Статья «Творчество К.Д. Ушинского и речь детей как объект изучения и воспитания»
статья по развитию речи

Журавлева Наталия Васильевна

Речь является мощнейшим фактором развития личности, благодаря которому мы человека можем назвать человеком. Роль речи в жизни человека как познавательного процесса неоценима, так как она тесным образом связана с мышлением, и низкий уровень ее развития тормозит развитие интеллектуальной сферы ребенка.К.Д. Ушинский внес огромный вклад в развитие педагогики и практики воспитания детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Творчество К.Д. Ушинского и речь детей как объект изучения и воспитания»

Введение

Речь является мощнейшим фактором развития личности, благодаря которому мы человека можем назвать человеком. Роль речи в жизни человека как познавательного процесса неоценима, так как она тесным образом связана с мышлением, и низкий уровень ее развития тормозит развитие интеллектуальной сферы ребенка.

Человек овладевает языком с детства, а всю оставшуюся жизнь его совершенствует. Основой речи является способность ребенка к усвоению языка, опирающаяся на физиологические речевые центры. Если ребенок рожден здоровым, то под влиянием различных факторов, его речь развивается и совершенствуется. Основным фактором развития речи и первым этапом общения является потребность в общении. Первостепенную роль в этом, несомненно, играет семья. В детском саду и школе роль процесса развития речи возлагается на воспитателей и педагогов, так как в зависимости  от их методики работы с детьми зависит успех. Важно создавать такие ситуации, которые будут побуждать ребенка к необходимости речевых высказываний. Значит, надо создавать такую речевую среду, которая и ведет к развитию речи. Это еще один из факторов развития речи ребенка. Об этом говорит К.Д. Ушинский, русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России. В этом и заключается актуальность изучения данной темы.

Творчество К.Д. Ушинского как нельзя лучшим образом способствует развитию речи в школе при чтении, изучении художественной литературы. Также важна культура речи учителя, посещение детских театров, чтение книг с родителями. Важным фактором также является активность самого ребенка, поэтому родителям необходимо с малых лет приучать ребенка к книге. Сначала он выступает в роли слушателя, правильная речь родителя воспринимается ребенком как норма, и в последствие, в сравнении с речью других людей он интуитивно оценивает ее качество. Затем, читая самостоятельно, он мысленно представляет те события, о которых читает, идет интенсивное развитие воображения, мышления, памяти, внимания и конечно много читающие дети пишут более грамотно.

К.Д. Ушинский внес огромный вклад в развитие педагогики и практики воспитания детей. О его творчестве, трудах и роли пишут многие авторы.
Проблемам воспитания посвящены многочисленные труды, книги и статьи Л.П. Алешина и Г.Б. Иванова, Е.Е. Вяземского и Е.Б. Евладова, Н.А. Ильина и Н.А. Шамкова, С.А. Пуйман, С.Ф. Егорова, Е.Л. Петуховой, Т.В. Карповой, Н.Л. Шеховской, Т. Коновалова, О. Шарапова, М. Песковского, В.С. Пылаева, С.В. Снапковской.

Творчество К.Д. Ушинского: роль произведений в развитии речи детей

К.Д.Ушинский - основоположник педагогической науки, народной общеобразовательной школы, идеи народности воспитания, многих проблем нравственного, трудового, умственного, религиозного воспитания личности, вопросов подготовки учителей, создатель книг для детского чтения.

Все педагогические идеи К.Д.Ушинского основаны на его педагогической деятельности, которая проходила в Демидовском Ярославском юридическом лицее, Гатчинском сиротском институте и Смольном институте благородных девиц. Особенно много нововведений он было в Смольном институте, что показало важность и ответственность роли женщины как активного члена семьи и общества. Девятилетний срок обучения был сокращен до семи лет, обе кафедры были уравнены по программе, в младших классах обучение стало наглядным, за основу был взят родной язык, история стала преподаваться интересно и живо, большую роль стали играть география, математика, русская история; он заложил основы педагогического класса, определил двухлетний срок подготовки будущих учителей.

Именно в педагогической деятельности взгляды К.Д. Ушинского окончательно сформировались в единую систему. Он затронул проблемы единства образования и воспитания, важности  нравственной стороны воспитания молодежи, гражданской и патриотической направленности образования, сочетание обучения с овладением родной речью, был основоположником отечественной педагогической науки. Размышляя о развитии педагогики, ее связи с другими науками, учитель создал фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания», или «Очерки по педагогической антропологии», ставший шедевром всей его педагогической деятельности. Он научно доказал, что учителю необходимо глубоко изучать психические законы и духовную природу детей, знать обстоятельства их жизни.

Учитель смотрел на педагогику как на искусство, и этому можно научиться только на практике, поэтому, считал он, учителю нужна была книга, которая помогла бы усвоить свойства человеческой природы. Он определил понятие педагогики, цель, предмет, средства воспитания, научно обосновал важность изучения человека со стороны антропологии, физиологии, биологии, истории, психолого-педагогических наук.

Историческая заслуга К.Д.Ушинского заключается в том, что он изложил, в соответствии с научными достижениями того времени, психологические основы дидактики - теории обучения. Он дал самые ценные указания о том, как развивать активное внимание детей в процессе обучения с помощью упражнений, как развивать сознательную память, закреплять учебный материал в памяти учащихся путем повторения, что является органичной частью процесса обучения.

