Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Лисята».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Порубай Светлана Ивановна

Занятие способствует развитию образности речи посредством   ознакомления с художественной литературой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  занятия   по  развитию   речи в  средней  группе «Лисята».

Интеграция образовательных областей: познавательное и речевое развитие; коммуникативное, художественно-эстетическое.

Тип: интегрированное  занятие в средней группе

Формы непрерывной образовательной деятельности: совместная деятельность.

Формы организации: группа.

Методы работы по приобщению детей к чтению книг.

Словесные, наглядные, игровые.

Цель: Продолжать работу по формированию образности речи посредством   ознакомления с художественной литературой.

Задачи: развивать умение внимательно слушать, понимать художественное произведение, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию;

формировать умение употреблять в речи прилагательные, характеризующие персонажей;

расширять знания о диких животных и их жилищах;

развивать связную речь, воображение, логическое мышление, наблюдательность;

формировать правильное речевое дыхание;

 воспитывать интерес к художественной литературе.

Словарь новых слов: (шустрые, беспокойные, ловкачи)

Предварительная работа: чтение произведений Е. Чарушина «Медвежата», «Волчата», «Про зайчат», «Как лошадка зверей катала» и др.; словесные игры: «Назови признак», «Ты мой кусочек», «Чьи детки», «Раскрытое письмо», «Подскажи словечко»; лабиринт «Где, чей домик»; дидактические игры: «Назови семью», «Следопыты», «Кто у кого», «Малыши спрятались»; рассматривание иллюстраций к произведениям Е.Чарушина; знакомство с портретом Е.Чарушина; словарная работа.

Материал и оборудование: картинки с изображением животных, мольберт,  портрет Е. Чарушина, произведение   Е.Чарушина «Лисята».

                                 

 Ход занятия.

Организационный момент «Имя друга»

Улыбнитесь всем вокруг.                                                                                                                                       И скорей вставайте в круг                                                                                                                            Мячик ты передавай,                                                                                                                                     Имя друга называй.

Сюрпризный момент

Ребята сегодня в детский сад  пришло письмо от Незнайки, он  просит вас

рассказать ему о животных. Давайте поиграем в игру «Кто где живёт?»

Я буду бросать мяч поочерёдно каждому ребёнку,  задавать вопрос, а вы, возвращая мяч, отвечать.

Воспитатель:    Где живёт медведь?  -   В берлоге.

                          Где живёт волк?     -  В логове

                          Где живёт лиса?   В норе

                          Где живёт зайчик? - Под кустом.     и т.д..

Вос-ль. Молодцы справились с заданием. Кто где живёт вы рассказали,

а теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Что умеют делать звери?»

Вос-ль : раз, два, три  повернись и в животных превратись. Дети превращаются в «зверей». Каждый из вас должен рассказать, что  умеет делать его животное, чем питается, как двигается.  

Дети:

           Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы:       орехи собираю, грибы сушу.

  • Я зайчик, Я умею прыгать, всех боюсь,  люблю  есть морковку
  • Я ёжик. Я умею сворачиваться клубочком, ловлю змей, мышей, зимой сплю.
  • Я волк, охочусь на зверей,  люблю есть мясо,
  • кошка, медведь, рыба и т. д.

Физминутка . Дикие животные

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Вос-ль: Ребята, а вы знаете, как ведут себя животные, если попадают в дом к человеку. Хотите узнать?( На мольберте портрет Е. Чарушина)

 Ребята  писатель Евгений Чарушин очень любил наблюдать за зверями и писал о них рассказы. Сегодня,  я познакомлю вас с рассказом  Е.Чарушина  «Лисята». (Читает рассказ.)

Беседа по рассказу.

Вос-ль:- Как называется рассказ?

             - Кто его написал?

             - О ком говорится в этом рассказе(о лисятах).

              - Какие были лисята? Как называет их автор? (шустрые,                     беспокойные, ловкачи).

             - Что они делали днем?  (спали)

              - Когда лисята просыпались? (ночью)

            - Что увидел охотник, когда пришел со службы?(нет лисят)

              - Где охотник искал лисят? (на шкафу, за комодом)

            - Где он нашел лисят? (в сапоге)

            - Что происходило с сапогом?(скачет, перевёртывается, подпрыгивает) 

Воспитатель показывает иллюстрацию автора к рассказу

- Посмотрите, вот наш веселый лисёнок в сапоге сидит. Правда, смешно? Про одного лисёнка скажем: веселый, смешной, беспокойный. А если их двое, скажем: они … весёлые, смешные, беспокойные (подчеркнуто произнести окончания). 

                 -А почему лисёнок залез в сапог? (Спрятался, подумал, что норка, захотел поиграть и т.д.)

           -  А как вы думаете, что значит поднимать возню, как можно сказать об этом другими словами?      (бегать, прыгать)

                - Скажите что-нибудь про лисёнка с весёлой (радостной) интонацией (шустро кувыркался лисёнок; у лисёнка веселое настроение).

           В. Ребята, а что вам больше всего понравилось в рассказе?

Повторное чтение понравившегося отрывка.

Дыхательное упражнение «В лесу» 

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз. Молодцы, а сейчас я буду показывать картинку  детеныша, и называть животного, а вы должны назвать его взрослых родителей (зайчонок – заяц (зайчиха); лисёнок – лиса (лис); волчонок – волк (волчица); медвежонок – медведь (медведица).

Са-са-са - это хитрая лиса

Су-су-су – и живет она в лесу

Рефлексия:

- Чем мы занимались на сегодняшнем занятии?- С каким автором мы познакомились?

- Какой рассказ мы сегодня читали?

Ребята, на занятии все активно работали. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи

Конспект занятия по развитию речив подготовительной к школе группена тему:«Рассматривание картины «Школа»...

Развитие речи детей в сюжетно-ролевой игре "Лиса с лисятами"

Программное содержание: учить принимать на себя роль другого, вызвать интерес к совместной игре со взрослыми и сверстниками. Развитие связной речи, звуковой культуры речи, обогащение словаря (сахарниц...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПОРАЗВИТИЮ РЕЧИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ПЕРЧАТКИ»

«Потеряли котятки на дороге перчатки». Чтение детям  английской народной песенки «Перчатки» в переводе Маршака, упражнение на совершенствование понимания речи. Цель: учить детей понимат...

Конспект по развитию речи пересказ произведения Е. Чарушина «Лисята»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 91»        Конспект по развитию речи в старшей группепереск...

Открытый показ НОД по развитию речи «Лисята» (Е.Чарушин)

Открытый показ НОД по развитию речи «Лисята» (Е.Чарушин)...

КОНСПЕКТЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «БОЛЬШОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

В ходе занятия дети закрепляют знания о различных видах транспорта....