Конспект Организованной Образовательной Деятельности Тема: «Королева шляп» для детей с задержкой психического развития.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Формировать представления детей  об обобщающем понятии "головные уборы", используя  кинезиологические  практики и игровые упражнения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ood_koroleva_shlyap.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 14» г. Туймазы

Муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

Организованной Образовательной Деятельности

Тема: «Королева шляп»

для детей с задержкой психического развития.

Форма проведения: интегрированная

(«Познавательное развитие» /

«Речевое развитие» / «Художественно – эстетическое развитие»)

Возраст детей: 5-7 лет.

                                                                    Выполнил:

                                                                                      учитель - дефектолог

                                                                          Якунина Н. П.

                                                     

г. Туймазы, ул. Мичурина 19д.

Цель: Формировать представления детей  об обобщающем понятии "головные уборы", используя  кинезиологические  практики и игровые упражнения.

 Задачи:

Коррекционно - образовательные: 
- обобщать и  систематизировать элементарные знания дошкольников о головных уборах, о материалах, необходимые для их изготовления; об  использовании в определенное время года;

-активизировать  активный и пассивный словарь по лексической теме «Головные уборы»;

- развивать у детей умения с помощью графической аналогии  рассказывать знакомые стихотворения  по мнемотаблице;

- формировать навык построения предложения;  связную речь;

- закреплять умение детей выразительно читать знакомые стихотворения, передавать их настроение и естественные интонации;

- совершенствовать представления о смысловой стороне слова, обобщающих  наименованиях, словах  с уменьшительно-ласкательным значением.

Формировать способы словообразования прилагательных.

Коррекционно - развивающие:
- развивать словесно - логическое мышление детей,  умение устанавливать и объяснять причинно-следственные связи;

- развивать слуховое и зрительное внимание, мыслительные процессы (анализ);
- развить поэтический слух; способность чувствовать выразительные средства художественной речи;

- развивать чувство композиции, цветовосприятия через изготовлениеподелки;

- развивать мелкую моторику  рук, ориентировку в пространстве;

Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать навыки совместной деятельности, уважения друг к другу, умение слушать, не  перебивая;

- воспитывать бережное отношение к головным уборам.

- воспитывать общую музыкальную, речевую, двигательную культуру.

- прививать эстетический вкус.

Методические приемы:

Игровые: игровые упражнения, показ слайдов о головных уборах, художественное слово,

Кинезиологические приемы: релаксация, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, инструкция, вопросы, указания, задания.

Оборудование: ноутбук; телевизор; слайды «Головные уборы»,  схемы построения предложений и связного рассказа (мнемодорожки и мнемотаблица); Письмо  от Доброго Волшебника; цветная самоклеящаяся бумага, ножницы, шаблоны звезд, простые карандаши, шляпа Волшебника, головные уборы - беретка, шапки (меховая и вязаная), шляпы (фетровая и соломенная), колпак Петрушки, платок, кепка, панамка, валенок, кофта; колокольчик; музыкальный центр, фонограммы с записями инструментальной музыки: «Тропиночка», «Волшебная шляпа», «Чудесное возвращение», трек № 11«Сhina wief. Рobre».

Словарная работа:

Слова – предметы (существительные): Шапка, шапка-ушанка, шляпа, кепка, фуражка, пилотка, бескозырка, шлем, колпак, платок, косынка, панамка, берет, поля, отворот, лента, донышко, кисточка, помпон, завязки,  шнурки, молния, застёжки и т д.

Слова – действия (глаголы): (Что делают? Что с ними можно делать?):

Рассматривать, примерять, покупать, продавать, дарить, надевать, снимать, чистить, мыть, сушить,  протирать, ходить, вязать, шить, положить, убрать, сшить, связать, пришить, завязать, развязать, переодеть. и т. д.

Слова – признаки(прилагательные): Новая, старая, чистая, грязная, черная, светлая, разноцветная, удобная, красивая, зимняя, летняя, осенняя, теплая, легкая, меховая, вязанная, соломенная, фетровая, ситцевая,  кожаная, меховая, соломенная, шёлковый, пуховый, шерстяной и т.д.