Ушинский обосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы педагогического обучения: наглядность, систематичность и последовательность, тщательность и прочность усвоения учебного материала учащимися, разнообразие методов обучения.

Он посоветовал педагогам с помощью простых упражнений развивать у детей способность наблюдать различные предметы и явления, обогащать детей как можно более полными, достоверными, яркими образами, которые затем становятся элементами их мыслительного процесса. Он писал в своих работах: «Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово».

В развитии речи детей дошкольного и младшего школьного возраста Ушинский показывал огромную роль рассказывания историй по картинкам. Он указал на большое значение произведений народного творчества в воспитании и образовании детей. Он поставил русские народные сказки на первое место, подчеркнув, что в силу особенностей развития своего воображения дети очень любят сказки. В народных сказках им нравится динамичность действия, повторение одних и тех же оборотов, простота и образность народных выражений. Выступление К.Д. Ушинского в защиту сказки как одного из воспитательных средств было важным, так как некоторые учителя 60-х годов XIX века сказки отвергали, по причине того, что в них нет реалистичного содержания, что есть придумка того, что не всегда бывает в реальной жизни.

К.Д.Ушинский придавал большое значение другим произведениям русского народного творчества - пословицам, шуткам и загадкам в начальном обучении родному языку. Он считал русские пословицы простыми по форме и выражению и глубокими по содержанию, отражающими взгляды и идеи народа - народную мудрость. Загадки доставляют, по его мнению, полезное упражнение детскому уму, рождают интересную, оживленную беседу. Поговорки, шутки и скороговорки помогают детям развить чутье на звуковые цвета их родного языка.

В книгах Ушинского педагоги выделяют художественные тексты, которые будут полезны для изучения дошкольникам. Это относится и к коротким рассказам о животных. Животные изображены с присущими им манерами в той жизненной «роли», которая предназначена для них.

В некоторых своих работах К.Д.Ушинский приближает детей к самостоятельному выводу о том, что хорошо и что плохо, как поступать в той или иной ситуации. И, конечно же, его произведения как нельзя лучшим образом заставляет ребенка мыслить, а, значит, развивать речь и родной язык.

Следовательно, сказки К.Д. Ушинского имеют ярко выраженную поучительную направленность, также напоминающие русские народные сказки.

Одновременно с речью, как считал автор, идет мощное развитие мышления. Он настаивал на постоянной взаимосвязи развития речи при одновременном выполнении ребенком какой-либо деятельности, а особенно интеллектуальной.

К.Д. Ушинский отмечал большую роль педагогов и воспитателей в становлении речи детей, соответственно, предъявлял к их обучению и подготовке особые требования. Педагог, по его мнению, воспитывая и обучая ребенка, должен в первую очередь видеть в нем индивидуальность, отмечать особые отличительные качества.

Произведения К.Д. Ушинского, которые он издал, предназначены детей от младенческого до младшего школьного возраста, для чтения, что способствует развитию их мышления и речи. До сих пор его сказки, поговорки, рассказы современные педагоги используют в учебных программах образовательных учреждений.

Вклад К.Д.Ушинского в методику речевого развития дошкольников также состоит в том, что он изменил содержание и методы начального обучения родному языку, разработал обоснованный аналитико-синтетический метод обучения грамоте.

Он доказал необходимость подготовительного образования перед школой, накопления знаний детей об окружающих их предметах, совершенствования сенсорной культуры, развития речи на основе развития знаний и мышления. Взгляды К.Д.Ушинского на родной язык, его методические идеи были использованы при создании первых детских садов в России.

Список используемой литературы

  1. Духовные смыслы отечественной педагогики: К 180-летию со дня
    рождения К.Д. Ушинского: Материалы междунар. пед. чтений (Минск, 5-6 мая 2004 г.)/ Под ред. С.А. Пуймана (отв. ред.), М.В. Павловой, Н.Н.
    Яковлевой; Акад. последиплом. образования. – Минск: Акад. последиплом. образования. -2004. 136 с.

2.         Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания / Собрание сочинений, Том 8. М.: Изд-во Академия педагогических наук. – 1950, - 777 с.

  1. Эльконин, Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. - М.: Педагогика, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Значение пальчиковой гимнастики для развития речи детей"

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок начал разговаривать раньше, нужно развивать мелкую моторику рук. Уже доказанным фактором является связь между мелкой моторикой рук и уровнем развития речи ребёнка....

Презентация "Интеграция образовательных областей" Художественное творчество " и "Коммуникация" в развитии речи детей с ОНР"

Презентация "Интеграция образовательных областей" Художественное творчество " и "Коммуникация" в развитии речи детей с ОНР"...

Статья на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста в трудовом воспитании»

Статья «Развитие речи детей дошкольного возраста в трудовом воспитании»...

Влияние устного народного творчества Южного Урала на развитие речи детей 3-4 лет

Уральское устное народное творчество имеет свои особенности, в нем раскрываются быт и национальные традиции проживающих здесь народов. Знание фольклора родного края расширяет кругозор ребенка, укрепля...

Народное творчество, как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста

В современном, динамично развивающемся мире, наполненном гаджетами, обилием шумов различного характера, мы, взрослые, педагоги, должны уделять пристальное внимание речевому развитию подрастающего поко...

Краткосрочный творческий проект в подготовительной группе на тему: "Народное творчество как ресурс для развития речи детей"

Цель проекта:- Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.- Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир ск...

(статья) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

quot;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"...