Cловарная работа с младшими дошкольниками
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Толкунова Наталья Александровна

В словарной работе с детьми младшего дошкольного возраста основное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни; активизация разных частей речи, не только существительных, но и глаголов, прилагательных, наречий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon slov_rab.ppt2.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словарная работа с младшими дошкольниками Выполнила: Н.А.Толкунова

Слайд 2

Словарная работа – это… « Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка». М.М. Алексеева, В.И. Яшина. « Словарная работа – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов» А.М. Бородич.

Слайд 3

В словарной работе с детьми младшего дошкольного возраста основное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни; активизация разных частей речи, не только существительных, но и глаголов, прилагательных, наречий.

Слайд 4

Игра «Угадай игрушку». Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. Первый вариант Взрослый показывает ребенку 3–4 игрушки, а ребенок должен их назвать. Надо сразу научить ребенка правильно называть пред- мет: «Это... заяц (лиса, утенок)». Второй вариант Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет и х.

Слайд 5

Игра «Про кого я говорю» Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта. Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка. Волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».

Слайд 6

Упражнение «Скажи какой» Цель: учить выделять и называть признаки предмета. Взрослый достает из коробки предметы и называет их. Например: «Это груша». Ребенок должен описать предмет, перечислить его признаки: «Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он продолговатый, зеленый, хрустящий».

Слайд 7

Упражнение «Исправь ошибку» Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их. Взрослый рисует сам или показывает картинку, в которой в изображении предмета допущены неточности. Ребенок должен найти эти неточности. Например, на рисунке изображен цыпленок красного цвета , который клюет морковку. Или у медвежонка заячьи уши. Лиса нарисована синей и без хвоста. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые, маленькие ушки, у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

Слайд 8

Игровое упражнение «Кто больше увидит и назовёт» Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки пред- мета. В гости к ребенку приходит кукла. Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и описывают ее внешний вид (глаза, волосы). Затем в гости к ребенку приходит зайчик. Взрослый и ребенок описывают зайца: у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши. А как сказать одним словом, что у зайца длинные уши? Заяц какой? Длинно... (ухий). Хвост у зайца какой? Короткий. Значит, заяц короткохвостый. Появляется кошка. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые. Значит, кошка... белолапая. За правильные ответы кукла выдает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).

Слайд 9

Игровое упражнение «Что напутал Клоун?» Цель: находить ошибки в описании и исправлять их. В гости к ребенку приходят Клоун и его друзья (утенок, зайчонок, котенок и др.) Клоун представляет ребенку своих друзей и рассказывает про них, но делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит: «Мяу!». «У зайца маленькие ушки, он зеленый». «У кошки колючая шубка». Ребенок исправляет неточности, допущенные Незнайкой.

Слайд 10

Игровое упражнение «Какая кукла?» Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта. Взрослый говорит ребенку, что куклу назвали некрасивой, и она очень расстроилась. Надо ее успокоить — рассказать, какая она красивая. — Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: «Наша Таня... (самая красивая). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)». От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнени ю.

Слайд 11

Упражнение «Сравни кукол» Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками. Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Ребенок дает куклам имена (Катя и Таня) и говорит: «У Тани светлые и короткие волосы, у Кати — темные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати — черные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда». — Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот мячик... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик... (большой, красный). Что можно делать с мячами? (кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать). — Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какого он размера? Какой он? (Средний. Среднего размера.)

Слайд 12

Игровое упражнение «Сравни зверят» Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки. Педагог предлагает ребенку рассмотреть мишку и мышку. — Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще какой мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый.) А мышка какая? (Маленькая, серенькая, быстрая. Ловкая.) Что любит мишка? (Мед, малину.) А мышка любит... (сыр, сухарики). — Лапы у мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка пищит... (тоненьким голоском). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у мишки... (короткий). Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя.

Слайд 13

Игровое упражнение «Назови одним словом» Цель: закрепить представления детей об обобщающих словах. — Вспомни, где у нас спали куклы, на чем? (На кровати.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем сидят они? (На стульях.) Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф.... (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель). Какая мебель у тебя в комнате? — Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжи: платье, брюки... (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются... (одеждой). Какая одежда надета на тебе? — Сели куклы за стол. А там стоят... тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки. Это... (посуда). Из какой посуды ты ешь суп? Кашу? (Из тарелки, глубокой и мелкой) — Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Какие игрушки ты можешь назвать?

Слайд 14

Игровое упражнение «Куклы рисуют и гуляют» Цель: обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки. Первая часть В гости к ребенку приходят две куклы: большая и маленькая. Воспитатель говорит, что куклы захотели рисовать. Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая... (короткий). Большая кукла нарисует большой дом, а маленькая... (маленький). Как по-другому можно назвать маленький дом? (Домик, домишко.) Вторая часть — Куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут пошел сильный дождь, они спрятались под елочку. Большая кукла спряталась под высокой елкой, а маленькая... (под низкой). Дождь кончился, пошли куклы домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая... (по узкой). Пришли они домой, стали мыть руки. Сначала куклы повернули кран с горячей водой, а потом... (с холодной). А если смешать холодную воду с горячей, какая вода получится? (Теплая, прохладная.) Пошли куклы спать. У них были разные кроватки. Какие? (У большой куклы — высокая, у маленькой— низкая, у большой куклы — широкая, у маленькой— узкая.) Цель: познакомить детей с названиями противоположных эмоциональных состояний (веселый — грустный). — Стала девочка Маша играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Катя все время веселая, а Таня грустная. Как ты думаешь, почему? (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила). Как другими словами сказать, что Катя грустная? Какая она? (Печальная, расстроенная.) Что Катя делает? (Грустит, печалится, огорчается.) Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими теперь стали обе куклы — Катя и Таня? (Веселыми, радостными.)

Слайд 15

Принципы словарной работы единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления; опора на активное и действенное понимание окружающего мира; связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей; использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности; решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи; семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определённом контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

организация физкультурно-оздоровительной работы с младшими дошкольниками

Методические разработки воспитателя МДБОУ №32 Лещинской А.С....

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Сообщение из опыта работы на тему: " Детское экспериментирование - одна из наиболее эффективных форм работы с младшими дошкольниками"

Сообщение из опыта работы на тему: "Детское эксперименторование - одна из наиболее эффективных форм работы с младшими дошкольниками"...

Сообщение из опыта работы «Использование нетрадиционного физического оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с младшими дошкольниками»

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи – все это не укрепляет здоровье реб...

«Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими дошкольниками» (из опыта работы)

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка является приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укрепл...