Предварительная работа:

  •  Наблюдения за людьми - «Какие головные уборы носят люди?».
  • Беседы на темы: «Головные уборы», «Что люди носят?», «Шляпки».
  • Дидактические игры: «Укрась шляпу», «Одень куклу»,  «Четвертый – лишний», «Сложи  шляпку».
  • Чтение художественной литературы: «Живая шляпа» Н. Носов, «Красная шапочка» Ш. Перро.
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам, стихам, рассказам.
  • Рассматривание картинок, рисунков по теме «Профессии», «Головные уборы».
  • Рассматривание  Журналов моды, газет.
  • Изготовление шляпы (картон и цветная самоклеющаяся бумага).
  • Загадывание загадок, разучивание пальчиковых игр, стихов, физминуток о головных уборах.

Ход организованной образовательной деятельности.

I часть. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Желаю вам, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение

1. Валеологическая песенка «Доброе утро!».

Здравствуй, солнышко родное,                  (Руки плавно поднимают вверх.)

Здравствуй, небо голубое!                         (Руки плавно разводят в стороны.)

Мы навстречу вам откроем                        (Поворачиваются и кланяются друг другу.)

И ладошки и сердца.                                   (Руки прижать к груди.)

Пусть тепло всем в мире будет,                (Руки плавно протягивают вперед.)

Улыбаются пусть люди                              (Улыбаются.)

И о грусти  позабудут,                                (Выполняют «пружинку».)

Доброта царит всегда!                               (Поднимают руки вверх.)     

Сюрпризный момент. В группу  влетает воздушный шар с конвертом.

Педагог: Дети, посмотрите, что за волшебный конверт с посланием. Давайте откроем и узнаем, кто нам  его прислал. 

Педагог (зачитывает послание): «Дорогие ребята, у меня случилась беда. Я гулял на улице, вдруг налетел ветер и унес мою шляпу в далекую Страну головных уборов. Без нее мое волшебство бессильно. Помогите, пожалуйста. Добрый Волшебник».

Педагог: - Ребята,  что будем делать? Давайте отправимся в Страну головных уборов и найдем шляпу  Доброго Волшебника.
- Ну, что, вы готовы?  
(Да). Тогда – в путь!

2. Упражнение «Змейка».

(Музыка»Тропипочка», автор Крайнов.)

Дети берутся за руки и идут друг за другом «змейкой».

Тропиночка, тропиночка, беги в волшебный лес,      (Обычная ходьба.)

Тропиночка, тропиночка, открой нам мир чудес.      (Топающий шаг.)

Тропиночка, тропиночка, ведет нас не спеша,          

Тропиночка, тропиночка, дорога в чудеса.                (Постепенное замедление

                                                                                         шага.)    

По окончании упражнения дети оказываются в Стране головных уборов, где их встречает Королева Шляп. (Звучит музыка из к/ф «Соломенная шляпка» (И.Шварц)  «Шляпный салон»)

Королева Шляп: Здравствуйте, дети. Я рада приветствовать вас в своем Королевстве! Что привело вас ко мне?

Педагог: Королева Шляп помоги, пожалуйста, отыскать  шляпу Доброго Волшебника.

Королева Шляп: Хорошо я помогу вам.

Давайте посмотрим вот на эту выставку, может быть тут, его шляпу найдем.

Подходит к столу и показывает детям шапку.

Королева Шляп: Что же это такое?

 Дети: Шапка.        

Королева Шляп: А из чего она сшита?

Дети: Из меха.

Королева Шляп: Если шапка из меха, то она какая?

Дети: Меховая

Королева Шляп: В какое время года ее носят?

Дети: Зимой.

Королева Шляп: Почему?

Дети: Потому что, этот материал хорошо удерживает тепло.

Королева Шляп: Что же это такое?

Дети: Кепка.

Королева Шляп: Из чего она сшита?

Дети: Из кожи.

Королева Шляп: Если кепка из кожи, то она какая?

Дети: Кожаная.

Королева Шляп: Что же это такое?

Дети: Шляпа.

Королева Шляп: Из чего она сшита?

Дети: Из фетра.

Королева Шляп: Если шляпа из фетра, то она какая?

Дети: Фетровая.

Королева Шляп: Что же это такое?

Дети: Шапка.

Королева Шляп: Из чего она связана?

Дети: Из шерсти.

