Пересказ сказки "У страха глаза велики"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Беляева Людмила Петровна

Занятие по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_u_straha_glaza_veliki.docx19.79 КБ
Файл pereskaz_u_straha_glaza_veliki.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Пересказ сказки «У страха глаза велики».

.

Программное содержание: Учить пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей; учить объяснять значение слов, замечать смысловые несоответствия.

Содержание организованной образовательной деятельности:

1. Организационный момент:

Дети становятся в круг и читают стихотворение «Вышло солнце из- за туч».

2. Основная часть. Методические приемы:

1) Чтение сказки.

2) Беседа по сказке.

1.Почему это произведение называется сказкой?

  1. Как вы поняли название сказки — «У страха глаза велики»? Почему она так называется?
  2. О чем рассказывается в этой сказке?
  3. Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка. Какие у них были ведра?
  4. Какие звери почудились водоносам и какими словами они названы в сказке?
  5. Что вам больше всего понравилось в сказке?

Повторное чтение сказки.

Для пересказа можно вызвать шестерых детей. Они сами распределяют роли.

Воспитатель (поясняет). Ведущий начнет рассказывать сказку, а вы все внимательно слушайте. Каждый из персонажей должен сказать свои слова так, чтобы мы видели, как испугались бабушка, внучка, курочка и мышка.

Скажите, чей пересказ вам больше всего понравился и почему? Вы должны отметить, полностью ли ведущий рассказал сказку, как остальные дети сумели передать чувство страха, интересно ли они рассказывали.

Если дети не сумеют проанализировать пересказ и дать ему полную оценку, воспитатель делает это сам.

В сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими друг другу по смыслу, можно о них сказать? Какие они были? (Испуганные, трусливые, боязливые, пугливые.)

Подберите к этим словам противоположные по смыслу слова (смелые, мужественные, храбрые).

Физминутка «Будем прыгать и скакать!»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

3) Игра «Как сказать правильно?»

Воспитатель. Закончите фразу:

Подушка мягкая, а скамейка ... (жесткая).

Пластилин мягкий, а камень ... (твердый).

Ручей мелкий, а речка ... (глубокая).

Ягоды смородины мелкие, а клубники ... (крупные).

Кашу густая, а суп ... (жидкий).

Лес густой, а иногда ... (редкий).

После дождя земля сырая, а в солнечную погоду ... (сухая).

Покупаем картофель сырой, а едим ... (вареный).

Купили свежий хлеб, а на другой день он стал ... (черствый).

Летом мы ели свежие огурцы, а зимой ... (соленые).

Сейчас воротничок чистый, а завтра он будет ... (грязный).

Объясните, как вы понимаете эти выражения: «дождь озорничал»; «лес дремлет»; «дом растет»; «ручьи бегут»; «песня льется»?

Дети отвечают.

Бабушка подумала, что за ней гонится медведище. Почему сказано не медведь, а медведище?

Дети отвечают.

А когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами его называем?

Дети. Медведюшка, мишенька...

Воспитатель. Как мы называем большого, сильного волка?

Дети. Волчище.

Воспитатель. А не очень большого, не сильного?

Дети. Волчишка.

Воспитатель. Как назвать лису ласково?

Дети. Лисичка, лисонька, лисичка-сестричка.

Воспитатель. В сказке мышка сказала: «Котище-то какой усатый!» А как ласково сказать про кота?

Дети. Котик, котенька.

Воспитатель. Отметим, что в сказке говорится о том, чего в жизни не бывает. Сейчас я прочитаю уже знакомое вам стихотворение поэта J1. Станчева.

Это правда или нет ?

Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь. Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га» — пел соловей. Быстро дайте мне ответ — Это правда или нет?

Дети говорят, какие нелепицы они заметили.

А сейчас вы сами придумайте такую же небылицу. Пока один из вас говорит, другие пусть внимательно слушают и определяют, какое слово надо заменить, чтобы распутать путаницу.

Дети выполняют.

4)Игра «Дом — домище»

Воспитатель. Я назову вам слово. Вы находите другое слово и объясняете, как мое слово стало звучать — ласково, грубо, пренебрежительно...

Примерные группы слов: рука — ручка — ручища; дом — домик — домище; береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка; стол — столик; лопата — лопатка; дуб — дубочек; дождь — дождик — дождичек; река — речка — реченька — речушка; облако — облачко; туча — тучка; сапоги — сапожки — сапожищи; нога — ножка — ноженька — ножища; часы — часики; брюки — брючки; лист — листочек; ложка — ложечка; шапка — шапочка; письмо — письмецо — письмишко; друг — дружок — дружочек.

5)Игра «Закончи предложение»

Воспитатель. Закончите начатые мной предложения. Мальчик сначала подошел к дому, а потом от него... отошел. Утром ребята пошли в гости, а вечером... ушли. Мальчик вошел в комнату, вскоре он... вышел. Ребята бежали по правой стороне улицы, затем они... перебежали на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом. Их долго не находили, и они... выбежали.

Придумайте предложения со словами: шел — перешел — пошел — подошел — вошел — вышел — отошел.

Дети придумывают.

Замените словосочетание другими словами: ползет муравей — движется, передвигается; ползет поезд — едет очень медленно.

3. Итог занятия.

-чем мы занимались на занятии?

-что нового узнали?

-что было интересно?

-что вызвало трудности?



Предварительный просмотр:

Пересказ сказки «У страха глаза велики».

.

Программное содержание: Учить пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей; учить объяснять значение слов, замечать смысловые несоответствия.

Содержание организованной образовательной деятельности:

1. Организационный момент:

Дети становятся в круг и читают стихотворение «Вышло солнце из- за туч».

2. Основная часть. Методические приемы:

1) Чтение сказки.

2) Беседа по сказке.

