

  1. Итог мотивации.

Воспитатель: Слышу, слышу, птицы защебетали. Давайте положим на место платки и свистульки и пойдем птиц встречать. А вот и птицы прилетели.

На картине, которая была в игре «Вопрос – ответ», появляется анимация птиц.

Педагог незаметно выпускает из сундука, стоящего в углу групповой, гелиевые воздушные шары, к концам ниточек которых прикреплены объемные картинки жаворонков.  

Воспитатель: Ой, сколько птиц! Рассмотрите, какие они все красивые, разные.

  1. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, у нас получилось птиц зазвать? Кому вы расскажите об этой традиции? Подойдите, возьмите понравившуюся птицу на память о нашем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Федорено горе»

«Федорено горе»Цель: Вызвать у детей интерес к учебной деятельности.Задачи: ·        Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения; закрепить знания н...

Конспект регламентированной образовательной деятельности детей 6-7 лет по образовательной области Речевое Развитие развитие тема: "Цветик- Семицветик"

Цель: обучать детей умению слушать собеседника;Задачи:Воспитательные:  - воспитывать гуманное отношение у детей к друг другу в общении;  - быть внимательным к партнеру не перебивать его...

Конспект регламентированной образовательной деятельности детей 5-6 лет по образовательной области Речевое Развитие развитие тема: "Путешествие в страну сказок"

Цель: Формирование у детей умения осмысленно работать над собственным произношением. Задачи:1. Образовательные:    учить детей передавать образы сказочных героев.2. Развивающие:раз...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" по теме: "Мой город"

Интегрированнное занятие построено в виде экскурсии-рассказа о родном городе, ее истории, об основных улицах, о памятниках и площади с показом иллюстраций. В основе непосредственной образовательной де...

Конспект занятия для детей старшей группы по реализации образовательной области "Речевое развитие". Тема «Транспорт».

Цель занятия: уточнение и расширение словаря детей по теме «транспорт»; закрепление знаний о видах транспорта, его предназначении; развитие диалогической речи, речевого слуха, зрительного ...

НОД Тема: «Хакасская одежда» Интеграция областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Тема: «Хакасская одежда»Интеграция областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое раз...