Королева Шляп: Если шапка связана из шерстяных ниток, то она какая?

Дети: Шерстяная.

Королева Шляп: Что же это такое?

Дети: Панама.

Королева Шляп: Из чего она сшита?

Дети: Из ситца.

Королева Шляп: Если панама из ситца, то она какая? 

Дети: Ситцевая.

Королева Шляп: Как можно назвать двумя словами то, что находится у меня на столе?

Дети:  Головные уборы.
Королева Шляп: Почему их так называют?

Дети:  Потому что их носят на голове.
Королева Шляп: Для чего нужны головные уборы?

Дети: Для того, чтобы защищать голову от холода, ветра, дождя, солнечных лучей, от несчастных случаев во время работы, и ещё их носят просто для красоты.
Королева Шляп:  А как вы думаете, почему одни головные уборы мы носим зимой, а другие летом?

Дети: Они из разного материала.

Королева Шляп: Молодцы, как много вы знаете о головных уборах.

Педагог: Но здесь нет шляпы Волшебника.

Королева Шляп: Кажется, я знаю, у меня есть волшебный сундучок, может быть, там мы найдём шляпу Волшебника.

Королева Шляп показывает детям головные уборы из сундучка и просит их назвать, каким сказочным героям они принадлежат: Красной Шапочке, Буратино, Гному, Деду Морозу, а последней оказывается колпак Петрушки.

Педагог (обращает внимание  на колпак Петрушки): Дети, посмотрите, может,  мы ищем вот этот головной убор? Он такой красивый, необычный.

Королева Шляп: Нет, он, конечно, очень красивый, но не волшебный. А кто его носит, ребята?

Дети: Петрушка.

Королева Шляп: Правильно - это колпак Петрушки.

Педагог: Может он и не волшебный, но зато с ним можно весело поиграть. Добрая королева поиграй и ты с нами. Поможешь нам выбрать водящего  - «Колпачка».

Королева встает в центр круга и кружится на месте с вытянутой вперед рукой, приговаривая:

- Раз, два, три - «Колпачок», выходи.

Физминутка

 Музыкально ритмическая  игра «Колпачок».

Выбранный  ребенок - «Колпачок» сидит в центре круга.

Колпачок, колпачок,                       (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Тоненькие ножки,                            (Водящий сидит в центре круга.)

Красные сапожки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,  

На ноги поставили,                         (Дети подбегают к «Колпачку»

Танцевать заставили.                       и ставят его на ноги.)

Танцуй сколько хочешь,                 (Отходят назад, хлопая в ладоши.)

Выбирай кого захочешь!

        Водящий выбирает себе пару и кружится под хлопки зрителей.

Педагог: А больше не осталось в вашем сундучке головных уборов?

Королева Шляп: Сундучок мой пуст, но есть ещё один головной убор,  я не знаю

кому он принадлежит.

II часть.

Педагог (вертит в руках найденную шляпу):  Да. Это именно она -  шляпа доброго Волшебника! А разве его шляпа  может быть такой мрачной?

Королева Шляп: Дети, поможем Волшебнику украсить его шляпу звездами?

Дети: Да.

Королева Шляп: Нужно на бумаге простым карандашом обвести шаблон звёздочки. Затем вырезать ее ножницами аккуратно по контуру. После этого отделить и отложить бумажный слой, а саму звезду липкой стороной приклеить на шляпу и расправить пальчиком ее лучи, чтоб не осталось морщинок.

Королева шляп: Дети, прежде чем приступить к работе, давайте разомнём наши помощники.

Пальчиковый массаж «Чтоб не мерзла голова»

Чтоб не мерзла голова,              (Вращение кулачками рук.)

Шапка теплая нужна:                 (Сжимание и разжимание рук.)

Красная с помпоном,                 (Массаж большого пальца.)

Синяя с зеленым,                       (Массаж указательного пальца.)

Желтая с ромашками,                (Массаж среднего  пальца.)

Белая с букашками,                   (Массаж безымянного пальца.)

Разноцветная, с ушами.             (Массаж мизинца пальца.)

Надевайте шапки сами!               (Хлопки в ладоши.)

Дети садятся за столы, приступают к работе. (Звучит негромкая музыка: трек № 11«Сhina wief. Рobre»).    

