"Мнемотехника"
презентация по развитию речи

Тараканова Светлана Михайловна

«Мнемотехника- искусство запоминания, совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Современная мнемотехника делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно  считается незапоминаемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей 869.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мнемотехника Выполнила: воспитатель МБДОУ ДС № 389 Тараканова Светлана Михайловна

Слайд 2

Что такое « мнемотехника»? Мнемотехника происходит от греческого « mnemonikon »- искусство запоминания. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82гг. до н.э., принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана . Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики ( ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современный энциклопедический словарь: «Мнемотехника- искусство запоминания, совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Современная мнемотехника делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой . Немного истории В наше время

Слайд 3

Актуальность темы. Проблемы детей (весь дошкольный период). Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса, темп речи. Плохая дикция.

Слайд 4

Принципы работы с технологией «Мнемотехника» Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребёнка; Принцип научной обоснованности и практической применимости- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

Слайд 5

Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса- рыжая плутовка, цыплята- жёлтого цвета. мнемоквадраты мнемодорожки мнемотаблицы Структура мнемотехники

Слайд 6

Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение.

Слайд 7

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

Слайд 8

Разучивание стихотворений На каждое слово или словосочетание придумывается картинка. Таким образом, всё стихотворение записывается схематически. После этого, ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Взрослый предлагает готовую схему, по мере обучения ребёнок активно включается в процесс создания своей схемы ( старший дошкольный возраст).

Слайд 9

Составление рассказов Можно составить описательный рассказ про игрушку.

Слайд 10

Можно составить рассказ о временах года.

Слайд 11

Сначала знакомимся с мнемоквадратами , затем с мнемодорожками .

Слайд 12

Отгадывание загадок

Слайд 13

Пересказ сказки «Курочка Ряба» ( мнемоквадраты )

Слайд 14

Мнемодорожки

Слайд 15

Мнемотаблицы

Слайд 16

Мнемотаблицы в старшем дошкольном возрасте

Слайд 17

Сказка « Теремок»

Слайд 18

Наш метод организации работы с детьми отличается: Интегративностью - образовательная деятельность реализуется в нескольких областях- «коммуникация», « познание» и др. Экономичностью- используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующие финансовых затрат; Процессуальностью - развитие ребёнка рассматривается как процесс; Здоровьесбережением - проявляются и реализуются потенции ребёнка, исходя из его потребностей и возможностей, ребёнок не испытывает давление со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника,наставника . Универсальностью- может использоваться педагогами других групп и детских садов.

Слайд 19

Принцип интеграции - целостность образовательного процесса обеспечивается взаимодействием образовательных областей. Музыкальное воспитание

Слайд 20

Безопасность

Слайд 21

Познание Взял треугольник и квадрат, из них построил домик, и этому я очень рад: теперь живёт там гномик. У нас растёт зелёный лук и огурцы зелёные. А за окном зелёный луг и домики зелёные. С зелёной крышей каждый дом, и в нём живёт весёлый гном в зелёных брючках новых из листиков кленовых.

Слайд 22

С детьми Использование мнемотехники в работе: С родителями С педагогами

Слайд 23

В работе с детьми мнемотехника может использоваться: в любое время; во всех видах деятельности. С педагогами по ознакомлению с мнемотехникой проводятся различные формы работы: консультации; презентации; мастер-классы; командные соревнования; конкурсы.

Слайд 24

Работа с родителями Это сложная и важная часть деятельности педагогического коллектива, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; Помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; Взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. В современных условиях дошкольное учреждение становится всё более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

Слайд 25

Работа с родителями по изучению мнемотехники: В группе была изготовлена информационная ширма для уголка развития речи «Мнемотехника для детей»; Папка-передвижка с образцами мнемотаблиц , составленных по произведениям ( стихи,сказки , рассказы); Родители вместе с детьми составляли дома мнемотаблицы по произведениям(сказки и стихи); Ещё планируем с родителями: составить дома рассказ с детьми по готовой таблице; провести конкурс-развлечение « Лучшие чтецы». В заключении нашей работы разместим информацию в блоге нашей группы.

Слайд 26

Сказка « Колобок».Семья Алёши

Слайд 27

Сказка «Репка». Семья Вари

Слайд 28

Стихотворение Как у нашей ёлки колючие иголки. Ветки – лапы называются, дети удивляются. ( Семья Маши).

Слайд 29

Коровушка, коровушка, Рогатая головушка! Малых деток не бодай, Молока им лучше дай!( семья Маши).

Слайд 30

В результате использования мнемотехнологии : Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире; Появляется желание пересказывать - ребёнок понимает, что это совсем не трудно; Заучивание стихотворений превращается в игру, которая очень нравится детям; Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников. Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут нам в развитии речи дошкольников.

Слайд 31

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

Мнемотехника в помощь родителям «Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, позволяющая визуализировать информацию. То есть это своего рода конспекты в картинках...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...

Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"

Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их р...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей"В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. ...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей» В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка да...