1.Почему это произведение называется сказкой?

  1. Как вы поняли название сказки — «У страха глаза велики»? Почему она так называется?
  2. О чем рассказывается в этой сказке?
  3. Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка. Какие у них были ведра?
  4. Какие звери почудились водоносам и какими словами они названы в сказке?
  5. Что вам больше всего понравилось в сказке?

Повторное чтение сказки.

Для пересказа можно вызвать шестерых детей. Они сами распределяют роли.

Воспитатель (поясняет). Ведущий начнет рассказывать сказку, а вы все внимательно слушайте. Каждый из персонажей должен сказать свои слова так, чтобы мы видели, как испугались бабушка, внучка, курочка и мышка.

Скажите, чей пересказ вам больше всего понравился и почему? Вы должны отметить, полностью ли ведущий рассказал сказку, как остальные дети сумели передать чувство страха, интересно ли они рассказывали.

Если дети не сумеют проанализировать пересказ и дать ему полную оценку, воспитатель делает это сам.

В сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими друг другу по смыслу, можно о них сказать? Какие они были? (Испуганные, трусливые, боязливые, пугливые.)

Подберите к этим словам противоположные по смыслу слова (смелые, мужественные, храбрые).

Физминутка «Будем прыгать и скакать!»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

3) Игра «Как сказать правильно?»

Воспитатель. Закончите фразу:

Подушка мягкая, а скамейка ... (жесткая).

Пластилин мягкий, а камень ... (твердый).

Ручей мелкий, а речка ... (глубокая).

Ягоды смородины мелкие, а клубники ... (крупные).

Кашу густая, а суп ... (жидкий).

Лес густой, а иногда ... (редкий).

После дождя земля сырая, а в солнечную погоду ... (сухая).

Покупаем картофель сырой, а едим ... (вареный).

Купили свежий хлеб, а на другой день он стал ... (черствый).

Летом мы ели свежие огурцы, а зимой ... (соленые).

Сейчас воротничок чистый, а завтра он будет ... (грязный).

Объясните, как вы понимаете эти выражения: «дождь озорничал»; «лес дремлет»; «дом растет»; «ручьи бегут»; «песня льется»?

Дети отвечают.

Бабушка подумала, что за ней гонится медведище. Почему сказано не медведь, а медведище?

Дети отвечают.

А когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами его называем?

Дети. Медведюшка, мишенька...

Воспитатель. Как мы называем большого, сильного волка?

Дети. Волчище.

Воспитатель. А не очень большого, не сильного?

Дети. Волчишка.

Воспитатель. Как назвать лису ласково?

Дети. Лисичка, лисонька, лисичка-сестричка.

Воспитатель. В сказке мышка сказала: «Котище-то какой усатый!» А как ласково сказать про кота?

Дети. Котик, котенька.

Воспитатель. Отметим, что в сказке говорится о том, чего в жизни не бывает. Сейчас я прочитаю уже знакомое вам стихотворение поэта J1. Станчева.

Это правда или нет ?

Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь. Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га» — пел соловей. Быстро дайте мне ответ — Это правда или нет?

Дети говорят, какие нелепицы они заметили.

А сейчас вы сами придумайте такую же небылицу. Пока один из вас говорит, другие пусть внимательно слушают и определяют, какое слово надо заменить, чтобы распутать путаницу.

Дети выполняют.

4)Игра «Дом — домище»

Воспитатель. Я назову вам слово. Вы находите другое слово и объясняете, как мое слово стало звучать — ласково, грубо, пренебрежительно...

Примерные группы слов: рука — ручка — ручища; дом — домик — домище; береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка; стол — столик; лопата — лопатка; дуб — дубочек; дождь — дождик — дождичек; река — речка — реченька — речушка; облако — облачко; туча — тучка; сапоги — сапожки — сапожищи; нога — ножка — ноженька — ножища; часы — часики; брюки — брючки; лист — листочек; ложка — ложечка; шапка — шапочка; письмо — письмецо — письмишко; друг — дружок — дружочек.

5)Игра «Закончи предложение»

Воспитатель. Закончите начатые мной предложения. Мальчик сначала подошел к дому, а потом от него... отошел. Утром ребята пошли в гости, а вечером... ушли. Мальчик вошел в комнату, вскоре он... вышел. Ребята бежали по правой стороне улицы, затем они... перебежали на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом. Их долго не находили, и они... выбежали.

Придумайте предложения со словами: шел — перешел — пошел — подошел — вошел — вышел — отошел.

Дети придумывают.

Замените словосочетание другими словами: ползет муравей — движется, передвигается; ползет поезд — едет очень медленно.

3. Итог занятия.

-чем мы занимались на занятии?

-что нового узнали?

-что было интересно?

-что вызвало трудности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада на тему "Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"

Структура занятия:1. Организационный момент2. Чтение сказки "У страха глаза велики"3. Беседа по содержанию произведения4. ФИЗМИНУТКА  «Звериная зарядка»5. Игра "Какой? Какая?"6. Повторн...

Конспект занятия по развитию связной речи Пересказ русской народной сказки У страха глаза велики

Развитие связной монологической речи. Учить детей объяснять значение сслов, упражнять  в образовании существительных с уменьшительно-лоскательными суффиксами...

Пересказ сказки «У страха глаза велики»

учить пересказывать текст сказки последова­тельно, без пропусков и повторений, выразительно переда­вая речь персонажей...

КонспектНОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"".

Програмное содержание, Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"...

Пересказ сказки «У страха глаза велики

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Пересказ сказки «У страха глаза велики».Цели: привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народ...

Конспект занятия по развитию связной речи на тему «Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» (для детей 5-6 лет)

Конспект занятия по развитию связной речи на тему  «Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» (для детей 5-6 лет)...