После завершения работы, дети демонстрируют украшенную шляпу. Королева шляп рассматривает ее и восхищается аккуратностью и умениями детей. Звучит торжественная музыка («Волшебная шляпа»), дети хлопают в ладоши.

Королева шляп: Какие старательные дети, что ж теперь вы сможете её вернуть Волшебнику.

Но что бы очутиться в замке,  нужно произнести заклинание и обязательно закрыть глаза («колдует» волшебной палочкой).

Заклинание:

Палочкой волшебной

В воздухе взмахнем.

К доброму волшебнику

В сказку попадем!

Раз, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.

Дети открывают глаза и видят грустного Волшебника. Дети приветствуют Волшебника, тот  в ответ грустно кивает им.

Педагог:

- Добрый Волшебник, мы получили Ваше письмо и сразу отправились в Страну головных уборов за Вашей шляпой. Вот Ваш волшебный головной убор.

Волшебник:

- Да, это мой головной убор, он особенный - волшебная шляпа! Без нее я не могу вспомнить ни одного заклинания! Волшебства не получается!

 Затем примеряет ее. Звучит торжественная музыка А. С. Воронина «Волшебная шляпа»

 дети хлопают в ладоши.

Волшебник (радостно):

- Вот теперь я похож на  волшебника! Я очень доволен!

III часть.

 Волшебник:

- Чувствую, как волшебство возвращается ко мне. Ребята, я хочу пригласить Вас в школу юного волшебника и преподать вам несколько уроков волшебства.   Садитесь поудобнее (дети садятся на стульчики).

1. Задание первое:

У юных волшебников должны быть ловкие и гибкие пальцы, чтобы ловко владеть волшебной палочкой.

Поэтому мы их сейчас потренируем, с помощью чудесных колечек  Су джок.

В касках желтых мы как строители,                      (Массажируют большой палец.)                     

В шапочках белых все мы врачи,                            (Массажируют указательный палец.)

В касках красных мы как пожарники,                    (Массажируют средний палец.)

В касках зеленых  - мы все солдаты,                       (Массажируют безымянный палец.)

В  синих фуражках - мы полицейские.                   (Массажируют мизинец палец.)

Очень мы любим убор головной.                           («Прыгают»  пружинками по ладошкам.)

(Е. Анищенкова)

2. Задание второе:

У юного волшебника должен быть подвижный язычок, чтобы   правильно и красиво произносить трудные заклинания. Мы выучим с вами гимнастику для язычка.

- Открываем ротик – дом. Кто хозяин в доме том?    (Широко открывать рот.)

В нем хозяин – Язычок. Он удобно в доме лег.         (Рот открыт, язык внизу)   

Мы во двор гулять ходили,                                        (Движения языка влево - вправо.)

И без шарфа и без шапки.                                        (Движения язычком вперед – назад)

Язычком снежок ловили                                          (Широкий язык высовывается изо рта,

                                                                                   затем поднимается вверх

                                                                                   в виде чашечки, утягивается в рот.)

И в снегу валялись смело –                                      (Круговые движения языка.)

Потом горлышко болело.                                        (Рот широко открыт.)

Строгий доктор приезжал                                        (Кончик языка поднят вверх, произносим

                                                                                   на сильном выдохе: «А-А-А».)

Нам лекарства назначал.                                         (Открыли и закрыли рот.)

И сказал нам доктор строгий:                                  («Болтушка» язычком.)

-«Шапку, шарфик надевай,                                      («Парус» язычком.)

Будешь ты всегда здоров»                                   (Щелкнуть язычком.)

( Е.Евдокимова)

РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА:

Повторять чистоговорку, чётко проговаривая все звуки:

«Ку – ку – ку - я надену шапку»;

«Ду-ду-ду- в шапке я гулять иду»;

«За-за-за- шапка лезет на глаза»;

3. Задание третье:

Юные волшебники  должны уметь читать заколдованные послания.    Мнемотаблицы

Предложения о головных уборах:

Бабушка сшила внучке зеленую шляпу.

Дедушка подарил внуку красную бейсболку.

Мама сшила сыну меховую шапку.

Бабушка связала красную шапку.

Бабушка связала внуку шапку.

Мама сшила дочке ситцевую панаму.

Стихотворения:

1.Шапка шерстяная, наверху помпон.

Круглый словно мячик и пушистый он.

Есть еще у шапки отворот цветной.

Буду в этой шапке бегать и зимой.

(В. Мирясова)

2.Если солнце ярко светит,

Без панамы не гуляй.

Если снег закружит, ветер,

Тогда шапку надевай.

Девочкам идут платочки,

В шляпках модницы всегда,

А у мальчиков — пилотки

И бейсболки неспроста.

Головной убор к одежде

Подбирают не спеша,

Чтоб не просто грел, но прежде.

Был к лицу и украшал.

В любое время года

С очень давних пор

Защищает голову

Головной убор.

(Т. Воронкова)

Волшебник:

- Наше занятие в школе юных волшебников подошло к концу (звонит в колокольчик).

Педагог:

- Добрый Волшебник, спасибо, было очень интересно, на прощание мы хотим подарить тебе песню.

Песенка о шляпе.

(на мелодию  В. Шаинского «Песенка о папе»).

  1. Сколько песен мы с вами вместе,
    Спели дружно, их целый строй,
    А про шляпу до этой песни
    Песни не было ни одной.


Припев: В шляпе можно, в шляпе  можно,
               Быть кем угодно:
               Быть  шофёром и артистом, дрова рубить.
               В шляпе можно, в шляпе можно,
               Быть, кем угодно,
               Важно только человеком хорошим  быть.

Волшебник: Каждому выпускнику школы  я дарю медаль «Юный волшебник».

- Я вам очень благодарен за помощь и хочу подарить вам этот  колпачок (вручает детям колпак Петрушки), только осторожнее  – он с сюрпризом (конфетами). Когда вернетесь в детский сад, увидите. Сейчас я произнесу заклинание и вы вмиг окажетесь у себя в саду.

- Шляпа, шляпа, помоги!

  В детский сад детей верни.

 Если трижды покружиться,

 Сразу чудо совершиться!

Дети  повторяют слова  за Волшебником и «оказываются» в детском саду. (Звучат фанфары: «Чудесное возвращение»).

Подведение итогов:

Педагог: Что мы делали в стране головных уборов?

- Вот мы и вернулись в наш детский сад. Ребята, вам понравилось наше путешествие в страну головных уборов? (Понравилось). С кем мы там познакомились? (С Королевой Шляп). О чем мы говорили с ней? (О головных уборах). А в  «Школе юного волшебника» вам понравилось? Чем  мы помогли Доброму Волшебнику? (Помогли найти его шляпу, украсили ее). Чем мы украсили его шляпу?  (Звездами, которые вырезали сами).

Педагог хвалит детей и отмечает каждого ребенка, кто, чем отличился (кто правильно ответил на все вопросы,  быстро и аккуратно вырезал звездочку, звонко пел, первым заметил пропавшую шляпу, старательно выполнял гимнастику для язычка и т. д.), рассказывал стихи о головных уборах и т.д.

Рефлексия.
Педагог:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с элементами сказкотерапии для детей с задержкой психического развития по сказке В.Сутеева "Мешок яблок"

Цель: Развитие познавательного интареса, навыков межличностного взаимодействия, творческого воображения....

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с задержкой психического развития «Весна идет!»

занятие, на котором происходит актуализация и закрепление знаний о сезонных изменениях в природе, развивается связная речь и математические представления...

Конспект итоговой образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Тема: «ПРИКЛЮЧЕНИЕ БУРАТИНО»

Интегрированная образовательная деятельность для детей с задержкой психического развития старшего возраста....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучению грамоте). Тема: "Звуки и буквы [К] — [Г]"

Закрепление в самостоятельной деятельности умения дифференцировать звуки [К] — [Г]», проводить  звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов, слова «гуси»...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в группе № 6 для детей с задержкой психического развития в возрасте 5-7лет. Тема: «Весеннее приключение»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельностив группе № 6 для детей с задержкой психического развития в возрасте  5-7лет.Тема:«Весеннее приключение».Интеграция ...

«Зимнее путешествие» организованная образовательная деятельность с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития

laquo;Зимнее путешествие»организованная образовательная деятельность с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития...